МААМ-картинки

Конспект занятия «Учите экспериментируя»

Надежда Беспалова
Конспект занятия «Учите экспериментируя»

Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний о мире – важнейшие черты детского поведения.

Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно-действенным и наглядно- образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строится на наглядных и практических методах.

Публикация «Конспект занятия „Учите экспериментируя“» размещена в разделах

Основным видом детской поисковой деятельности признанно экспериментирование, в котором ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

Задача воспитателей — поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия. Нужно организовывать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том,

что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка,

активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает

необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и

классификации, обобщения. Во время эксперимента дети формулируют

выводы.

Знания, добытые самостоятельно, всегда

являются осознанными и более прочными.

К формам детского экспериментирования относят :

- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные);

Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы: «Какой песок легче - сухой или мокрый?», «Что тонет в воде - камень, песок или дерево?», «Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?», «Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?» и т. д.

После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Затем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

- Целевые прогулки экскурсии;

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.). Также наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой.

-Развлечения и досуг.

К методам детского экспериментирования относят :

- Словесный (беседа);

- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт);

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.

- Практический (опыты);

Опыт используется как способ решения познавательной задачи.

Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?». Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий. Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта: дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.

- Объяснительно – репродуктивный;

Применяется при решении следующих задач:

- познакомить с чем-то;

- дать или расширить представления;

1) Продуктивный метод (готовые знания реализуются

в практической деятельности);

2) Метод проблемного изложения (решения проблемных

ситуации в разных условиях);

Приемы экспериментирования :

- сообщение;

- описание;

- объяснение;

- инструкции;

- постановка вопроса;

- показ (демонстрация) опыта.

Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества. Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные академиком Н. Н. Поддъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:

• В нём наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);

• В процессе экспериментирования достаточно чё тко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;

• Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

В ходе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; развитие речи при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;

• Детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Из сказанного следует важный методический вывод: не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Закон соподчинения форм другой: ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту. Чтобы такое стало возможным, педагог работает как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела.

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка — сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким, поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта. В процессе экспериментирования ребё нок приобретает следующие навыки: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы и предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. И здесь очень важна систематическая, целенаправленная работа педагогов.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания по ПДД «Учите с нами, играйте с нами!»Конспект родительского собрания по ПДД «Учите с нами, играйте с нами!» Конспект родительского собрания по ПДД «Учите с нами, играйте с нами» Цель: организовать совместную деятельность родителей, педагогов.

Консультация для родителей «Учите детей доброте!»Консультация для родителей «Учите детей доброте!» Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И задача нас, взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать.

Консультация для родителей «Учите детей играть» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Учите детей играть» Развитие детей на напрямую связано с развитием интеллекта. Поэтому обучению игре такое большое.

Консультация для родителей «Учите детей наблюдать» Дорогие родители! Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая.

Консультация для родителей «Учите детей петь» Музыка - одна из важных составляющих гармоничного эстетического воспитания, поэтому занятия вокалом включены в программу ДОУ. В детском.

Консультация для родителей «Учите детей внушая» Каждому родителю хочется, чтобы дети были умными, талантливыми и так далее. Но, чтобы это было так, детей не нужно вводить в транс. Они.

Консультация для родителей «Учите говорить правильно» Консультация для родителей: «Учите говорить правильно» Воспитатель высшей кв. категории: Маляева Т. Л. Дети должны прийти в школу с правильной,.

Консультация «Учите детей трудиться». Консультация «Учите детей трудиться». Во многих семьях родители недооценивают роль трудового воспитания в формировании личности ребенка.

Консультация «Учите любить и беречь родную природу» Консультация для родителей "Учите любить и беречь родную природу" Подготовил воспитатель средней группы «Б» Жилина Наталья Владимировна.

Папка-передвижка «Учите любить книгу» Уважаемые родители, очень скоро Ваши дети, наши выпускники станут школьниками. В школе ребятам раскрывается целый мир! Школа – это место,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Учите экспериментируя»
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 18:07
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД