Получи документы

Конспект комплексного занятия в средней группе «В мире творчества. Народная игрушка»

Ольга Морозова
Конспект комплексного занятия в средней группе «В мире творчества. Народная игрушка»

МАУДО детский сад №5

Тема открытого мероприятия: «Народная игрушка»

Конспект комплексного занятия в средней группе :

" В мире народного творчества"

Публикация «Конспект комплексного занятия в средней группе „В мире творчества, Народная игрушка“» размещена в разделах

Воспитатель Морозова О. В., средней группы «Буратино».

Цель:

1. Приобщать детей к истокам народного декоративно прикладного искусства.

2. Развивать интерес к русской народной игрушке, желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду.

3. Ознакомление с русской игрушкой «Матрёшка», ее характерных особенностях, материале из которого изготавливают изделие.

4. Побуждать к самостоятельному выбору использования своих знаний и умений для украшения матрёшки декоративными деталями, узорами.

5. Формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

6. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

7. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ.

8. Развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение концентрировать внимание, творчество, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.

Словарная работа:

Обогащение словаря: светлица, сундук, сарафан, фартук, полушалок, сувенир, Символ России, семёновская, загорская, похлов - майданская.

Предшествующая работа:

Беседа на тему: «Игрушки из старины. Современные игрушки», экскурсия в «Острог», «Музей искусств», рассматривание матрешки, чтение книги «Матрешкины посиделки», дидактическая игра «Собери матрешку», рассматривание иллюстраций к книге «Народные промыслы»,.

Материал:

Медиапроектор, фото для показа; предметы декоративно-прикладного искусства:, глиняные, деревянные игрушки, дымковская игрушка, обрядовые куклы; матрешка -большая, объёмная, разрисованная, вырезанная из поролона (с рост человека); нарисованная на фанере русская печь, 2 дорожки, самовар с угощением, костюм русской красавицы девицы, сундук, наряды для детей.

Материал для игр: 1 Вариант - игрушка «Матрёшка» - 2шт.

2 Вариант – три матрёшки с наклеенными на фартуках геометрическими фигурами, три пластмассовые тарелки, комплект деревянных или пластмассовых геометрических фигур разного размера.

Ход занятия:

Детей на время выводят из группы, действия начинаются в раздевалке.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в наше далёкое прошлое. И посмотреть в какие игрушки играли наши предки? Хотите? (ответ детей) Тогда следуйте за мной.

(Воспитатель заводит детей в группу - светлицу)

Дети входят в группу, украшенную в русском деревенском стиле, под музыку «Ой вы сени», осматриваются.

Воспитатель (Девица-Мастерица) : (встречает детей в русском народном костюме) : Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, я Девица-Мастерица, а это моя светлица (парадная комната в доме! Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло! Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю. (Девица-Мастерица показывает детям, как правильно отдавать поклон, дети повторяют)

Девица-Мастерица: Много гостей - хозяйке радость!

Слышала, вы здесь про игрушки говорили? Вы их любите? (Ответ детей)

-А я вам сегодня очень много интересных и необычных игрушек принесла.

Посмотрите, в чём я их принесла к вам (девица подводит детей к сундуку, на котором написано «ДОБРО»).

В далёкие - далёкие времена, когда в домах ещё не было шкафов и тумбочек, сундук являлся самым распространённым предметом мебели. Он отлично подходил для хранения домашней кухонной утвари, одежды и драгоценностей. В некоторых домах до сих пор можно встретить этот «огромный ящик», которому трудно точно назвать возраст. Ведь люди пользовались сундуками на протяжении многих тысяч лет.

А у меня, ребята, он ещё и не простой, а волшебный! Чтобы его открыть, надо произнести волшебные слова. Послушайте какие: «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!». Давайте вместе с вами скажем эти слова. Скажем? Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова)

Девица-Мастерица предлагает погладить его, приговаривая: «Ой, какой хороший сундучок! А теперь мы его откроем и посмотрим, какие же я вам игрушки принесла»!

(Девица-Мастерица берет игрушку в руки, и рассказывает о ней)

В давние времена мама своей дочке могла сделать куклу их мешочка наполненного крупой и обвязанного красивыми лоскутиками ткани (показать, или сыночку из льняной ткани, игрушку-Петрушку (показать, или куколку из ниточек (показать). Но были в России такие деревни и села где трудились настоящие мастера игрушек.

Эти игрушки сделаны добрыми людьми, настоящими мастерами.

Вот Барышня-водоноска, такую игрушку мастерили в русском селе Дымково.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд!

Это филимоновский конь.

Кони глиняные мчаться

На подставке что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный, у большого индюка

Все расписаны бока.

Свистульки из Каргополя, семеновские матрешки, деревянные пирамидки, игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей.

Девица-Мастерица : Ребята, обычные деревенские люди делали игрушки из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

А народные умельцы, мастерили свои игрушки из глины или дерева.

(Показывает деревянные бруски и кусок глины)

Вот у меня деревянные брусочки и кусок глины, но они не такие яркие и красивые как игрушки? Почему? Нужно не только сделать или слепить игрушку, но и раскрасить красками!

(Снова обращает внимание детей на выставленные игрушки)

Все игрушки красивые!

А теперь отгадайте загадку

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

Но всего одна игрушка.

(Дети - Матрешка)

Правильно, это самая популярная, и по сей день, русская игрушка. (На экране появляется образ матрёшки)

Посмотрите, какая она красивая, весёлая. Я предлагаю вам, встать в хоровод и побывать в образе матрёшек.

1 Вариант. Физ. минутка

(Дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив).

Деревянные сестрицы.

чернобровы, круглолицы.

(Дети качают головой от плеча к плечу).

Любят яркие одежки

Деревянные матрешки.

(Дети кладут руки на пояс, делают полуобороты вправо и влево).

Как у нашей у Матрешки

Сарафан упрятал ножки.

(Дети выставляют поочерёдно ножки на пятку).

Как Матрена заплеталась

Да платочком покрывалась.

(Дети изображают, будто они плетут косу и завязывают в платок).

Чернобровы, круглолицы,

Очень дружат все сестрицы.

(Дети поднимают руки вверх и плавно качают ими вправо, влево).

Что случилось милый друг?

Кто-то спрятал всех подруг.

(Дети от удивления разводят руками).

Ты не бойся, песню пой,

Они сидят одна в одной.

(На слова «одна в одной» дети делают два хлопка в ладоши).

2 Вариант. Физ. минутка «Мы веселые матрешки» (под музыку).

Мы веселые матрешки

(руки согнуты в локтях, ладошки к щечкам)

Ладушки, ладушки

(хлопки в ладоши)

На ногах у нас сапожки

(показываем на ноги)

Ладушки, ладушки

(хлопки в ладоши)

Завязали мы платочки

(имитация завязывания узла)

Ладушки, ладушки

(хлопки в ладоши)

Раскраснелись наши щёчки

(ладошками закрыли щёчки, покачивание головой из стороны в сторону)

Ладушки, ладушки.

(хлопки в ладоши)

В сарафанах наших пестрых

(руки в стороны за юбочку)

Ладушки, ладушки

(хлопки в ладоши)

Мы похожи словно сестры

(руки согнуты в локтях, ладошки к щечкам).

Ладушки, ладушки

(хлопки в ладоши)

А сейчас садитесь удобнее, я расскажу вам историю о том, как появилась матрёшка.

Рассказ (использование медиапроектор)

Прошло сто лет с тех пор, как замечательные художники придумали и

создали первую матрёшку. Однажды в Московскую мастерскую, где делали игрушки, попала японская деревянная игрушка-японец, в которой помещалась мал мала меньше - вся его семья. Вот тогда-то и, знаменитый игрушечных дел мастер, (показ слайда) Василий Звёздочкин выточил из дерева похожую на эту игрушку, но свою русскую матрёшку. Восемь фигурок вкладывались одна в другую. Художник (показ слайда) Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрёшке была изображена девушка в сарафане (показ слайда, переднике и платочке с петухами. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя напоминала спеленатого младенца (показ слайда). Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. Матрёшки разрисованы цветами, ягодами, другими узорами, а некоторые даже держат в руках букет (показ разных матрёшек). Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям. И сейчас она любима у малышей. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской матрёшки остаётся прежней – бесконечность жизни, дружба да любовь!

Существует три основных росписи матрёшек.

1. Это матрешка из Семенова. Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка – цепь небольших бутонов – кайма с цветочными бутонами является отличительной чертой семёновской матрёшки. В манере росписи угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы (показ слайда)

2. У мастеров из Полхова - Майдана свой стиль декоративной росписи. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Платок у неё яркий, юбка тоже. Глаза чуть сощурены. Самое яркое пятно – это фартук. На нём расцвёл чудо – букет (показ слайда)

3. Загорская (Сергиев Посадская) – на голове у них разноцветные платки в горошек или цветочек, который обязательно завязан узлом. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу, обязательно в фартуке. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу (показ слайда)

Не зря матрёшка наша в мире славится-

В любых она нарядах хороша,

Приятна взору русская красавица

И греет сердце русская душа!

1 Вариант. К детям в светлицу выходит матрёшка (второй воспитатель, одетый в объёмную матрёшку, сделанную из поролона. В руках у неё 2 подноса, а на них разобранные матрёшки, ставит подносы на стол)

Матрё шка: Здравствуйте ребята (отдаёт детям поклон, они ей отвечают). Долго я до вас добиралась, да пока шла, наряды свои растеряла, сестриц своих перепутала. Грустно мне, помогите, пожалуйста!

Девица-Мастерица: Поможем Матрёшке? (ответ детей)

Матрё шка: Игра «Расставь матрёшек по росту». Ребята, вам нужно разделиться на две команды, и по команде: «раз, два, три начни», начинаем расставлять моих сестричек по росту (от самой высокой, к самой низкой, маленькой). Молодцы ребята, все отлично справились! Хотите поиграть ещё с матрёшками? (ответ детей)

Поиграем в игру «Кто быстрее соберет матрёшку». Вам нужно будет собрать всех матрёшек в одну. Готовы? Тогда начнё м: «раз, два, три начни».

Хорошо, все справились, но мне почему то всё равно грустно!

Девица-Мастерица: Ребята, а почему матрёшка грустит?

2 Вариант. К детям в светлицу выходит матрёшка (второй воспитатель, одетый в объёмную матрёшку, сделанную из поролона).

Матрё шка: Здравствуйте ребята (отдаёт детям поклон, они ей отвечают). Долго я до вас добиралась, да пока шла, наряды свои растеряла, грустно мне!

Девица-Мастерица: А мы Матрёшка много игр весёлых знаем и сейчас тебя повеселим? Повеселим Матрёшку? (ответ детей)

Игра «Ой, что за народ…» Девица-Мастерица медленно движется по комнате, рядом с ней матрёшка, дети двигаются за ними стайкой, Девица-Мастерица произносит слова :

- Ой, что за народ за матрёшкой идёт?

Матрё шка поворачивается:

- А-а! Вот какой народ! Быстро, быстро убежали (дети убегают, только ножки замелькали.

- Ой, что за народ в барабаны громко бьёт? ( Дети идут и говорят: «Бум! Бум! Бум!»)

Матрё шка поворачивается:

- А-а! Вот какой народ! Быстро, быстро убежали (дети убегают, только ножки замелькали.

- Ой, что за народ тихо-тихо так идёт? (Дети идут крадучись)

Матрё шка поворачивается:

- А-а! Вот какой народ! Быстро, быстро убежали (дети убегают, только ножки замелькали.

Девица-Мастерица собирает детей вместе и предлагает им поиграть ещё в одну игру, делит детей на две команды, раскладывает инвентарь.

ИГРА «Найди домики для матрешек»

На полу разложены матрешки красного и желтого цвета. С одной стороны комнаты красный домик для красных матрешек, с другой – для желтых. Под музыку дети раскладывают матрешек в домики.

Матрё шка: А я предлагаю вам поиграть в мою игру, которая называется «Найди платочек для матрешки» (в центр комнаты ставится поднос с платочками по количеству детей, не далеко от подноса ставятся два стула, Матрёшка, демонстрирует матрёшек и рассаживает их на стулья)

У меня есть 2 подружки (показывает) .

- Это матрешка какая? (большая)

- А эта? (маленькая).

- Есть и платочки. Этот платочек какой? (большой)

- А этот? (маленький)

Вам нужно, разобрать и разложить платочки, для большой повесить на спинку стульчика, большие платочки, а для маленьких, маленькие платочки. По сигналу, из каждой команды бежит по одному человеку, выбирают платочек и вешают его на стульчик той матрёшке, которой он принадлежит.

Девица-Мастерица убирает материал от предыдущей игры, приглашает детей в круг, располагает на полу перед ними геометрические фигуры. Предлагает представить, что это не просто фигуры, а леденцы разных форм. Затем ставит в дальнем конце комнаты матрёшек, а перед ними тарелки. У одной матрёшки на фартуке наклеен треугольник, у другой – квадрат, у третьей – круг.

- Давайте угостим, матрёшек леденцами. Вам надо отнести им в тарелку «леденцы» такой же формы, как вышивка у них на фартуке.

Дети должны носить леденцы в тарелки по одному, когда «леденцы» кончаются, Девица-Мастерица собирает детей возле матрёшек.

- А теперь давайте сравним фигуры в каждой тарелки и посмотрим, не допустили ли мы ошибок (если позволяет время, можно с детьми побеседовать о форме и размере геометрических фигур)

Девица-Мастерица: Ребята, а почему матрёшка до сих пор грустит, ведь мы с ней и поиграли, и угощениями её угостили?

Дети: Она грустная, потому что у неё нет нарядного сарафана, украшений на фартуке.

Девица-Мастерица: Правильно, матрёшке очень хочется, чтобы её сарафан был ярким и нарядным. Вы можете ей в этом помочь!

На столе лежат кружки, цветы, листики. Ими будем украшать одежду матрёшки.

(Девица-Мастерица обращает внимание детей на одежду матрёшки) А одета наша матрёшка в сарафан, кофту, фартук, жёлтый полушалок, мы будем украшать ей фартук

(показывает, дети повторяют незнакомые для них слова, предлагает образцы - схемы)

Дети, назовите, из каких элементов состоит узор? (Ответ детей)

Мастера, скорей за дело!

Украшай матрёшек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Дети отвечают, рассматривают последовательность, берут готовые формы на двухстороннем скотче и украшают матрёшке фартук)

Матрё шка:

Я девчонка удалая, заводная, озорная

Плакать, хныкать не люблю,

Вас сейчас повеселю.

Мы не будем здесь скучать,

Будем дружно танцевать!

Девица-Мастерица: Матрёшке стало весело, она захотела покружиться в хороводе. Сейчас мы с вами превратимся в матрешек (одевает платочки)

На них смотреть нам интересно.

А знаете, куклы танцуют чудесно.

Под наши веселые русские пляски

Они оживают как будто бы в сказке

Лишь музыка наши игрушки разбудит

Тут пляска для всех развеселая будет!

Танец девочек «Мы веселые матрешки» в русских костюмах.

Матрешка: Я не просто так пришла

Вам угощенье принесла.

Девица-Мастерица и дети: Спасибо матрёшка.

Матрешка: Ну а мне домой пора, досвиданье детвора!

(Дети прощаются с матрёшкой, гостями и садятся пить чай с баранками, во время чаепития, к ним присоединяется второй воспитатель)

После чаепития, Девица-Мастерица провожает детей, с воспитателем в раздевалку, сама быстренько переодевается, убирает все декорации и заводит детей в группу.

Проводится мини - викторина: (Примерные вопросы)

Ребята, где вы сегодня побывали? О чём разговаривали?

Кто вас встречал?

Ребята, какие материалы использовали народные умельцы, из чего они мастерили свои игрушки? (Из глины или дерева)

Кто такой мастер?

Какие игрушки вы видели?

Кто к вам в гости приходил?

В какую одежду одета матрешка? (Сарафан, кофта, цветастый фартук, желтый полушалок).

Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева).

Как можно играть с матрешкой? (Разбирать и собирать).

Что вам сегодня понравилось больше всего?

Публикации по теме:

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

Конспект интегрированного занятия в средней группе «В мире животных» Программное содержание: развивать коммуникативность, познавательные процессы (память, внимание, мышление, творческое воображение); Расширять.

Конспект комплексного интегрированного занятия в средней группе «Поможем ежику»Конспект комплексного интегрированного занятия в средней группе «Поможем ежику» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Конспект комплексного занятия в средней группе «Добрый доктор»Конспект комплексного занятия в средней группе «Добрый доктор» Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в средней группе №2 «Добрый доктор Айболит» Воспитатели.

Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка»Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка» Цель занятия: • Ознакомить детей с историей развития кукол оберегов и изготовить русскую береговую куклу на основе традиционной технологии.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «В мире стекла» .

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Задачи: познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой).

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «В мире профессий» Программное содержание: Закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, почтальон и т. д., об орудиях труда;.

План-проект образовательной деятельности в первой младшей группе «Народная игрушка» План – проект образовательной деятельности Время проведения (месяц) март Группа (младший возраст) 1 младшая группа. Ф. И. О. педагога ответственного.

Конспект занятия «Русская народная игрушка» Тема: Русская народная игрушка. Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой; расширять словарный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в средней группе «В мире творчества. Народная игрушка»
Опубликовано: 7 декабря 2017 в 12:50
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД