Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Назарова Оксана Ивановна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

«Как у нас на Дону»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Назарова Оксана Ивановна.

Цель: Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Задачи: Формировать представление детей об истории своей малой Родины.

Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.

Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом. Активизировать в речи детей слова: казаки, курень, низы, верхи, ставни, балясы, рундук, плетень, печь, чугунок, махотка, макитра, сундук, рубила, прялка, станица и др.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

Звучит народная казачья музыка дети и воспитатель входят в зал.

Ход НОД:

1 слайд: портрет донских казаков.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель (в образе казачки): Здорово дневали? Здорово ночевали, казаки и казачки?

Дети: Слава Богу!

Воспитатель с мешочком в руках:

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Раньше уезжая из родного дома на службу солдат брал с собой её частицу в небольшой расшитый мешочек - кисет и хранил на груди у самого сердца, считая, что она придаёт ему сил в бою. Как вы думаете, что ценное находится в моём кисете?

Дети: Это земля.

Воспитатель: Это не просто земля – это наша родная земля. Это наша – Родина! А кто знает, как называется земля, на которой мы живём?

Дети: Донская земля.

Воспитатель: Правильно. А почему возникло такое название?

Дети: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река – Дон.

Воспитатель: Верно. И название главного города – столицы нашей области также связано с названием реки Дон. Ребята, назовите, пожалуйста, столицу Ростовской области?

Дети: Столица Ростовской области город Ростов – на – Дону.

Воспитатель:

2- 11 слайд: Любимый край степной.

Любимый край Донской

И луг цветущий здесь весной.

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя!

12 слайд: Воспитатель: Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал её и называл по-разному, но всегда ласково. Какие названия реки Дон вы слышали?

Дети: Дон Иванович, Дон – кормилец, Тихий Дон, Дон – батюшка и т. д.

Воспитатель: А почему люди так почтительно к ней относились?

Дети: Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.

Воспитатель: Дети, как назывались люди, селившиеся на Дону?

Дети: Донские казаки.

13 слайд: Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня расскажу и покажу, как жили донские казаки. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова и окажемся в прошлом: «Раз, два, три, четыре, пять – повернулось время вспять!»

14 слайд: Дети открывают глаза и оказываются у Куреня.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?

Дети: Курень.

Воспитатель: А что означает это слово - курень?

Дети: «Курень» означает «круглый».

Воспитатель: Правильно казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Скажите, а из чего строили казаки свои жилища?

Дети: Дома строили из дерева и камня.

15 слайд: Воспитатель: Верно ребята, дома строили из дерева и камня, одноэтажные и двухэтажные: первый этаж - низы, а второй этаж – верхи. Первый этаж был нежилой, а хозяйственный, казаки считали, жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне. Крышу крыли соломой или камышом, а позднее железом.

Воспитатель: А какие окна у куреня?

16 слайд:

Дети: Окна у куреня закрывались ставнями - деревянными дверцами.

17 слайд: Воспитатель: У дома ещё были балясы. Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни. Для того чтобы зайти в жилище, перед ним казаки строили деревянное, резное, красивое и расписное?

Дети: Крыльцо.

Воспитатель: Крытое крылечко у казаков называлось «рундук». Двор и хозяйство куреня огораживалось забором из переплетенных прутьев. Скажите, как он назывался?

Дети: Плетень.

18 слайд: Воспитатель: У плетня играли дети. Ребята, а давайте поиграем в казачью игру «Плетень».

Игра «Плетень. Играют 2 команды, по 6 и более человек встают напротив друг друга в 2 шеренги. Скрещивают (переплетают) руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Воспитатель говорит слова, под которые команды выполняют определенные действия:

- Мы плели, плели плетень

- Любовались целый день (одна команда поднимает руки и опускает, эти же слова повторяет 2 команда)

- Расплетались (обе команды расплетают руки на плечи впереди стоящему игроку.)

- Очень долго (обе команды поворачиваются налево)

- Только никакого толку (на эти слова вернуться в исходное положение и поднять руки вверх, чья команда вперед).

Воспитатель: Давайте зайдём с вами в курень и посмотрим, как жили казачьи семьи? (ответы детей)

19 -20 слайд: Воспитатель: Вот эта казачья горница. В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался?

Дети:Работал в поле, сеял хлеб, занимались домашним хозяйством, выращивал скот, занимался рыболовством, виноградарством, садоводством, строил дом.

21-25 слайд:

Воспитатель: А как звали жену казака?

Дети: Казачка.

Воспитатель: Чем она занималась дома?

Дети: Воспитывала детей, ходила к колодцу, чтобы принести воды, стирала, готовила еду.

26-29 слайд:

Воспитатель: Да казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар.

30-34 слайд:

Воспитатель: В чём готовили казачки пищу?

Дети: В печи.

35 слайд:

Воспитатель: Почему печь казаки называли «печь – матушка», «печка-кормилица»?

Дети: Потому что она обогревала жилище, кормила и лечила людей.

36-42 слайд: Воспитатель: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные.

43 слайд: Воспитатель: Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству. А за каким столом ели казаки?

Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.

44 слайд: Воспитатель: Спали на топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже и стали украшением куреня. Застилали её вязаными покрывалами или лоскутными одеялами. На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.

45-46 слайд: Воспитатель: Ещё одним из украшений куреня считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. Почему?

Дети: Потому что главное дело казака было защищать Родину.

Воспитатель: Верно, ведь слово «казак» означает «защитник», «воин». Главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи. Сейчас наши казачата покажут, как они умеют владеть шашкой.

Игра «Разруби воду». Девочки льют воду в ведро, а мальчики машут шашкой по воде.

47 слайд: Воспитатель: Самый верный друг у казака был конь. Не зря говорится в пословице: «Казак с конём и ночью и днём». Сейчас мы поиграем и узнаем, какие вы пословицы знаете о казаке и его коне. Передавайте по очереди эту подкову и рассказывайте пословицы.

Игра «Передай подкову»:

-Казак силён и крепок дружбой с конем.

-Верный конь казака никогда не подведёт.

-Казак сам не поест, а коня накормит.

-Казак без коня, что солдат без ружья.

-Казаку конь себя дороже.

-Не конь красит казака, а казак - коня.

-Казак без коня, что солдат без ружья.

-Не хвались на коня садяся, а хвались с коня слезая.

-Где Дон льётся туда и конь рвется и т. д.

48 слайд: Воспитатель: Ходили казаки в поход, а из похода приносили красивые украшения для своих молодушек и жемчуга, и бриллианты, и украшения невиданной красоты. И украшали, наряжали они своих молодушек.

Игра «Наряди Казачку» (мальчики на конях носят бусы, платки и наряжают казачек, а потом катают на коне, кто быстрее).

1. Ангелина М. : Как у нас на Дону зорьки ясные,

2. Настя С. : Как у нас на Дону ветры – ястребы.

3. Поля В. : Как у нас на Дону люди сильные

4. Лера Б. : Как у нас на Дону дали синие.

5. Лика П. : А казачки то у нас – все красивые!

Девочки исполняют танец с платками.

Воспитатель: Где казаки хранили одежду?

Дети: В сундуках.

49 слайд:

Воспитатель: Верно. А вы знаете, что до появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом.

Воспитатель: А что ещё было в каждом доме у казачки?

Дети: В каждом доме была прялка.

50 слайд:

Воспитатель: Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни. У нас в группе девочки тоже умеют и песни спевать, и плясать, а теперь посмотрим, как они умеют прясть?

Игра «Веретенце». Девочки под музыку наматывают пряжу на веретенце. Кто быстрее, та лучшая мастерица.

51 слайд: Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод!

Дети исполняют песню с обыгрывание «Эх, донские казаки!»

Воспитатель: А все помнят что казаки – это вольные люди и в речи их были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним.

Игра «Забытые слова». Дети становятся в круг, играет музыка, ведущий выбирает участников, надевая папаху, а выбранный ребенок называет слово:

Н-р: Воспитатель: Шелковица –Ребенок: тютина

Колоши - чуни

Командир – атаман

Обрыв – яр

Очень – дюже

Кострюля – чугунок

Полотенце- рушник

Часы – ходики

Дом – курень

Говорят – гутарят

Отец – батя

Компот – узвар

Город – станица

Зал – горница

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошла к концу. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова и окажемся снова в нашем детском саду: «Раз, два, три, четыре, пять – повернулось время вспять!».

Дети закрывают глаза и произносят слова.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы сегодня были и о чём мы с вами сегодня говорили.

Дети: О нашей Донской земле, о наших предках-казаках.

Подведение итогов.

Воспитатель: Не перевелись ещё казаки и казачки на Дону, казачьему роду нет переводу! А значит, будет наш Донской край жить и процветать. А наши маленькие казачата вырастут и ещё не раз прославят наш донской край! Спасибо вам за беседу! До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чудесные свойства воды» для детей старшего дошкольного возраста Цель: уточнить и расширить представления детей о свойствах воды посредством метода экспериментирования. Задачи: • Образовательные задачи:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что такое доброта» «Что такое доброта» Цели: Создание условий для формирования понятия «доброта» Задачи: • Создать условия для формирования понятия «доброта»;.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, Масленица» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Здравствуй, Масленица!» для детей старшего дошкольного возраста Выполнила:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке для старшего дошкольного возраста «Фрукты и овощи» Цель: Учить лепить овощи и фрукты Задачи: Образовательные: 1. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Масленица» Тема: масленица. Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическая», «Познавательно-речевая», «Коммуникативно – личностная»,.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: «Россия – Родина моя» Цель:.

Лэпбук по патриотическому воспитанию «Доблесть» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по патриотическому воспитанию «Доблесть» для детей старшего дошкольного возраста Данный лэпбук, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В лэпбуке собран материал по теме патриотического воспитания. Лэпбук.

Методическое пособие по патриотическому воспитанию «Тавдинский навигатор» для детей младшего и старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие по патриотическому воспитанию «Тавдинский навигатор» для детей младшего и старшего дошкольного возраста Девиз: Знай, помни, дорожи историей своего города! Узнай всё о своём крае, его природе, известных людях, люби то, что тебя окружает, ведь.

План — конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Веселый бычок» .

Развивающие игры по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА Развивающие игры по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Игра «Где находится памятник?» Цель.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2018 в 13:39
+165Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Спортивный праздник 23 февраля «А ну-ка, мальчики!» в старшей группе
Цель: Создать в детском саду радостную атмосферу праздника, воспитать чувство уважения к Российской армии, любви к Родине; способствовать закреплению навыков...
Фотоотчёт «Как встречали дети зимушку-зиму!» (старшая группа)
Зима - чудесное время года! Волшебство снежинок, вальс вьюги и ветров, снежные шапки на деревьях, кормушки и птицы, разнообразие снежных узоров на окнах,...
Подвижные игры зимой на улице для дошкольников
Подвижные игры зимой на улице для дошкольников Консультация для воспитателей Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики...