Папки-передвижки

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста (41 фото)

Назарова Оксана Ивановна
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

«Как у нас на Дону»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Назарова Оксана Ивановна.

Цель: Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Задачи: Формировать представление детей об истории своей малой Родины.

Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.

Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „Как у нас на Дону“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом. Активизировать в речи детей слова: казаки, курень, низы, верхи, ставни, балясы, рундук, плетень, печь, чугунок, махотка, макитра, сундук, рубила, прялка, станица и др.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

Звучит народная казачья музыка дети и воспитатель входят в зал.

Ход НОД:

1 слайд: портрет донских казаков.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель (в образе казачки): Здорово дневали? Здорово ночевали, казаки и казачки?

Дети: Слава Богу!

Воспитатель с мешочком в руках:

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Фото «Как у нас на Дону»

Воспитатель: Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Раньше уезжая из родного дома на службу солдат брал с собой её частицу в небольшой расшитый мешочек - кисет и хранил на груди у самого сердца, считая, что она придаёт ему сил в бою. Как вы думаете, что ценное находится в моём кисете?

Дети: Это земля.

Воспитатель: Это не просто земля – это наша родная земля. Это наша – Родина! А кто знает, как называется земля, на которой мы живём?

Дети: Донская земля.

Воспитатель: Правильно. А почему возникло такое название?

Дети: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река – Дон.

Воспитатель: Верно. И название главного города – столицы нашей области также связано с названием реки Дон. Ребята, назовите, пожалуйста, столицу Ростовской области?

Дети: Столица Ростовской области город Ростов – на – Дону.

Воспитатель:

2- 11 слайд: Любимый край степной.

Любимый край Донской

И луг цветущий здесь весной.

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя!

Конспект НОД по патриотическому воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста - фото

12 слайд: Воспитатель: Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал её и называл по-разному, но всегда ласково. Какие названия реки Дон вы слышали?

Дети: Дон Иванович, Дон – кормилец, Тихий Дон, Дон – батюшка и т. д.

Воспитатель: А почему люди так почтительно к ней относились?

Дети: Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.

Воспитатель: Дети, как назывались люди, селившиеся на Дону?

Дети: Донские казаки.

13 слайд: Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня расскажу и покажу, как жили донские казаки. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова и окажемся в прошлом: «Раз, два, три, четыре, пять – повернулось время вспять!»

14 слайд: Дети открывают глаза и оказываются у Куреня.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?

Фото №1 Цель Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края

Дети: Курень.

Воспитатель: А что означает это слово - курень?

Дети: «Курень» означает «круглый».

Воспитатель: Правильно казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Скажите, а из чего строили казаки свои жилища?

Дети: Дома строили из дерева и камня.

15 слайд: Воспитатель: Верно ребята, дома строили из дерева и камня, одноэтажные и двухэтажные: первый этаж - низы, а второй этаж – верхи. Первый этаж был нежилой, а хозяйственный, казаки считали, жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне. Крышу крыли соломой или камышом, а позднее железом.

Фото №2 Задачи Формировать представление детей об истории своей малой Родины

Воспитатель: А какие окна у куреня?

16 слайд:

Фото №3 Развивать способность понимать ценность народных традиций уважать культурное историческое прошлое предков

Дети: Окна у куреня закрывались ставнями - деревянными дверцами.

17 слайд: Воспитатель: У дома ещё были балясы. Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни. Для того чтобы зайти в жилище, перед ним казаки строили деревянное, резное, красивое и расписное?

Дети: Крыльцо.

Фото №4 Активизировать в речи детей слова казаки курень низы верхи ставни балясы рундук плетень печь чугунок махотка макитра сундук рубила прялка станица и др

Воспитатель: Крытое крылечко у казаков называлось «рундук». Двор и хозяйство куреня огораживалось забором из переплетенных прутьев. Скажите, как он назывался?

Дети: Плетень.

18 слайд: Воспитатель: У плетня играли дети. Ребята, а давайте поиграем в казачью игру «Плетень».

Игра «Плетень. Играют 2 команды, по 6 и более человек встают напротив друг друга в 2 шеренги. Скрещивают (переплетают) руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Воспитатель говорит слова, под которые команды выполняют определенные действия:

- Мы плели, плели плетень

- Любовались целый день (одна команда поднимает руки и опускает, эти же слова повторяет 2 команда)

Фото №5 Воспитывать чувство гордости за свой родной край чувство причастности к нему

- Расплетались (обе команды расплетают руки на плечи впереди стоящему игроку.)

- Очень долго (обе команды поворачиваются налево)

- Только никакого толку (на эти слова вернуться в исходное положение и поднять руки вверх, чья команда вперед).

Фото №6 Звучит народная казачья музыка дети и воспитатель входят в зал

Воспитатель: Давайте зайдём с вами в курень и посмотрим, как жили казачьи семьи? (ответы детей)

19 -20 слайд: Воспитатель: Вот эта казачья горница. В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался?

Фото №7 Ход НОД слайд портрет донских казаков

Дети:Работал в поле, сеял хлеб, занимались домашним хозяйством, выращивал скот, занимался рыболовством, виноградарством, садоводством, строил дом.

21-25 слайд:

Фото №8 Воспитатель Ребята у меня в руках самое дорогое что может быть у человека

Воспитатель: А как звали жену казака?

Дети: Казачка.

Воспитатель: Чем она занималась дома?

Дети: Воспитывала детей, ходила к колодцу, чтобы принести воды, стирала, готовила еду.

26-29 слайд:

Фото №9 Раньше уезжая из родного дома на службу солдат брал с собой её частицу в небольшой расшитый мешочек кисет и хранил на груди у самого сердца считая что она придаёт ему сил в бою

Воспитатель: Да казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар.

30-34 слайд:

Фото №10 Как вы думаете что ценное находится в моём кисете Дети Это земля

Воспитатель: В чём готовили казачки пищу?

Дети: В печи.

35 слайд:

Фото №11 Воспитатель Это не просто земля это наша родная земля

Воспитатель: Почему печь казаки называли «печь – матушка», «печка-кормилица»?

Дети: Потому что она обогревала жилище, кормила и лечила людей.

36-42 слайд: Воспитатель: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные.

Фото №12 Это наша Родина А кто знает как называется земля на которой мы живём Дети Донская земля Фото №13 Воспитатель Правильно

43 слайд: Воспитатель: Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству. А за каким столом ели казаки?

Фото №14 А почему возникло такое название Дети Потому что мы живём в Ростовской области а наша главная река Дон

Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.

44 слайд: Воспитатель: Спали на топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже и стали украшением куреня. Застилали её вязаными покрывалами или лоскутными одеялами. На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.

Фото №15 Воспитатель Верно

45-46 слайд: Воспитатель: Ещё одним из украшений куреня считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. Почему?

Фото №16 И название главного города столицы нашей области также связано с названием реки Дон

Дети: Потому что главное дело казака было защищать Родину.

Воспитатель: Верно, ведь слово «казак» означает «защитник», «воин». Главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи. Сейчас наши казачата покажут, как они умеют владеть шашкой.

Игра «Разруби воду». Девочки льют воду в ведро, а мальчики машут шашкой по воде.

Фото №17 Ребята назовите пожалуйста столицу Ростовской области Дети Столица Ростовской области город Ростов на Дону Фото №18 Воспитатель слайд Любимый край степной

47 слайд: Воспитатель: Самый верный друг у казака был конь. Не зря говорится в пословице: «Казак с конём и ночью и днём». Сейчас мы поиграем и узнаем, какие вы пословицы знаете о казаке и его коне. Передавайте по очереди эту подкову и рассказывайте пословицы.

Игра «Передай подкову»:

Фото №19 Любимый край Донской И луг цветущий здесь весной

-Казак силён и крепок дружбой с конем.

-Верный конь казака никогда не подведёт.

-Казак сам не поест, а коня накормит.

-Казак без коня, что солдат без ружья.

-Казаку конь себя дороже.

-Не конь красит казака, а казак - коня.

-Казак без коня, что солдат без ружья.

-Не хвались на коня садяся, а хвались с коня слезая.

-Где Дон льётся туда и конь рвется и т. д.

48 слайд: Воспитатель: Ходили казаки в поход, а из похода приносили красивые украшения для своих молодушек и жемчуга, и бриллианты, и украшения невиданной красоты. И украшали, наряжали они своих молодушек.

Игра «Наряди Казачку» (мальчики на конях носят бусы, платки и наряжают казачек, а потом катают на коне, кто быстрее).

Фото №20 И степь Донская всегда со мной И вся вот эта красота Казачья Родина моя Фото №21 слайд Воспитатель Народ очень любил свою реку кормилицу уважал её и называл по разному но всегда ласково

1. Ангелина М. : Как у нас на Дону зорьки ясные,

2. Настя С. : Как у нас на Дону ветры – ястребы.

3. Поля В. : Как у нас на Дону люди сильные

4. Лера Б. : Как у нас на Дону дали синие.

5. Лика П. : А казачки то у нас – все красивые!

Девочки исполняют танец с платками.

Фото №22 Какие названия реки Дон вы слышали Дети Дон Иванович Дон кормилец Тихий Дон Дон батюшка и т Фото №23 Воспитатель А почему люди так почтительно к ней относились Дети Река давала им пищу заработок воду жизнь Фото №24 Воспитатель Дети как назывались люди селившиеся на Дону Дети Донские казаки

Воспитатель: Где казаки хранили одежду?

Дети: В сундуках.

49 слайд:

Фото №25 слайд Воспитатель Ребята я рада видеть вас у себя в гостях

Воспитатель: Верно. А вы знаете, что до появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом.

Фото №26 Сегодня расскажу и покажу как жили донские казаки

Воспитатель: А что ещё было в каждом доме у казачки?

Дети: В каждом доме была прялка.

50 слайд:

Фото №27 Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова и окажемся в прошлом Раз два три четыре пять повернулось время вспять слайд Дети открывают глаза и оказываются у Куреня

Воспитатель: Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни. У нас в группе девочки тоже умеют и песни спевать, и плясать, а теперь посмотрим, как они умеют прясть?

Игра «Веретенце». Девочки под музыку наматывают пряжу на веретенце. Кто быстрее, та лучшая мастерица.

Фото №28 Воспитатель Кто из вас знает как называется казачий дом

51 слайд: Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод!

Дети исполняют песню с обыгрывание «Эх, донские казаки!»

Фото №29 Воспитатель А что означает это слово курень Дети Курень означает круглый Фото №30 Воспитатель Правильно казаки строили дома так чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу

Воспитатель: А все помнят что казаки – это вольные люди и в речи их были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним.

Игра «Забытые слова». Дети становятся в круг, играет музыка, ведущий выбирает участников, надевая папаху, а выбранный ребенок называет слово:

Н-р: Воспитатель: Шелковица –Ребенок: тютина

Колоши - чуни

Командир – атаман

Обрыв – яр

Очень – дюже

Кострюля – чугунок

Полотенце- рушник

Часы – ходики

Дом – курень

Говорят – гутарят

Отец – батя

Компот – узвар

Город – станица

Зал – горница

Фото №31 Скажите а из чего строили казаки свои жилища Дети Дома строили из дерева и камня Фото №32 слайд Воспитатель Верно ребята дома строили из дерева и камня одноэтажные и двухэтажные первый этаж низы а второй этаж верхи

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошла к концу. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова и окажемся снова в нашем детском саду: «Раз, два, три, четыре, пять – повернулось время вспять!».

Дети закрывают глаза и произносят слова.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы сегодня были и о чём мы с вами сегодня говорили.

Дети: О нашей Донской земле, о наших предках-казаках.

Подведение итогов.

Воспитатель: Не перевелись ещё казаки и казачки на Дону, казачьему роду нет переводу! А значит, будет наш Донской край жить и процветать. А наши маленькие казачата вырастут и ещё не раз прославят наш донской край! Спасибо вам за беседу! До новых встреч!

Первый этаж был нежилой а хозяйственный казаки считали жить нужно в дереве а припасы хранить в камне Крышу крыли соломой или камышом а позднее железом Воспитатель А какие окна у куреня слайд Дети Окна у куреня закрывались ставнями деревянными дверцами слайд Воспитатель У дома ещё были балясы Это деревянные мостики вокруг дома
Публикации по теме:

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Городские силуэты Севастополя» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по патриотическому воспитанию «Городские силуэты Севастополя» для детей старшего дошкольного возраста Цель: сформировать у детей умение определять по силуэту городской объект. Задачи: - учить определять по черно-белому контуру памятники,.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Собери сам флаг»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Собери сам флаг» Всем пользователям образовательного портала Маам доброго и наконец то весеннего вечера. Спешу поделится со всеми вами своей очередной авторской.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект познавательной беседы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «О Дне Российского флага»Конспект познавательной беседы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «О Дне Российского флага» Беседу подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель беседы:Дать представление.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: «Россия – Родина моя» Цель:.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем»Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем» Это зона патриотического воспитания в подготовительной группе "Улыбка" МБДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида г. Владивостока. Игровой.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2018 в 13:39
+165Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Назарова Оксана Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 сентября. День семейного общения. Передвижка «Общение с ребенком»

День семейного общения отмечается 12 сентября. Этот праздник посвящен налаживанию тесного контакта внутри семейного круга, ведь без общения нельзя построить крепкую, благополучную и счастливую семью.

11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД