Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «На лугу»

Елена Сидорова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «На лугу»

НОД "На лугу" в подготовительной к школе группе

Образовательная область : Познавательное развитие.

Тема: «Насекомые»

Интеграция образовательных областей : Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид НОД: Занятие-путешествие.

Форма проведения образовательной деятельности : фронтальная.

Воспитатель первой квалификационной категории Сидорова Елена Альбертовна

Цель:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира „На лугу“» размещена в разделах

Расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).

Оборудование:

Предметные картинки - иллюстрации насекомых, цветов; демонстрационный материал «Чудесные превращения бабочки»; аудиозапись «Звуки насекомых на лугу».

Предварительная работа:

Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе, рассматривание иллюстраций с насекомыми.

Планируемый результат: Дети умеют отличить насекомых от других существ по характерным признакам. Дети должны прийти к выводу, что в природе не существует бесполезных или вредных растений, насекомых или животных. Все они выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга.

Ход НОД:

Воспитатель: Тает снежок, ожил лужок

Вода прибывает, когда это бывает? (Весной)

- Назовите весенние месяцы

Перед весной какое время года прошло? –Зима

-Назовите зимние месяцы

- После весны какое время года наступит? (Лето)

-За летом придет? (Осень)

-Назовите осенние месяцы

-Сколько месяцев в году?

Какое сейчас время года (Весна)

А месяц какой? (Май)

На улице потеплело, распустились листочки, появились первые цветочки и мы с вами отправимся сегодня на луг, (тихо звучит музыка «Звуки луга») закройте глазки, послушайте! как хорошо на лугу! Светит солнышко, пахнет душистыми цветами и травами, слышится голос птиц. Слышите, кто это жужжит (пчелка, а стрекочет кто (кузнечик, а каких еще насекомых мы можем встретить гуляя по лугу? (ответы детей)

(Воспитатель в это время раскладывает «на полянке» цветочки под которыми прячутся насекомые : бабочка, божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, жук)

Ребята откройте глазки и посмотрите, мы с вами оказались на лугу среди душистых цветов, а цветочки привлекают различных насекомых.

А знаете ли вы, почему их так называют – насекомые? От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.

Я предлагаю вам понаблюдать за жизнью насекомых, но так, чтобы не мешать им. Хотите рассмотреть насекомых поближе?

Предполагаемые ответы детей: Да! Хотим!

Воспитатель: Чтобы найти насекомых нужно двигаться медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы их не распугать.

1. Что бы узнать кто прячется под этим цветком отгадайте загадку:

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Кто это? (Бабочка)

Ксюша посмотри, кто там под цветочкам сидит?

Правильно бабочка.

Воспитатель: уточняет у детей строение тела бабочки, из каких частей состоит, как передвигается, чем питается. Заслушав ответы детей, воспитатель дополняет рассказ о бабочках.

Воспитатель: На земле насчитывается более 140 тысяч видов бабочек. Их крылья покрыты мелкими чешуйками, которые содержат красящие вещества и обеспечивают чудесную окраску бабочек. Если взять бабочку в руки, то можно повредить эти хрупкие чешуйки и тогда бабочка погибнет. Размах крыльев самой большой бабочки – 30 см; самых маленьких – всего 2 мм. Бабочки сосут нектар и таким образом и питаются и переносят на своем тельце пыльцу, которой опыляют растения. А если время цветов еще не пришло, то они могут попить березового или кленового сока.

Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «На полянку шли, насекомых нашли».

Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два три – движение бабочки покажи…».

2. Давайте посмотрим, а кто прячется под этим цветочком, отгадайте загадку:

Не жужжу, когда сижу,

не жужжу, когда хожу,

не жужжу, когда тружусь,

а жужжу, когда кружусь. (Жук).

Давайте проверим, заглянем под цветочек, Миша посмотри кто там прячется? правильно жук.

Воспитатель сначала задает те же вопросы детям, затем дополняет рассказ.

Воспитатель: А разных видов жуков в природе существует еще больше, чем бабочек, - около 300 тысяч видов. У всех жуков прочные передние крылья – их называют надкрыльями. Они служат прикрытием, защитой для задних крыльев, перепончатых, сложенных на брюшке. У некоторых видов жуков задних крыльев не бывает – такие жуки не могут летать.

3. А под этим цветочком прячется:

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней,

А на ней кружочки,

Черненькие точки. (Божья коровка)

Один из детей достает из под цветочка Божью коровку.

Воспитатель: А почему божьи коровки так называют? Их называют коровками, потому что они умеют выделять «молоко», правда, не белое, а оранжевое, в случае опасности они выпускают едкую пахучую жидкость. Из-за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы. Посмотрите, божья коровка красного цвета, с черными точками. У божьей коровки есть крылья? (Да) Одни крылья у нее жесткие, красного цвета, а другие – мягкие, прозрачные. Говорят, что если божья коровка сядет на ладонь, это принесет удачу. А знаете ли вы потешки или заклички про божью коровку?

Дети читают наизусть заклички или потешки по собственному выбор

Продолжим играть в игру «На полянку шли, насекомых нашли».

Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два три – движение жука покажи…».

4. Давайте посмотрим кто сидит под этим цветочком:

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей)

Один из детей достает из под цветочка муравья.

Воспитатель: уточняет у детей строение муравья, из каких частей состоит, как передвигается, чем питается. Заслушав ответы детей, воспитатель дополняет рассказ о муравьях.

Воспитатель: Муравьи живут огромными общинами, строя свои города. В их обществе существует четкое распределение обязанностей. Например, среди муравьев есть рабочие. Они строят муравейник с многочисленными ходами и собирают гниющие растения, чтобы прокормить колонию. Рабочие постоянно и во всем помогают друг другу и действуют сообща. Другие муравьи защищают колонию. Их называют солдатами. Это большеголовые муравьи с сильными челюстями. Все муравьи колонии выводятся из яиц, отложенных одной самкой, королевой. Королева откладывает до 30 тысяч яиц в день. Из-за такого количества яиц она очень толста. Самка муравья может жить так же долго, как и человек. А вот охраняют муравьиные яйца, ухаживают за ними муравьи-няньки. Они следят за тем, чтобы температура всегда была подходящей, - поэтому перетаскивают яйца из подземных ярусов муравейника в верхние и наоборот.

5. Кто же еще прячется на нашем лугу, посмотрим?

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела).

Один из детей достает пчелку из под цветка.

Воспитатель коротко рассказывает о пчелах, которых человек стал приручать очень давно, строя им специальные домики-ульи, чтобы пчелы снабжали людей медом и воском. Пчелы – это тоже общественные насекомые, они не могут существовать поодиночке, живут большими семьями.

6. И последний наш цветочек:

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

Воспитатель: Знаете ли Вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке. Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип, стрекот. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. (Показывает на картинке задние ноги кузнечика.) В Малайзии обитают кузнечики длиной в 25 см., а прыгает он на 5 метров. У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья? А уши у кузнечиков находятся на ногах. Одни кузнечики питаются растительной пищей, другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами

Воспитатель: Продолжим играть в игру «На полянку шли, насекомых нашли».

Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два три – движение кузнечика покажи…».

7. Воспитатель предлагает детям, внимательно посмотреть на насекомых, которых мы нашли на лугу под цветочками, и сказать, какие общие признаки есть у всех насекомых.

После того как дети сформируют свои наблюдения, воспитатель подводит итог: у всех насекомых 6 лапок, тело разделено на 3 части (голова, грудь, брюшко, у всех есть усики.

8. Ребята, а я пока гуляла на лугу попала в паутину, а там сидел вот кто.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением паука и просит детей ответить на вопрос.

Воспитатель: Паук – это насекомое?

Проводя сравнительный анализ иллюстраций, дети могут самостоятельно прийти к выводу, что пауки насекомыми не являются.

Воспитатель: Действительно, ученые относят пауков к совершенно особому виду живых существ, паукообразные. Ног у насекомого шесть, а у паука — восемь. Кроме того, у паука имеются хелицеры — маленькие конечности с ядовитыми коготками, расположенные рядом с ротовым аппаратом. Передняя часть тела также отличается: у насекомых подвижная голова отделена от груди, у паукообразных нет даже какого-то подобия «шеи», голова объединена с грудью в одну часть тела, которая так и называется — головогрудь. Голова всех видов насекомых украшена парой усиков, у пауков эти усики отсутствуют.

9. Воспитатель: (показывает гусеницу) Ребята, а как вы думаете, а можно ли гусениц назвать насекомыми?

Предполагаемые ответы детей: Да. Нет.

Воспитатель:

Гусеницы — личинки бабочек — вышедшие из яиц.

Воспитатель рассказывает детям о процессе развития насекомых, используя изображения демонстрационный материал.

- Бабочка откладывает яички

- Из яичек появляются личинки-гусеницы. Они активно питаются, поедая листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут уничтожать практически всю листву на каких-то растениях.

- После того как гусеница, наедаясь, вырастает до определенных размеров, она начинает выделять тонкую нить из специального отверстия на брюшке, и обматывает себя этой нитью, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает. Внешне куколка кажется совершенно неподвижной, но внутри у нее серьезные процессы, происходят изменения.

- Из куколки выходит крылатая бабочка.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, что, например, бабочки питаются нектаром цветов или соком фруктов. Они практически безвредны. А вот личинки бабочек – гусеницы – могут нанести большой вред растениям. Такие вредные насекомые, как саранча, могут уничтожить посевы пшеницы на больших площадях. От укусов комаров страдают и взрослые, и дети, можно даже заболеть от укуса комара. Мухи и тараканы тоже разносят инфекцию. Возникает вопрос: зачем в природе существуют такие вредные насекомые? Они не приносят человеку никакой пользы, а лишь один вред (воспитатель выслушивает мнения).

Предполагаемые ответы детей: В природе существуют и вредные (тараканы, мухи, комары,) и полезные (пчелы, бабочки, божьи коровки,) насекомые.

Воспитатель: Почему большинство птиц является перелетными, то есть они улетают от нас на зиму и вновь возвращаются лишь весной?

Предполагаемые ответы детей: Зимой для них нет корма – насекомых. Многие птицы питаются насекомыми, и если бы мы бездумно начали уничтожать насекомых с помощью специальных ядовитых веществ, тогда от голода погибли бы и птицы. А птицы играют важную роль в природном равновесии.

Воспитатель: Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые?

Дети должны сами прийти к выводу, что в природе не существует бесполезных или вредных растений, насекомых или животных. Все они выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга.

Воспитатель: Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь! Но нам пора заканчивать, я думаю мы сегодня с вами отлично погуляли по лугу, полюбовались цветочками и встретили много различных насекомых. Что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что запомнилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли. На память о нашем путешествии на луг я хочу подарить вам раскраски с изображениями насекомых, раскрасьте их в свободное время. До свидания!

Публикации по теме:

«Экскурсия в океанариум». Конспект образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе мальчиков «Экскурсия в океанариум» Составление.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Профессии» Программное содержание: расширять знания детей о разных профессиях: повар, врач, продавец, портниха, воспитателя, строителя, и т. д. Учить.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в младшей группе «Знакомство с родным селом» Создано 25.03. 2018 Автор: Вопилова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с «Сказка», с. Орлово ННР Алтайский край Конспект непосредственной.

Конспект непрерывно — образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Флаг России прошлое и настоящие» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира подготовительная группа «Профессии» Конспект НОД в Подготовительной группе Тема: «Профессии» Цель: расширить представления детей о туде людей разных профессий. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Профессия эколог» Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Профессия эколог». Цель: познакомить с профессией эколог. Задачи: 1. Обучающия. Дать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Необъятный космос» Цель: Систематизация знаний о космосе, космонавтах и их работе. Задачи: Обучающие: • вспомнить ранее изученный материал о космосе; • уточнить.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Как мы дружим» Программное содержание: Образовательные задачи: 1)формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Свойства снега» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами снега; обратить внимание детей на то, во что может превратиться вода; научить правилам.

Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Животные Антарктиды» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «На лугу»
Опубликовано: 13 мая 2019 в 07:28
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД