наталья гайдаренко
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Путешествие в страну сказок»
ЦЕЛИ: Актуализация словаря по теме. Развитие связной речи. Совершенствование навыков активной речи. Формирование звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха. Воспитание дружественных отношений, выручки, взаимопомощи.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: мачеха, крупа.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, проектор, на доске сюжеты русских народных сказок, запись спокойной музыки; на экране буквы разного цвета (цвета радуги, (З, О, Л, У, Ш, К, А); мяч надувной, Д/и «Словесная мозаика» (пазлы, тарелочки, крупа (рис, гречка, перловая крупа); карточки и фишки на каждого ребенка для проведения звукового анализа, медальки на каждого ребенка.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание скороговорок; физ. минуток; отгадывание загадок, чтение сказок.
Образовательные области Задачи Последовательность деятельности Предполагаемые ответы и действия детей
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Социально коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие.
Речевое развитие
Развитие речи Социально-коммуникативная
Развитие речи.
Художественно-эстетическая
Речевое развитие
Социально коммуникативное развитие
Речевое развитие Сюрпризный момент
Сообщение темы.
Развитие артикуляционного аппарата, речевого слуха, внимания.
Побуждать к повторению знакомых потешек,
Знание букв
Формирование звуковой культуры речи: четко произносить звуки, пользоваться разной высотой голоса;
совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них.
Развитие речевой активности по теме; фонематического слуха.
Закрепление знаний о русских народных сказках.
Расширение словарного запаса по теме.
Упражнять в умении называть слова с противоположным значением.
Закрепление умений
из слогов составлять слова
Развитие мелкой моторики. Воспитание взаимопомощи
Развитие общих речевых навыков, координации, речи с движением.
Побуждать к повторению знакомых физ. минуток
Закрепление умений отгадывать загадки.
Воспитание активности, доброжелательности по отношению друг к другу
Развитие фонематического слуха, умения проводить звуковой анализ слова.
Организация окончания деятельности. В. – Ребята! Вы хотели бы отправиться в страну сказок? Посмотреть, что там есть такого чего у нас нет. Решено, мы отправляемся в путь.
1. Артикуляционная разминка. Скороговорка
В. - В пути нам придется много говорить и поэтому мы сейчас подготовим наш язычок к работе. Вспомним с вами скороговорку: «От топота копыт, пыль по полю летит». (Дети хором и индивидуально повторяют скороговорку (громко, тихо, в быстром, замедленном темпе).
В. – Все, наш язычок готов к путешествию, а вы готовы? (звучит тихая музыка, на экране сюжеты разных сказок)
- Тише, тише, тишина
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла (фея)
(стук в дверь. От феи принесли конверт с заданием).
(Воспитатель показывает на экране буквы разного цвета и спрашивает у детей)
В. - Что это? Назовите буквы.
В. – Буквы что обозначают? Звука какие бывают?
В. - Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков?
В. - Согласные звуки какие бывают?
В. – Молодцы! Все правильно сказали.
В. – Ребята, если выложить буквы, которые на экране, в том же порядке, в котором расположены цвета радуги, то мы узнаем в какую сказку мы отправимся.
2. Игровое упражнение «Составь слово».
В. – Какое слово получилось? (Дети выкладывают на экране название сказки).
3. Сюрпризный момент. «Золушка».
З. – Здравствуйте ребята! Я так рада, что вы выбрали мою сказку. Ноя думаю, что вы знакомы еще со многими сказками. И сей час мы узнаем.
4. Речевая игра «Назови сказку, героя сказки».
З. – Назовите героев сказки название которых начинается на звук «м», «мь», определите твердость или мягкость звука и его позицию в слове.
З. - А теперь назовите сказочного героя со звуком «с», «сь» в середине слова.
З. – Еще назовите сказку, которая заканчивается на звук «к», «кь».
З. – Молодцы! Хорошо знаете сказки.
5. Речевое упражнение «Скажи наоборот» с мячом
В. – В сказке есть добрые и злые герои. Кого мы можем назвать добрым, а кого злым в сказке? Предлагаю, поиграть в игру «Скажи наоборот».
Мачеха злая, жадная
Мачеха грубая
Мачеха ленивая
Мачеха рассеянная
Мачеха жадная
З. – Спасибо вам за ласковые и добрые слова.
6. Игровое упражнение «Словесная мозаика»
В. - Золушка рассказала мне о своей мечте. Она так хочет попасть во дворец на бал, но мачеха задала ей много работы. Ей одной не справиться. Как мы можем помочь Золушке?
В. – Золушке надо приготовить ужин. Но ее мышки-подружки порвали список блюд, которые заказала ей мачеха. Остались кусочки. Давайте соединим эти части и прочитаем название блюд.
(дети из двух частей, подходящих друг другу, составляют слово и читают его)
(Золушка благодарит за помощь)
7. Игровая ситуация «Перебери крупу»
З. – Ребята, если вам не трудно помогите мне перебрать крупу, которую мачеха всю перемешала.
(Дети перебирают крупу (перловая, рисовая, гречневая) и складывают ее по тарелочкам)
8. Рече двигательная гимнастика «Золушка»
В. – Предлагаю отдохнуть и показать Золушке как она работает.
(Дети проговаривают текст и выполняют движения)
9. Упражнение «Загадка»
З. – Очень весело и интересно вы показали. Я очень люблю цветы.
Если вы отгадаете загадку, то узнаете название моего любимого цветка.
«На кустах в саду растет,
Запах сладкий словно мед,
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками (розы)
З. – Правильно, ребята!
В. – В конверте Фея передала Золушке билет. Прочитайте, ребята, что написано на билете.
З. – Спасибо Фея, спасибо, ребята за помощь и выручку.
(Золушка берет билет на бал и уходит)
В. – Сегодня ваша дружба и помощь помогли Золушке попасть на бал и там случится то, что и должно было случиться. А мы с вами продолжаем путешествие. Вспомните название любимого цветка Золушки.
Предлагаю узнать из каких звуков состоит это слово.
10. Звуковой анализ слова «Роза»
11. Итог
В. – Золушка оставила для вас вот такие медальки «Знатоки сказок» и попросила вручить их вам в конце путешествия. Вот наше путешествие и заканчивается, и я хочу вам их вручить.
12. Рефлексия
Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Кто приходил к нам в гости? Что бы вы хотели пожелать Золушке?
Да, хотим.
«От топота копыт, пыль по полю летит».
Да, готовы.
Это буквы. З, О, Л, У, Ш, К, А.
Буквы обозначают звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Когда мы произносим гласные звуки во рту нет преграды, а когда произносим согласные во рту есть преграда.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
З – красный цвет
О – оранжевый
Л – желтый
У – зеленый
Ш – голубой
К – синий
А - фиолетовый
Золушка.
Здравствуйте.
Маша (звук «м» твердый, стоит в начале слова, медведь (звук «мь» мягкий, стоит в начале слова, мышка (звук «м» твердый, стоит в начале слова)
Лиса (звук «с» твердый, стоит в середине слова, гуси (звук «сь» мягкий, стоит в середине слова).
«Колобок», «Теремок».
Мачеха, сестры злые, золушка, фея, принц добрые.
Золушка добрая,
Золушка вежливая, ласковая
Золушка трудолюбивая
Золушка внимательная
Золушка щедрая
Надо помочь ей выполнить всю работу.
Ка-ша, пи-рог, са-лат, ры-ба, ку-ры, кат-ле-та.
Хорошо, мы поможем.
Золушка наша умеет работать
(прыжки).
Моет посуду, стирает белье.
(«тарелки» трет руками)
Старые вещи может заштопать, (хлопки за спиной)
Все получается у нее. (хлопки перед грудью).
Вот она пол подметает, так чисто, (наклоны)
Вкусно готовит, золу уберет. (приседания)
Все может делать она очень быстро (поворот направо).
Да! При этом песни поет (поворот налево)
Это розы.
«Билет на бал».
Роза.
1 реб. - В слове «роза» первый звук «р» это твердый согласный звук, потому что во рту есть преграда, обозначаем синей фишкой.
2реб. В слове «роза» второй звук «о» это гласный звук, потому что во рту нет преграды, обозначаем красной фишкой.
3 реб. – В слове «роза» третий звук «з» это твердый согласный, потому что во рту есть преграда, обозначаем синей фишкой.
4 реб. – В слове «роза» четвертый звук «а» это гласный звук, потому что во рту нет преграды, обозначаем красной фишкой.
5 реб. – В слове «роза» 4 звука: 2 гласных (о, а) ,2 согласных. (р, з, 2 слога: «ро», «за», ударный слог «ро». Ударение падает на звук «о».
К нам в гости приходила Золушка
Я желаю Золушке, чтобы у нее было много друзей, которые ей всегда помогали.
Чтобы она не болела. И ей всегда было весело.
Хочу пригласить ее еще к нам в гости.
Используемая литература:
1. Н. В. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва 2016 г.
2. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» Издательство «Мозаика-Синтез» г. Москва 2016 г.
3. Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте». Издательство Мозаика-Синтез, г. Москва 2016 г.
4. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова «Спецкурс. Обучение дошкольников грамоте» Издательство Ассоциация «Профессиональное образование» г. Москва 2015 г.