Ольга Попова Владимировна
«История возникновения дорожных знаков». Конспект НОД по образовательной области «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности для детей
старшего дошкольного возраста
по образовательной области «Безопасность»
«История возникновения дорожных знаков»
Составила:
Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
Попова Ольга Владимировна
г. Ангарск.
Публикация «„История возникновения дорожных знаков“, Конспект НОД по образовательной области „Безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Дорожные знаки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Цель: Познакомить детей с историей возникновения дорожных знаков. Закрепить знания о дорожных знаках, видах светофора. Закрепить в речи название дорожных знаков. Совершенствовать диалогическую форму речи, умение рассуждать. Развивать внимание и память. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Словарь: населённый пункт, местность.
Оборудование: дорожные знаки крупных размеров, д/ игра «Собери дорожный знак и назови его», предметы: камень, ветка, кора, скульптура, столб; дидактическая игра «Лишний светофор», 2 макета улицы города, дорожные знаки для макета, два магнитных мольберта.
Интеграция образовательных областей : познание, социализация, коммуникация. Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Ход НОД:
Дети входят в зал.
В. Ребята, сегодня я приглашаю вас побеседовать о дорожных знаках, можно сказать, что мы совершим с вами путешествие в прошлое и познакомиться с историей возникновения дорожных знаков, но вместе с нами отправятся гости, которые сидят в этом зале, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).
В. Прежде, чем мы начнём беседу, я хотела бы вам прочитать письмо, которое прислал нам Мальчик Коля. (Воспитатель читает письмо) «Дорогие ребята, я узнал, что сегодня вы будете беседовать о дорожных знаках. Не могли бы вы рассказать мне, какое отношение к дорожным знакам имеют предметы, которые я вам отправляю - это камень, сломанная ветка и кора дерева. Мне очень бы хотелось знать, какую пользу в старые времена они приносили людям. Помогите мне, пожалуйста, это узнать» ( воспитатель из конверта воспитатель вынимает предметы: кора, камень, ветка)
В. Ребята, вы согласны помочь Мальчику Коле разгадать назначение этих предметов? (да,
(воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть предметы, которые прислал мальчик)
Как вы думаете, каким же образом, эти предметы связаны с правилами дорожного движения? (выслушиваются варианты ответов детей)
В. Ребята, мне нравится, что вы попытались рассуждать. Но сейчас, я хотела бы вам рассказать, что же обозначают и для чего нужны были эти предметы людям в старые времена. (воспитатель предлагает детям сесть на стулья)
Рассказ воспитателя о истории возникновения дорожных знаков : Как только человек «придумал» дороги, ему понадобились дорожные знаки, например для того, чтобы обозначать маршруты. Для этого путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы.
В. Ребята, а как вы думаете, легко ли человеку увидеть такие знаки? (нет) Почему? (такие дорожные знаки можно не заметить, проехать мимо). А как вы думаете, а могли ли эти знаки запутать людей? (да) Объясните, почему вы так думаете? (потому, что ветка сломается, а человек может подумать, что это дорожный знак и уехать в другую сторону и заблудиться).
В. Вы ответили правильно, молодцы. Вот и люди задумались о том, как же сделать знаки более заметными. И тогда люди вдоль дорог начали ставить статуи. (воспитатель показывает детям образец дорожного знака - статуи) А когда люди научились писать, на камнях начали делать надписи, чаще всего это были названия населенных пунктов. А что такое «населённый пункт»? (это город или деревня, где живут люди) – Вы совершенно правы.
В. Затем люди стали устанавливать высокие столбы с орлами наверху. Позднее на столбах стали указывать расстояние, название местности. Такие столбы стали красить в чёрные и белые полоски. Как вы думаете для чего? (чтобы было лучше видно) Правильно, эти полоски было видно в любое время суток.
И лишь много лет спустя, когда появились первые автомобили, придумали первые дорожные знаки : на чёрном или синем фоне белой краской были нарисованы символы – (Воспитатель демонстрирует изображение этих знаков : «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой»).
Ребята, как вы думаете, что означали в старые времена вот эти дорожные знаки? (выслушать предположения детей). А теперь, ребята, я скажу вам их правильное название, а вы покажите его на мольберте.
В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть вот на эти дорожные знаки. (воспитатель на мольберт выставляет современные дорожные знаки «Неровная дорога», «Опасные повороты», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пересечение равнозначных дорог») Кто может сказать, как называются эти дорожные знаки? Чем знаки старого и нового времени похожи, а в чем их отличие? (Похожи тем, что в центре дорожных знаков одинаковое изображение - символы, отличия – новые знаки имеют треугольную форму, с красной окантовкой, очень яркий цвет, немного изменилось название). Правильно.
Ребята, чтобы закрепить название этих дорожных знаков (воспитатель указывает на современные 4 знака) я предлагаю вам собрать их из частей и сказать их название. («Неровная дорога», «Опасные повороты», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пересечение равнозначных дорог)
В. Ребята, как вы думаете, изменилось ли количество дорожных знаков в наше время? почему вы так думаете? (увеличилось количество дорожного транспорта, больше существует правил дорожного движения).
В. Название, каких ещё дорожных знаков, вы знаете? (можно предложить детям встать в круг - ответы по цепочке.) («Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая», «Уступите дорогу», «Въезд запрещен» и др.)
( Физминутка: Ребята, а сейчас давайте немного отдохнё м:
Мы по улице шагаем, правила все соблюдаем и движения разминки повторяем без запинки: повернёмся мы налево, повернёмся мы направо, нет машин и путь открыт, пешеход уже спешит! По зебре смело он шагает, правила все соблюдает!
В. Ребята, как вы думаете, что может произойти на улицах нашего города, если исчезнут все дорожные знаки и светофоры? (в городе не будут соблюдаться правила дорожного движения. Без дорожных знаков, светофора будут происходить постоянные аварии. Если не соблюдаются правила дорожного движения, то могут пострадать не только машины, но и пешеходы, пешеходы не будут знать, где можно перейти улицу, а водители машин не будут пропускать друг друга).
В. Ребята, я с вами совершенно согласна, что очень сложно жить в городе, в котором отсутствуют дорожные знаки, нет светофоров и не соблюдаются правила дорожного движения. Там может произойти много аварий и пострадает большое количество людей.
В. Я думаю, что пришло время поиграть, мальчик Коля прислал для вас разные виды светофоров, которые он нарисовал, но он не может определить: какие из них существуют, и мы можем их увидеть на улицах города, а какие он придумал сам. (каждый ребёнок самостоятельно выполняет это задание) – после выполнения данного задания, листки со светофорами размещают на магнитных досках, ребята объясняют, какие светофоры изображены и существуют в реальности, а каких не существует)
В. Ребята, вы меня порадовали, справились с данным заданием и смогли определить, какие светофоры Коля нарисовал правильно.
В. Ребята, я предлагаю вам подойти к макетам, на которых изображены улицы города, вам нужно постараться правильно расставить дорожные знаки и светофоры. И объяснить, почему вы сделали такой выбор. Ребята, встаньте пожалуйста вокруг столов, так как с любой стороны вам будет видна улица и можете приступать к выполнению данного задания.
(самостоятельная работа детей по подгруппам, затем объяснение выполненного задания)
Вывод: Ребята, все люди должны знать дорожные знаки и их значение для пешеходов и водителей, соблюдать правила дорожного движения и заботиться о своей безопасности. Сегодня вы показали, что дорожные знаки – это ваши друзья, а мальчику Коле мы напишем письмо, но не словами, а с помощью рисунков и ваши знания помогут ему узнать много нового о дорожных знаках.