МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Звон колоколов»

Семёнова Федосья
Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Звон колоколов»

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей представление о назначении колокольни, колоколе и колокольного звона.

Познакомить со строением колокола (ухо, язык, тело).

Учить различать по характеру колокольные звоны.

Способствовать формированию у детей понимания места колокольного звона в православной традиции.

Развивать творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию „Звон колоколов“» размещена в разделах

Расширять словарный запас детей, вводя в речевой образ слова колокол, колокольня, звонарь, вечевой.

Воспитывать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

Предшествующая работа: беседы с детьми о храме, церкви, церковных служителях, колоколах Царь, Медведь, Лебедь; рассматривание иллюстраций с домами, храмами, замками; дидактические игры; музыкальные игры; слушание колокольных звонов; экскурсия на выставку «Храмы России».

Материал и оборудование: посылка, фоторепродукции «Архитектурный ансамбль острова Кижи», «Успенский собор во Владимире», «Церковь Ильи Пророка в Ярославле»; телевизор, ноутбук, цифровое пианино, CD-диск с изображением колоколов (колокол, Царь-колокол, Медведь, Лебедь,12 колокольчиков, колокольчики мини-музея, звукозапись звона колоколов (Благовест, Набат (Всполошный, Вечевой).

Методические приё мы:

1. Игровая мотивация: получение посылки.

2. Словесные:

1) проблемные вопросы:

- Как вы думаете, по своей архитектуре они отличаются от других зданий? Если отличается, то чем?

- Кто звонит в колокол?

- Ребята, когда появился первый колокол?

- А в каком веке мы с вами живем?

- Сколько времени прошло с появлением первого колокола?

- Ребята, как вы думаете, когда не было ни радио, ни телевидения, ни телефонной связи как люди узнавали о больших событиях?

- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?

2) художественное слово:

1. В снег, в жару и под дождем

В Дом Господень мы пойдем.

Скажем с мамой милой: «Господи, помилуй!»

2. Колокольня - это башня,

Где звонят колокола,

Нас зовя от дел домашних

На священные дела!

3. Звони, звонарь! Еще ударь!

Пусть туча удивляется,

Как без грозы и без дождя

Гром звонкий получается?

загадка: Не человек, а имеет тело, уши и язык. Не птица - а живет в высокой башне, нет головы, а есть уши; нет рта, а есть язык.

3. Наглядные:

1) рассматривание репродукций картин;

2) рассматривание изображений колокола, колоколов Царь, Медведь, Лебедь.

4. Практические:

1) музыкальная игра «Звоночек»;

2) слушание колокольных звонов;

3) игра «Звени в колокольчик».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети получают посылку.

-Ребята, с утра почтальон принес для нашей группы посылку. Посылку прислал дедушка Юли Янасловой Алексей Николаевич.

Воспитатель достает из посылки маленький колокол и читает письмо.

Здравствуйте ребята!

Пишет вам дедушка Юлечки Янасловой Алексей Николаевич. Я занимаюсь коллекционированием, собираю колокольчики и колокола. Юлечка рассказывала, что вы очень любознательные ребята. Я посылаю вам колокольчик, чтобы он помогал вам в течение дня, когда садиться, когда учиться, когда отдыхать расходиться.

- Ребята, посмотрите, какой интересный колокол. Какой он?

Ответы детей.

- Ребята, где вы видели колокола?

Ответы детей.

- Храм – самое красивое здание. Для чего люди ходят в храм?

Ответы детей.

- Правильно, люди, взрослые и дети ходят в храм, зажечь свечки и помолиться богу перед иконами.

В снег, в жару и под дождем

В Дом Господень мы пойдем.

Скажем с мамой милой: «Господи, помилуй!»

- Ребята, посмотрите, в зале представлены фоторепродукции разных церквей, храмов, с которыми мы познакомились в прошлом году.

Дети рассматривают картины.

- Кто помнит, как называются эти храмы? (поочередно спрашивает про каждый храм)

Ответы детей.

- Как вы думаете, по своей архитектуре они отличаются от других зданий? Если отличается, то чем?

Ответы детей.

- А где же в храме находятся колокола?

Ответы детей.

- Покажите на фоторепродукциях колокольни.

Дети показывают.

- У входа в храм или над его входом есть колокольня. Я знаю, что Боря знает четверостишие про колокольню. Прочитай, пожалуйста, нам.

Колокольня - это башня,

Где звонят колокола,

Нас зовя от дел домашних

На священные дела!

- Ребята, как вы думаете, может ли колокол сам говорить?

Ответы детей.

- А кто в них звонит?

Ответы детей.

- Правильно, в колокол звонит звонарь. Он должен обладать идеальным, тонким слухом, чувством ритма, чтобы люди могли понять, о чем звонят колокола. Кто помнит стихотворение о звонаре. Расскажите, пожалуйста.

Звони, звонарь! Еще ударь!

Пусть туча удивляется,

Как без грозы и без дождя

Гром звонкий получается?

- Ребята, я предлагаю вам тоже стать сегодня звонарями. А как вы думаете, чем мы можем заменить колокол?

Ответы детей.

- Ребята, я вам скажу по секрету, наш музыкальный руководитель Ираида Ивановна тоже собирает колокольчики и колокола для мини-музея.

Воспитатель открывает салфетку.

- Посмотрите, каких колокольчиков здесь только нет.

- А какие колокольчики вы видите?

Ответы детей.

- Колокольчики делают разной формы и из разных материалов.

- А из каких материалов сделаны эти колокольчики?

Ответы детей.

- Ребята, а сейчас поиграем в игру «Звоночек». Вам хорошо знакома, она яркая, звонкая.

Игра «Звоночек».

- Ребята, сегодня утром Юля загадала мне очень сложную загадку, и не поверите, я не смогла ее отгадать. Попробуем вместе отгадать. Юля загадай загадку:

Не человек, а имеет тело, уши и язык. Не птица - а живет в высокой башне, нет головы, а есть уши; нет рта, а есть язык.

Ответы детей.

Рассматривание частей колокола на экране. Дети садятся на стульчики у экрана телевизора.

- Обратите внимание на колокол. Какую форму он имеет?

Ответы детей.

- А что находится на макушке колокола?

Ответы детей.

- Что находится внутри колокола?

Ответы детей.

- Правильно, язык. Это металлический стержень, за который звонарь раскачивает его внутри колокола, ударяя о края колокола.

- Кто помнит, что означает слово «колокол»?

Ответы детей.

- Ребята, когда появился первый колокол?

Ответы детей.

- А в каком веке мы с вами живем?

Ответы детей.

- Сколько времени прошло с появлением первого колокола?

Ответы детей.

- Как называется самый большой колокол?

Ответы детей.

- Посмотрите на экран. Что это за колокола.

(Дети смотрят изображения колоколов Царь, Медведь, Лебедь)

- Какие они по величине?

Ответы детей.

- Это огромные колокола. Ребята, как вы думаете, когда не было ни радио, ни телевидения, ни телефонной связи как люди узнавали о больших событиях?

Ответы детей.

- На Руси, так называли в старину Россию, очень давно, когда не было ни радио, ни телевидения, ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей для того, чтобы оповестить их о каких либо событиях: о хороших или плохих, радостных или печальных.

- А как вы думаете, что это были за события?

Ответы детей.

– Торжественный звон означал …

Ответы детей.

Звон радостный – значит …

Ответы детей.

Звон праздничный – упоминал.

Ответы детей.

Звон веселый.

Ответы детей.

– А вот тяжелый, скорбный звон что означал?

Ответы детей.

Слушание и определение характера звона колоколов.

- Ребята, а сейчас мы с вами послушаем звон колоколов. Они вам знакомы, а сегодня вы услышите и незнакомый для вас колокольный звон. Будьте внимательны.

(Звучит запись Благовеста).

- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?

Ответы детей.

- Благовест – извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести.

(Звучит запись Набат (Всполошный)

- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?

Ответы детей.

- Набат – извещал о пожаре, о бунте, или если подступал враг и других бедствиях. По-другому Набат называют Всполошный.

(Звучит запись Вечевой)

- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?

Ответы детей.

- А вот Вечевой собирал жителей на собрание на главной площадь города, чтобы обсудить важные вопросов войны и мира, судьбы тех или иных людей. Слово Вече - означает народное собрание.

- Колокола и в наше время созывают народ на церковные службы и праздники. Каждый день утром и вечером человек слышит колокольный звон.

Игра «Звени в колокольчик»

- А теперь и мы с вами попробуем тоже позвонить по-разному, только на колокольчиках. Сейчас разделимся на три группы, и первая группа предупреждать: бе-да, бе-да! Вторая группа позовет работать: ра-бо-тать, ра-бо-тать. Третья будет празднично звонить : ве-се-ло всем, ве-се-ло всем! (Детям раздаются колокольчики, и по знаку воспитателя они поочередно звонят в разном ритме.)

Подведение итогов.

- Ребята, вы сегодня были очень активными, любознательными, внимательными. Подведем итог.

- Что же мы нового узнали?

– Где размещается церковный колокол?

– Как называется человек, умело звонящий в колокол?

– О чем может извещать колокольный звон?

– Как называют колокольный звон, который собирал жителей на собрание на главной площадь города?

– Как называется самый большой в мире колокол?

Публикации по теме:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие в Добрый мир» Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему «Путешествие в Добрый мир» Воспитатель: Боголепова Е. Н. 25 ноября 2017 г Цели:.

Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Первые в космосе» Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Первые в космосе» Составила воспитатель Костина.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Донской сувенир. Подкова на счастье»Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Донской сувенир. Подкова на счастье» Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация подковы-оберега).

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Зернышко» КОНСПЕКТ НОД ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ Тема: «Зернышко» Цель занятия: познакомить детей со сказкой В. Сухомлинского «Одно.

Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет по духовно-нравственному воспитанию «Лучик добра» Цель: Продолжать формировать у детей представления о нравственных качествах: доброте, отзывчивости. Задачи: - Обобщить представления детей.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Дерево доброты и благочестия»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Дерево доброты и благочестия» униципальное бюджетное детское образовательное учреждение "Детский сад обще развивающего вида №56" с. Васильевское Сергиево-Посадского района.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 6–7 лет «Душевная красота» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 96 г. Комсомольск-на-Амуре Тема: Душевная красота.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Милосердие. Святой Николай» в старшей группе Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию: "Милосердие. Святой Николай".В старшей группе. Цель занятия: Подать детям образ милосердного.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему «Храм Рождества Пресвятой Богородицы» Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения храма Рождества Пресвятой Богородицы; воспитывать духовно – нравственные.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Два жадных медвежонка» Конспект занятия "Два жадных медвежонка" Задачи: 1. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки; 2. Видеть взаимосвязь между.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Звон колоколов»
Опубликовано: 16 октября 2018 в 18:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД