Татьянина Наталья
Конспект занятия «Украсим матрёшке сарафан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с историей создания русской матрёшки.
Задачи:
- Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки.
- Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.
- Закреплять умение смешивать разные цвета для получения нужного оттенка.
- Воспитывать интерес к народной игрушке
- Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям.
Материал для работы:
- Силуэты матрёшек, вырезанные из плотного разноцветного картона с нарисованными лицами.
Публикация «Конспект занятия „Украсим матрёшке сарафан“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- Гуашь.
- Кисточки.
-Палитра
- Салфетка
- Игрушка – матрёшка, сделанная из папье-маше высотой 50 сантиметров.
Ход занятия.
1. Организационная часть.
Дети сидят полукругом.
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто к нам пришёл в гости? Сейчас посмотрим…
Вносит огромную матрёшку.
- Дети, это что за кукла такая нарядная к нам пожаловала?
Дети: Матрёшка!
Воспитатель: А я знаю загадку про матрёшку, слушайте внимательно
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок-глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрёшка)
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки. А вот ещё загадку послушайте
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка.
Рассказ воспитателя: Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разнимается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают шкуркой.
- Дети, как вы думаете, для чего фигурку обрабатывают шкуркой?
Дети: Чтобы поверхность была гладкой и было легче расписывать.
- Совершенно верно, и покрывают лаком.
Наиболее известна семёновская матрёшка-это прародительница современных матрёшек.
Были и загорские матрёшки и полхов- майданские, все они отличались росписью, но одеты одинаково: расписной сарафан, полушалок, передник. Давайте рассмотрим нашу матрёшку.
Дети: Матрёшка одета в русский сарафан, на голове шаль и передник.
Воспитатель: А какие узоры вы видите?
Дети: Цветы, листочки, веточки, ягода, бутоны.
Воспитатель: Матрёшки народ весёлый и нас приглашают поплясать.
Физкультурная минутка.
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки,
На ногах сапожки, Топают матрёшки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись,
Девчонки озорные
В сарафанах ваших пёстрых
Вы похожи словно сёстры.
Ладушки, ладушки
Весёлые матрёшки.
Движения выполняются по содержанию.
2. Практическая часть.
Воспитатель: Посмотрите, а наша матрёшка пришла не одна, а с подружками. Но почему подружки такие невесёлые и грустные?
Дети: У них не украшен сарафан.
Воспитатель: Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, а давайте мы поможем и украсим наряд?
Дети с радостью соглашаются.
- А как мы будем украшать? Что мы сможем нарисовать?
Дети: Цветочки и ягодки, листики, узоры.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики?
Дети: Берем кисточку макаем в воду лишнею воду мы убираем с кисточки и кисточку помещаем в краску. Если у нас нет такого цвета мы можем его сделать с помощью красок (синий+красный получается фиолетовый, белый+ красный получается розовый и так далия).
Воспитатель: Я хочу познакомить с новым элементом рисования – это клубничка. Возьмём краску красного цвета, и нарисуем клубничку, подождем пока краска подсохнет подом добавим черные пятна, как у клубнике.
Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия.
Если дети захотят иметь другой цвет, то можно применить приём смешивания, допустим - взять одну часть красного цвета и части белого и тщательно перемешать кисточкой в палитре.
Матрёшка «раздаёт» своих подруг детям, воспитатель просит детей придумать свой узор матрёшкам и приступить к работе.
Во время работы матрёшка «ходит» и наблюдает за выполнением задания, может подсказать или похвалить ребёнка.
Гимнастика для уставших пальчиков.
Долго, долго рисовали,
(руки сцеплены в замок и круговые вращения кистями)
Наши пальцы устали,
(встряхивание кистями рук)
Пусть немножко отдохнут,
(поглаживание каждого пальчика по - очереди)
И опять рисовать начнут.
Дружно руки разведём
(развели руки в стороны)
И опять рисовать начнём.
(хлопают в ладоши)
3. Заключительная часть.
Дети делают выставку из поделок, матрёшка их хвалит.
Воспитатель: У вас получились настоящие русские матрёшки, мы украсим нашу групповую комнату и будем любоваться ими, а сейчас распрощаемся с нашей гостьей. До свидания, матрёшка, приходи ещё!
Дети машут руками и прощаются.
Воспитатель:
- Какие игрушки были популярны в народе?
- Какие матрёшки в России самые известные?
- Какие костюмы носили матрёшки?
- Какое настроение возникает при взгляде на матрёшку?
Чем вам нравится эта игрушка?
Матрёшка на окошке.
Под ярким сарафаном.
И вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрёшка – детёныш.
А там ещё! Откуда?
А там опять…Найдёныш!
Умыты ручки, ножки,
У каждой у матрёшки.
Поглажены одёжки,
Почищены сапожки,
Поют матрёшки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
В. Приходько.