Назарова Оксана Ивановна
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
«Как у нас на Дону»
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Назарова Оксана Ивановна.
Цель: Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.
Задачи: Формировать представление детей об истории своей малой Родины.
Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „Как у нас на Дону“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом. Активизировать в речи детей слова: казаки, курень, низы, верхи, ставни, балясы, рундук, плетень, печь, чугунок, махотка, макитра, сундук, рубила, прялка, станица и др.
Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.
Звучит народная казачья музыка дети и воспитатель входят в зал.
Ход НОД:
1 слайд: портрет донских казаков.
Воспитатель (в образе казачки): Здорово дневали? Здорово ночевали, казаки и казачки?
Дети: Слава Богу!
Воспитатель с мешочком в руках:
Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Раньше уезжая из родного дома на службу солдат брал с собой её частицу в небольшой расшитый мешочек - кисет и хранил на груди у самого сердца, считая, что она придаёт ему сил в бою. Как вы думаете, что ценное находится в моём кисете?
Дети: Это земля.
Воспитатель: Это не просто земля – это наша родная земля. Это наша – Родина! А кто знает, как называется земля, на которой мы живём?
Дети: Донская земля.
Воспитатель: Правильно. А почему возникло такое название?
Дети: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река – Дон.
Воспитатель: Верно. И название главного города – столицы нашей области также связано с названием реки Дон. Ребята, назовите, пожалуйста, столицу Ростовской области?
Дети: Столица Ростовской области город Ростов – на – Дону.
Воспитатель:
2- 11 слайд: Любимый край степной.
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной.
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя!
12 слайд: Воспитатель: Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал её и называл по-разному, но всегда ласково. Какие названия реки Дон вы слышали?
Дети: Дон Иванович, Дон – кормилец, Тихий Дон, Дон – батюшка и т. д.
Воспитатель: А почему люди так почтительно к ней относились?
Дети: Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.
Воспитатель: Дети, как назывались люди, селившиеся на Дону?
Дети: Донские казаки.
13 слайд: Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня расскажу и покажу, как жили донские казаки. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова и окажемся в прошлом: «Раз, два, три, четыре, пять – повернулось время вспять!»
14 слайд: Дети открывают глаза и оказываются у Куреня.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?
Дети: Курень.
Воспитатель: А что означает это слово - курень?
Дети: «Курень» означает «круглый».
Воспитатель: Правильно казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Скажите, а из чего строили казаки свои жилища?
Дети: Дома строили из дерева и камня.
15 слайд: Воспитатель: Верно ребята, дома строили из дерева и камня, одноэтажные и двухэтажные: первый этаж - низы, а второй этаж – верхи. Первый этаж был нежилой, а хозяйственный, казаки считали, жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне. Крышу крыли соломой или камышом, а позднее железом.
Воспитатель: А какие окна у куреня?
16 слайд:
Дети: Окна у куреня закрывались ставнями - деревянными дверцами.
17 слайд: Воспитатель: У дома ещё были балясы. Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни. Для того чтобы зайти в жилище, перед ним казаки строили деревянное, резное, красивое и расписное?
Дети: Крыльцо.
Воспитатель: Крытое крылечко у казаков называлось «рундук». Двор и хозяйство куреня огораживалось забором из переплетенных прутьев. Скажите, как он назывался?
Дети: Плетень.
18 слайд: Воспитатель: У плетня играли дети. Ребята, а давайте поиграем в казачью игру «Плетень».
Игра «Плетень. Играют 2 команды, по 6 и более человек встают напротив друг друга в 2 шеренги. Скрещивают (переплетают) руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Воспитатель говорит слова, под которые команды выполняют определенные действия:
- Мы плели, плели плетень
- Любовались целый день (одна команда поднимает руки и опускает, эти же слова повторяет 2 команда)
- Расплетались (обе команды расплетают руки на плечи впереди стоящему игроку.)
- Очень долго (обе команды поворачиваются налево)
- Только никакого толку (на эти слова вернуться в исходное положение и поднять руки вверх, чья команда вперед).
Воспитатель: Давайте зайдём с вами в курень и посмотрим, как жили казачьи семьи? (ответы детей)
19 -20 слайд: Воспитатель: Вот эта казачья горница. В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался?
Дети:Работал в поле, сеял хлеб, занимались домашним хозяйством, выращивал скот, занимался рыболовством, виноградарством, садоводством, строил дом.
21-25 слайд:
Воспитатель: А как звали жену казака?
Дети: Казачка.
Воспитатель: Чем она занималась дома?
Дети: Воспитывала детей, ходила к колодцу, чтобы принести воды, стирала, готовила еду.
26-29 слайд:
Воспитатель: Да казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар.
30-34 слайд:
Воспитатель: В чём готовили казачки пищу?
Дети: В печи.
35 слайд:
Воспитатель: Почему печь казаки называли «печь – матушка», «печка-кормилица»?
Дети: Потому что она обогревала жилище, кормила и лечила людей.
36-42 слайд: Воспитатель: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные.
43 слайд: Воспитатель: Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству. А за каким столом ели казаки?
Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.
44 слайд: Воспитатель: Спали на топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже и стали украшением куреня. Застилали её вязаными покрывалами или лоскутными одеялами. На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.
45-46 слайд: Воспитатель: Ещё одним из украшений куреня считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. Почему?
Дети: Потому что главное дело казака было защищать Родину.
Воспитатель: Верно, ведь слово «казак» означает «защитник», «воин». Главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи. Сейчас наши казачата покажут, как они умеют владеть шашкой.
Игра «Разруби воду». Девочки льют воду в ведро, а мальчики машут шашкой по воде.
47 слайд: Воспитатель: Самый верный друг у казака был конь. Не зря говорится в пословице: «Казак с конём и ночью и днём». Сейчас мы поиграем и узнаем, какие вы пословицы знаете о казаке и его коне. Передавайте по очереди эту подкову и рассказывайте пословицы.
Игра «Передай подкову»:
-Казак силён и крепок дружбой с конем.
-Верный конь казака никогда не подведёт.
-Казак сам не поест, а коня накормит.
-Казак без коня, что солдат без ружья.
-Казаку конь себя дороже.
-Не конь красит казака, а казак - коня.
-Казак без коня, что солдат без ружья.
-Не хвались на коня садяся, а хвались с коня слезая.
-Где Дон льётся туда и конь рвется и т. д.
48 слайд: Воспитатель: Ходили казаки в поход, а из похода приносили красивые украшения для своих молодушек и жемчуга, и бриллианты, и украшения невиданной красоты. И украшали, наряжали они своих молодушек.
Игра «Наряди Казачку» (мальчики на конях носят бусы, платки и наряжают казачек, а потом катают на коне, кто быстрее).
1. Ангелина М. : Как у нас на Дону зорьки ясные,
2. Настя С. : Как у нас на Дону ветры – ястребы.
3. Поля В. : Как у нас на Дону люди сильные
4. Лера Б. : Как у нас на Дону дали синие.
5. Лика П. : А казачки то у нас – все красивые!
Девочки исполняют танец с платками.
Воспитатель: Где казаки хранили одежду?
Дети: В сундуках.
49 слайд:
Воспитатель: Верно. А вы знаете, что до появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом.
Воспитатель: А что ещё было в каждом доме у казачки?
Дети: В каждом доме была прялка.
50 слайд:
Воспитатель: Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни. У нас в группе девочки тоже умеют и песни спевать, и плясать, а теперь посмотрим, как они умеют прясть?
Игра «Веретенце». Девочки под музыку наматывают пряжу на веретенце. Кто быстрее, та лучшая мастерица.
51 слайд: Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод!
Дети исполняют песню с обыгрывание «Эх, донские казаки!»
Воспитатель: А все помнят что казаки – это вольные люди и в речи их были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним.
Игра «Забытые слова». Дети становятся в круг, играет музыка, ведущий выбирает участников, надевая папаху, а выбранный ребенок называет слово:
Н-р: Воспитатель: Шелковица –Ребенок: тютина
Колоши - чуни
Командир – атаман
Обрыв – яр
Очень – дюже
Кострюля – чугунок
Полотенце- рушник
Часы – ходики
Дом – курень
Говорят – гутарят
Отец – батя
Компот – узвар
Город – станица
Зал – горница
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошла к концу. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова и окажемся снова в нашем детском саду: «Раз, два, три, четыре, пять – повернулось время вспять!».
Дети закрывают глаза и произносят слова.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы сегодня были и о чём мы с вами сегодня говорили.
Дети: О нашей Донской земле, о наших предках-казаках.
Подведение итогов.
Воспитатель: Не перевелись ещё казаки и казачки на Дону, казачьему роду нет переводу! А значит, будет наш Донской край жить и процветать. А наши маленькие казачата вырастут и ещё не раз прославят наш донской край! Спасибо вам за беседу! До новых встреч!