Мадина Асаналиева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте «Домовенок Кузя собирается в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : уточнять знания детей о слове, звуках, предложении, упражнять в звуковом анализе слова «Букет», закреплять знания о гласных и согласных звуках, Упражнять в медленном и быстром произношении скороговорки. Автоматизация звука Ж. Развивать мышление, внимание, память, фонематический слух, моторики пальцев рук. Закреплять знания о словах, знания о времени года весне.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте „Домовенок Кузя собирается в школу“» размещена в разделах
- Домовой, домовенок
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Предварительная работа: НОД по обучению грамоте, заучивание скороговорок, чтение сказки Т. Александровой «Домовёнок Кузька», чтение стихов и рассказов о весне, рассматривание картин о весне.
Оборудование: Картина для детей о весне, фишки для звукового анализа слова, карточки для звукового анализа слова БУКЕТ, указки для звукослияния, карточки с картинками для игры «Где прячется звук в слове?», грамота для детей, цветик семицветик, магниты, мольберт, листы для штриховки, простые карандаши.
Литература: В. Ельцова «Занятия по подготовке обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста», Т. Журова «Занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста»
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, кто - то стучится! Вы узнали его?
Дети: Это домовенок Кузя.
Кузя : Здравствуйте! Ребята, я тоже хочу, как и вы пойти в школу, чтобы научиться читать и писать. Царица Грамота дала мне задания и сказала, что если я их правильно выполню, то тоже могу осенью как и вы пойти учиться в школу. Но без вашей помощи мне не справиться. Научите меня тому, что сами умеете и знаете. А задания вот в этом конверте.
- Ой, я рассыпал волшебный цветик, а в нем задания.
Воспитатель: Ты не переживай, Кузя. Поможем, ребята, Кузе?
Дети: Да.
Кузя : Спасибо, ребята! Я желаю вам удачи!
Воспитатель: Приступим к первому заданию. Давайте возьмем первый лепесток цветика и прочтем задание!
- А задание такое – надо нам отгадать загадку:
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (Весна)
- Молодцы, правильно отгадали загадку! Скажите, какие приметы весны описаны в загадке? Какая бывает весна?
Дети: Весна солнечная, теплая, шумная, ласковая, ранняя, долгожданная, дождливая и т. д.
Воспитатель: - Что мы говорим друг другу, когда общаемся между собой?
Дети: Мы друг другу говорим слова.
Воспитатель: - Какие бывают слова?
Дети: Слова бывают длинные и короткие.
Воспитатель: - Что такое предложение?
- Какие бывают предложения?
Дети: Предложение – это слова связанные между собой по смыслу. Предложения бывают длинные и короткие.
Воспитатель: Посмотрите на картину. Что на ней изображено? Составьте по картине предложение из 2 – х, 3 – х и 4 – х слов!
Дети: Пришла весна. Ярко светит солнце. Дети гуляют в парке. (и т. д.)
Воспитатель:
Молодцы ребята! Вот мы и выполнили первое задание. Первый лепесток нашего цветика – семицветика займет свое место. (Дети на мольберте выкладывают цветик – семицветик)
Воспитатель:
Наше следующее задание в лепестке под номером 2. Давайте прочтем, что нам надо сделать!
Нам надо вспомнить, что вы знаете о звуках.
- Какие бывают звуки?
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
Давайте поиграем в игру «Топни – хлопни». Если я назову гласный звук – вы хлопнете в ладоши, а если назову согласный звук, то топнете.
(Воспитатель называет гласные и согласные звуки, а дети выполняют соответствующие действия – хлопают и топают)
Воспитатель: И с этим заданием мы справились, молодцы! Еще один лепесток цветика – семицветика занимает свое место.
- Теперь немного отдохнем!
Все жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла
Мед приносит нам пчела.
Воспитатель:
- Отдохнули? А теперь немного поиграем. Нам надо выполнить задание, которое в лепестке под номером 3. Давайте прочитаем, что надо выполнить.
Нам надо рассказать эту скороговорку быстро.
(Сначала повторяем медленно, а затем быстрее)
- Назовите слова со звуком ж, которые вы услышали в этой скороговорке.
- Какие еще вы знаете слова со звуком ж?
Дети: жук, жираф, жилет, жакет и т. д.
Воспитатель: Вот и еще одно задание мы выполнили!
Еще один лепесток семицветика занимает свое место.
Воспитатель: Следующее задание в лепестке под номером 4. Я вам прочитаю загадки, а вы в словах отгадках определите место звука, который я назову. Так что будьте внимательны!
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н]?
Дети. В середине слова.
Воспитатель.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
Воспитатель.
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы.
(Скворечник)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?
Дети. В начале слова.
Воспитатель.
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут.
(Гнездо)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?
Дети. В конце слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились. Еще один лепесток цветика – семицветика занимает свое место.
Воспитатель: Приступим к выполнению задания в лепестке под номером 5.
- У вас есть карточки, на которых картинки – слова. Посмотрите внимательно! Покажите сначала карточки со словами, состоящими из одного слога, из двух слогов, из трех и четырех слогов! (Дети выполняют задание и проверяют его правильность выполнения)
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились. Еще один лепесток цветика – семицветика занимает свое место.
Воспитатель: Следующее задание в лепестке под номером 6.
Я вам прочитаю загадку, а вы отгадаете её и мы проведем звуковой анализ слова отгадки! Ну что готовы? Тогда приступим!
Я принес в подарок маме -
Большое чудо с лепестками.
Чудо разноцветное,
Пахнущее, светлое. (Букет)
Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «БУКЕТ». Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.
-Какие звуки обозначаются синим цветом?
-Какие звуки обозначаются красным цветом?
-Сколько звуков в слове «БУКЕТ»?
-Какого цвета первый кружок?
Итак, приступаем к звуковому анализу слова «БУКЕТ».
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Букет. Один ребенок работает у доски.
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
-У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Еще один лепесток цветика – семицветика занимает свое место.
Воспитатель: Следующее задание в лепестке под номером 7. Давайте посмотрим, что же нам надо сделать!
Наша гостья Пчелка приготовила для вас бочонки с медом. Но они не простые. Вам надо их заштриховать.
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, маленький росток!
Здравствуй, легкий ветерок!
Я живу в родном краю
Всех друзей приветствую!
(Дети выполняют штриховку по словесному указанию педагога).
Бочонок в верхнем левом углу – прямыми вертикальными линиями сверху вниз, в нижнем правом углу – волнистыми линиями с лева на право, в верхнем правом углу – косыми линиями с верхнего правого угла в левый нижний угол, в левом нижнем углу – горизонтальными линиями с лева на право.
Воспитатель: Давайте проверим! (На мольберте образец, по которому сверяем правильность выполнения задания). Поднимите руки, кто правильно выполнил задание. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Еще один лепесток цветика – семицветика занимает свое место. Воспитатель: Ребята, посмотрите! Мы уже собрали наш цветик – семицветик. Кузя, вот мы и выполнили все задания Царицы Грамоты, Нам за то, что мы помогли Кузе и правильно выполнили задания, Царица Грамота выдает Грамоту. Вы такие молодцы, я надеюсь, что и в школе у вас все получится и вы будете учиться только на 4 и 5!
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Какие задания мы с вами выполняли? Какие задания вам понравились и почему?