Конспект непосредственно-образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Путешествие в старину»

Любовь Шмаль
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Путешествие в старину»

Разработала:Шмаль Л. П., воспитатель

средней группы МДОУ ДС КВ№7

с. Кухаривка МО Ейский район

Цель: Обогащать знания детей о русской культуре посредством ознакомления с историей окружающих предметов.

Задачи:

1. Формировать у детей первоначальное представление об истоках русской народной культуры,используя элементы фольклора: колыбельные песенки, считалки, хороводы.

2.Продолжать знакомить детей с историей и бытом русского народа: одеждой, жилищем, предметами обихода, осветительными приборами, предметами рукоделия.

3. Расширять и углублять представления детей о прошлом предметного мира.

4. Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Вызвать у детей желание сделать своими руками угощение для чая, используя в качестве рабочего материала солёное тесто.

Словарь: лапти, коромысло, кочерга, колыбелька, путешествие, предки, прялка, веретено, чугунок, кувшин, ухват, люлька, зыбка.

Звучит музыка. Входят дети и встают в полукруг. Воспитатель в русском народном костюме.

ХОД

Воспитатель: Здравствуйте гости, здравствуйте дети! Сегодня на мне одет русский народный костюм, в такой одежде ходили давным-давно ваши пра-пра- прабабушки. Скажите ребятки, отличается она от современной одежды ваших мам? Какую одежду носят ваши мамы? (Ответы детей).

Воспитатель: Конечно, отличается. Но не только одежда и все окружающие предметы, вся жизнь стала другой. Хотите узнать как жили раньше ваши предки? (ваши прадедушки и прабабушки).

Тогда я предлагаю отправиться в прошлое. А помогут нам вот эти волшебные часы, которые перенесут нас назад во времени, в те далёкие времена. (Воспитатель даёт одному из детей часы, они встают в круг и произносят считалку).

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать.

Воспитатель: Ну вот, мы и оказались на подворье у одной семьи, живущей в те далёкие времена. Посмотрите, подворье огорожено плетнём. На нём висят глиняные горшки, а около плетня растут подсолнухи. А встречает нас петушок - голосистое горлышко. Своей песенкой он будит ото сна всех обитателей подворья. Кто же живёт на подворье мы сейчас узнаем.

- Главным помощником в тяжёлой работе была лошадь.

Какую же работу выполняла лошадь?

Дети: Перевозила тяжёлые грузы, пахала землю.

Воспитатель: Кормилицей семьи считалась – корова. Она давала молоко. А из него хозяйка готовила много разных продуктов для семьи. Что же раньше готовили из молока?

Дети: Творог, масло, сметану, сыр. Варили каши на молоке, пекли блины.

Воспитатель: Еще в хозяйстве держали овец, свиней.

Воспитатель: Из птиц держали кур, уток и гусей. Они несли яйца, а их мясо- полезное и вкусное употребляли в пищу, из пуха делали подушки и перины. Ребятки, вот видите, какое большое хозяйство было на подворье наших предков. Поэтому трудились не только взрослые, но и дети выполняли определенные обязанности по дому и хозяйству.

- А теперь давайте пройдем в избу (обращают внимание на печь).

Воспитатель: Посмотрите, какая печь в избе (большая, с трубой). Топили печь дровами и лучшими считалась берёзовые и дубовые. Они хорошо горели и давали много тепла печке, а она согревала всю избу. Ещё печку называли Чудом - печкой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, она творила чудеса. Она не только согревала избу. В ней готовили необыкновенно вкусную кашу, ароматные щи, хлеб выпекали с румяной хрустящей корочкой, на ней сушили одежду, обувь, ягоды, грибы. Здесь можно было и поспать. Для этого делалась специальная лежанка. Ребятки, а что это за предметы стоят возле печки. Давайте их рассмотрим. Это кочерга - ею разгребали угли в печи. Это чугунок - в нем готовили еду, а это ухват - им ставили чугунок в печь, ведь у него нет ручек, вот и придумали ухват. А это коромысло - при помощи него носили воду в вёдрах с реки. Запомнили, как называются эти предметы? (Дети называют все эти предметы).

Во многих сказках упоминали о печке. Давайте вспомним эти сказки!

Дети: "Гуси - лебеди", "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Заюшкина избушка","По щучьему велению", "Жихарка".

Воспитатель: Молодцы! Ещё в избе были колыбельки и их ставили не далеко от печки, чтобы деткам было тепло.Их называли: люлька, зыбка. В колыбельке спали маленькие дети. Взрослые уходили на работу, а малышей оставляли со старшими детьми. Они присматривали за ними и пели колыбельные песни. Давайте и мы споем, колыбельную песенку малышу. Дети встают в круг. Воспитатель достает из колыбельки куклу - малышку. Дети поют и качают куклу, передают по кругу.

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились, наш малыш уснул.

Воспитатель:Печь объединяла семью: зимними вечерами возле нее садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни, водили хороводы.Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили, а дети рядышком играли.

Физминутка «Заинька».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что же это? Правильно кровать. Какая она вся красивая. На ней всегда было много вышитых подушек.

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по избе. Раньше в избах не было света.Люди пользовались осветительными приборами: свечами и керосиновой лампой. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли и вязали. И помогали им в этом вот эти предметы. Это прялка, веретено, спицы. На прялке пряли шерсть, на веретене её скручивали, а спицами вязали теплые вещи. Кто из вас знает какие вещи вязали раньше?

Воспитатель: Собирались девушки в избе по несколько человек, кто прял, кто вязал, а кто вышивал. А ещё они пели песни и водили хороводы, и никогда не скучали.

-Гладили вещи вот такими угюгами: это самый первый деревянный рубель, затем придумали железный утюг - в него клали горячие угли он нагревался и затем гладили или грели его на печи.

В избе всегда стоял большой деревянный стол и лавки.

Воспитатель: Ребята, а какой предмет на столе стоит?

Дети: Самовар.

Воспитатель: Правильно, самовар.

Воспитатель: В каждой избе на столе стоял самовар.Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками и плюшками. Давайте и мы с вами немного постряпаем. То есть приготовим что-то вкусненькое к чаю.

(Дети протирают руки влажным полотенцем и делают из теста угощения).

Воспитатель: Молодцы! Сколько угощений вы приготовили, мы их поставим выпекать в нашу печь. Пока они будут выпекаться, давайте вспомним, что же нового вы узнали сегодня о жизни наших предков, какими предметами быта они пользовались? Скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе?

Воспитатель: Ну, вот и испеклись наши сушки – баранки.

Воспитатель: Я приглашаю всех на чаепитие.

Воспитатель: Закончилось наше путешествие, мы с вами побывали в прошлом, а сейчас пора возвращаться в детский сад.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять.

Публикации по теме:

План мероприятий, посвященных месячнику оборонно-массовой и военно-патриотической работы Утвержден зав. МДОУ ДС КВ № 1 ст. Копанская МО Ейский район ___Н. В. Середа План мероприятий, посвященных месячнику оборонно-массовой.

Развлечение: «Нет места краше, чем Кубань наша!»Развлечение: «Нет места краше, чем Кубань наша!» В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют все больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

Библиотека изображений:
  • Мебель, интерьер
  • Мебель, интерьер
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Путешествие в старину»
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 19:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День фокусов на МААМ

Волшебству, которое дарят нам иллюзионисты, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с профессией фокусника и научить их...

24 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Кепки, шляпки, панамки в жаркую и солнечную погоду детям не просто нужны, а необходимы. Почему так важно не забывать о головном уборе знойным летним днём? Откуда взялось такое название: «панамка»?...


Горячие темочки