Приложение МААМ

Конспект народного праздника «Журавлики» или «Сорок сороков». (4 фото)

Анастасия Чумакова
Конспект народного праздника «Журавлики» или «Сорок сороков».
▼ Скачать + Заказать документы

Журавлики или Сорок сороков

Конспект народного праздника «Журавлики» или «Сорок сороков».
Фото «Сорок сороков»
Конспект народного праздника «Журавлики» или . - фото

Цели: рассказать детям о детском народном празднике Сорок сороков, продолжать знакомить детей с народными приметами, пословицами, поговорками, совершенствовать умение детей делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимости в природе; продолжать развивать умение детей выразительно и четко рассказывать стихотворения, активировать речь детей; развивать у детей наблюдательность; продолжать формировать у детей интерес к птицам, закрепить умение выделять их характерные особенности; развивать умение взаимодействовать в группе сверстников.

Публикация «Конспект народного праздника „Журавлики“ или „Сорок сороков“,» размещена в разделах

Материалы и оборудование: фотографии и картины с изображением птиц; снежинка, проталина из картона; аудиозапись голосов птиц и весенняя русская народная песня «Веснянка», шапочки – маски птиц (жаворонок, скворец, грач, ласточка, дятел, синица, аист, мячик, поделки птиц из соленого теста и «оригами», выпечка «жаворонки», ленточки из ткани.

Ход праздника:

1. Вводное слово воспитателя.

Дети сидят в группе за столами.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости!

Ребята возьмите друг друга за руки, улыбнитесь друг другу, а я улыбнусь вам. Пожелаем друг другу добра.

2. Беседа на тему «Жаворонки прилетели – весну на крыльях принесли».

- Ребята, а скажите какое сейчас время года?

Воспитатель читает стихотворение:

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

- Ребята, а какие признаки весны вы знаете?

- А какой сейчас месяц, день недели, число?

Сегодня, ребята, 22 марта. В деревнях в этот день справляли детский праздник Сорок сороков или «жаворонки». Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками» не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

В народе говорили, что к этому дню «сорок птиц прилетает из заморских стран. По обычаю хозяюшки пекли из теста фигурки птиц «жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. Дети гурьбой бегали по улицам и кричали заклички, зазывая весну.

Дети кричат заклички (в руках держат поделку жаворонка из соленого теста):

1 ребенок:

Жаворонки, жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну – красну.

Зима надоела,

Весь хлеб поела.

2 ребенок:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

3 ребенок:

Полно беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять – пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

Воспитатель:

- Ребята, а каких птиц вы знаете?

- Как мы называем птиц, которые зимуют с нами? Назовите их.

- А как называют птиц, которые прилетают к нам весной? Назовите их.

- Ребята, а чем люди могут помочь птицам в зимнее время?

- А народ ребята раньше наблюдал за птицами, и появились в народе приметы.

Дети рассказывают народные приметы:

1 ребенок: «Грач на проталину, скворец – на прогалину».

2 ребенок: «Увидал скворца – знай: весна у крыльца».

3 ребенок: «Сороки теплые - сорок дней будут теплыми, холодные - жди сорок холодных утренников».

4 ребенок: «Если ласточка летает высоко – к хорошей погоде, низко – жди дождя».

Воспитатель:

- А чем птицы похожи друг на друга? А чем отличаются?

3. Пальчиковая гимнастика.

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель.

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко.

Эта - зяблик.

Эта- стриж.

Эта - развеселый чиж.

Ну, а эта - злой орлан.

Птички, птички - по домам!

Воспитатель:

- А теперь ребята загадают нам загадки про птиц, а мы попробуем отгадать.

1 ребенок: «Спинкою зеленовата, животиком желтовата. Черная шапочка и полоска шарфика». (Синица).

2 ребенок: «Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины». (Ласточка).

3 ребенок: «Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни, и полет вошли в стихотворение». (Жаворонок).

4 ребенок: «Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит». (Дятел).

5 ребенок: «Он прилетает каждый год туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет». (Скворец).

6 ребенок: «Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей». (Грач).

7 ребенок: «Этой белокрылой птице в зоопарке не сидится. Чтобы люди улыбались,

к ним летит со свёртком. (Аист).

После каждой отгаданной загадки, ребенок показывает картинку – отгадку. Воспитатель включает аудиозапись голоса птицы.

Воспитатель:

- Ну, а теперь ребята немного разомнемся.

4. Физминутка.

1.«Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится:

Прыг- скок, прыг – скок, завертелась как волчок (прыжки на месте).

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку (присесть, наклоны головы вперед).

И с дорожки - на плетень: - Тири- тири, тень-тень-тень» (прыжки на правой, левой ноге).

2. На горе стоит лесок (круговые движения руками).

Он не низок, не высок (сесть, встать, руки вверх).

Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться).

По тропинке два туриста, шли домой из далека (ходьба на месте).

Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять).

5. Подвижные и дидактические игры.

Ребенок: А теперь, собирайся детвора,

Ждет вас русская игра.

1.«Назови птицу, имя которой начинается со звука В, Д, С, Ж, Г, Л, К, У, Т.

2.«Зимующие – перелетные».

Перед началом игры каждый ребенок называет свою птицу. Под музыку дети с шапочками – масками птиц разлетаются по ковру, как только музыка останавливается, дети с перелетными птицами летят к проталине, а с зимующими к снежинке.

3.«Отгадай правильно».

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч мальчикам - они называют зимующих птиц, а девочки перелетных. А потом воспитатель называет птицу. Если она зимующая ребенок отбрасывает мяч, если перелетная ловит.

6. Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко».

Воспитатель:

- А теперь ребята нам расскажут пословицы и поговорки о птицах:

1 ребенок: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

2 ребенок: «Птице даны крылья, а человеку – разум».

3 ребенок: «Птица сильна крыльями, а человек дружбой».

Воспитатель:

- В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Первыми прилетят жаворонок и кулик. Больше всего люди ждали маленькую птичку жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу проснуться после зимней спячки.

Услышали жавороночки наши заклички, да и прилетели к нам.

Воспитатель выносит корзину с жаворонками.

Ребенок: Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке,

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнёзд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Воспитатель предлагает всем полакомиться испеченными «жаворонками». И рассказывает, что на Руси существовал обычай съедать «жаворонков» с головы, чтобы не ссориться. А если съедали туловище, голову приносили домой и отдавали матери со словами: «На – ко, мамо, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был».

Весну красную и жавороночков мы встретили

Да как праздник наш прошел и не заметили.

Под веселый перепляс

Распрощаемся сейчас.

А наш праздник мы завершаем такими словами:

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране

Встречать любовно стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

Быть может, им в чужбине снился

Мой дом среди ветвей густых.

Пусть русское гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят -

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет -

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд

«Ты гнезда разорять не смей

На трогай птичьих гнезд!»

И мы не будем разорять –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

7. На прогулке нарядить обрядовое дерево: ленточками, поделками «жаворонками» из соленого теста, птицами «оригами». Одного сдобного «жаворонка» раскрошить для птиц.

Фото №1 Журавлики или Сорок сороков
Публикации по теме:

Целевые прогулки с детьми 3–4 лет в сентябре Целевые прогулки с детьми 3-4 лет в сентябре. Целевые прогулки 1. Целевая прогулка по территории детского сада. Цель: формировать умение.

Фольклорный праздник для детей «Троица»Фольклорный праздник для детей «Троица» 24 июня 2013г. в нашем детском саду прошёл фольклорный праздник для детей «Троица» Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект народного праздника «Журавлики» или «Сорок сороков».
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 19:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект народного праздника «Журавлики» или «Сорок сороков».» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Чумакова (УИ 25015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД