Анастасия Кулакова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей 6-7 лет.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать формировать понятия «семейный бюджет», «доход», «расход», «пенсия», «зарплата», «стипендия»;
• продолжать формировать представления о значении труда как способе зарабатывания денег, умении определять источники доходов и расходов;
• обогащать словарь детей ;
Развивающие:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• развивать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей;
• развивать экономическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, интерес к материально – предметному окружению;
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережливость и уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Воспитатель: Ребята я хочу прочитать вам стихотворение. Которое называется. «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даё т: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению? А, скажите мне, пожалуйста, кто из вас знает, что такое семейный бюджет?
Ответы детей
Из зала выкатывается клубок, там привязана карта – маршрут!
Воспитатель: Ой, ребята, что это такое? (поднимаю, разворачиваю, видим – карта.) Карта нас зовет в путешествие в страну Экономики. Чтобы мы с вами узнали, что же такое семейный бюджет, и закрепили знания о деньгах и их применении.
Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
- А что значит быть экономным?
Ответы детей
Воспитатель:
Для того, чтобы произошло наше перемещение в страну Экономики, нам нужна волшебная карусель. И чтоб она закрутилась, мы должны произнести волшебные слова:
«Карусель кручу, верчу,
Путешествовать хочу,
Чтобы очень умным стать,
В страну Экономики нужно попасть!»
- Открываем глаза. Вот мы и в школе.
1 й слайд: «Страна Экономики»
Показываю копилку.
Воспитатель:
- Ребята, что это такое?
- Для чего нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги? (ответы детей)
Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру
«Для чего нам нужны деньги?».
Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Воспитатель: Молодцы. А, сейчас интересные вопросы, вам хочет задать главный житель страны Экономики, Гном – Эконом, внимание на экран.
2 Слайд с гномом и вопросами
- Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
Ответы детей
- Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?
Ответы детей
- Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье?
Ответы детей
- Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
(Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.)
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет)
Воспитатель: Гном – Эконом благодарит, вас за работу, и предлагает отправиться дальше.
Воспитатель: Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Ответы детей
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
3 Слайд российские рубли
- Как называются наши деньги? (Рубль).
Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушки, камушки?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушки и камушки использовали, как средство обмена. Меняли на шкуру животного, еду.
4 Слайд Древний мир, ракушки, камушки
Ребята, а знаете ли вы, какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Ответы детей
Воспитатель: А может мы это проверим? Давайте пройдем в мини лабораторию.
Напомните мне Правило – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в таблицу, которая находится на доске.
(Сделать на доске монету и купюру, дети ставят плюсы)
- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента? (бумагу)
Ответы детей
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
ВЫВОД
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. В таблице под монетой ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент:
Воспитатель: Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Ответы детей
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД плюс монетке.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Ответы детей
Мы с вами потрудились, а сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка.
Продаются в магазине (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» - делаем хлопок)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть в ладоши над головой)
Чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. А, сейчас скажите мне, что такое расход и доход?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в каждой семье есть доходы и расходы, а сейчас мы с вами поиграем в игру доход и расход.
Что это – доход или расход? Объясни свой выбор.
-покупка хлеба в магазине (расход)
-оплата коммунальных услуг (расход)
-папа получил отпускные (доход)
-оплата за детский сад (расход)
-покупка игрушки (расход)
-бабушка получила пенсию (доход)
-дедушка выиграл в лотерею (доход)
-поездка на курорт (расход)
-сестра получила стипендию (доход)
-поломался телевизор (расход).
Воспитатель: А, сейчас прошу внимание на экран, мы с вами подведем итог, того что мы с вами узнали.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, вам понравилось, наше путешествие?
Сейчас вы будете по кругу передавать копилку, со словами: «Сегодня мне понравилось….,
Молодцы, за ваш труд, старания, я хочу подарить вам медали: «Юный финансист».
Воспитатель: Ну, а теперь нам пора отправляться в детский сад.
«Карусель кручу, верти,
В садик я попасть хочу!»
Спасибо за работу!