Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Как жили люди в старину»

Анжелика Срабионова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Как жили люди в старину»

Основная цель в данном направлении: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством, вводить в мир художественного слова.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Образовательные :

1. Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаев, традиций детским фольклором, играми.

2. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „Как жили люди в старину“» размещена в разделах

Развивающие :

1. Органично интегрировать в образовательный процесс различные виды деятельности, специфичные для детей дошкольного возраста.

2. Учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в социуме (в семье, на улице, в детском саду и т. д., и соотносить с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах образовательной деятельности.

Воспитательные:

1. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на эмоции, развивать фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2. Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Интеграция образовательных областей :

1. «Социально-коммуникативное развитие»

2. «Познавательное развитие»

3. «Художественно-эстетическое развитие»

4. «Речевое развитие»

5. «Физическое развитие»

Целевые ориентиры: использует основные культурные способы деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; демонстрирует достаточно хорошее владение устной речью; обладает начальными знаниями в социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области истории.

Предварительная работа: беседы о хлебе, об уме и глупости, профессиях: хлебороба, плотника, пекаря. Рассказ об истории вещей. Рисование, лепка на тему народных художественных промыслов.

Материал и оборудование:

Экспонаты музея: стол (драбез, коромысло, колыбель, прялка, старинная посуда, скалка.

Магнитофон.

Мультимедийное оборудование.

Ноутбук.

Соленое тесто, мука, фартуки, пшеница в колосьях и зерновая, емкости с землей.

Конспект НОД.

Звучит красивая армянская музыка. Дети входят в зал, их встречает воспитатель в армянском костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Парев цес, пари сыат.

Здравствуйте, гости дорогие,

Гости званные, да желанные.

Проходите, поудобнее располагайтесь.

Я – хозяйка армянской избы

Певунья, плясунья, да рукодельница,

Что сама умею, тому и вас научу.

Воспитатель: Можно ли мне у вас спросить, как называется страна, в которой мы живем? (слайд)

Дети: Страна, в которой мы живем, называется Россия.

Воспитатель: А в старину нашу страну называли Русь-матушка. (слайд)

Воспитатель: А как называется наша столица, ребята? (слайд)

Дети: Столица нашей Родины – Москва.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, а как называется край, где мы с вами живем?

Дети: Мы живем в Ростовской области, в Мясниковском районе, селе Чалтырь.

Воспитатель: Россия – это наша большая Родина, а у нас с вами есть еще и малая Родина - это место, где человек родился, где его дом, его семья. Для нас вами наша малая Родина – село Чалтырь.

Воспитатель: Люди каких национальностей живут в нашем селе?

Дети: Армяне, русские, украинцы, дагестанцы.

Воспитатель: Да, ребята. Наше село многонациональное, это значит, что люди разных национальностей живут вместе, дружно. Ребята, а вы хотите узнать как жили люди у нас в Чалтыре в старину?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Позвольте гости дорогие загадать вам загадку

Рта нет, языка нет,

А говорит о каждом. (Зеркало)

Молодцы, отгадали. У меня есть зеркало, но оно не простое, а волшебное. Оно поможет нам рассмотреть картинки из прошлого.

Давайте вместе повторим слова:

«Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду расскажи,

Как жилось - былось всем людям

В старину нам покажи…»

Считаем до 10: 1.2,3….

Звучит волшебная музыка, и переносит детей в прошлое.

Воспитатель: Вот мы и попали в далекое прошлое. Давным давно, в 1779 году, это в 237 лет тому назад, по приказу императрицы Екатерины II, наши предки с полуострова Крым были переселены сюда на Донскую землю. Путь был неблизкий, они шли пешком, с детьми, ехали на телегах, очень многие погибли, а те, кто дошли, остановились возле родника Мец-Чорвах и стали жить на Донской земле. Наши предки были очень трудолюбивые, они умели и дома строить, и хлеб печь и зерно выращивать, и мастерить посуду из глины, мебель и орудия из дерева. (слайды и экспонаты).

Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята, рассмотреть некоторые предметы старины, собранные в нашем музее.

Показывает коромысло и рассказывает: этот предмет называется коромысло, а по-армянски – дзур-пад. Дзур означает кривая, пад – доска. Дословно коромысло – это кривая доска. На концах, посмотрите – крючки. Для чего было нужно коромысло нашим предкам? Что с ним делали, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель показывает, как носили воду с помощью коромысла: В старину водопровода не было. Это мы сейчас привыкли, открываем кран, и оттуда течет горячая и холодная вода. А раньше наши бабушки и дедушки с ведрами ходили за водой на родники или к колодцам. В нашем селе до сих пор есть несколько родников: Мец-Чорвах (большой родник, Хазах-чорвах (казачий родник, Мамаин Деран и другие. Вот и приходилось ходить за водой несколько раз в день, потому что надо было и еду приготовить, и постирать, и убрать и домашних животных напоить: коров, свиней, лошадей, овец.

Воспитатель: В старину поговаривали : «С детства не научишься, всю жизнь намучишься». Я предлагаю вам, ребята, научится ходить по воду с коромыслом.

Дети делятся на две команды и «носят» воду коромыслом. (физминутка)

Воспитатель: Стирали и купались в старину вот в таких корытах, по армянски- лаган. Это деревянное корыто, потом только сали делать железные корыта. И гладили одежду не электрическим утюгом, а вот таким тяжелым чугунным. Его нагревали на печке, а потом гладили им одежду. Мальчики, хотите попробовать просто поднять такой утюг. Какой он?

Воспитатель: Женщины нашего села были очень трудолюбивые, успевали все: и детей смотрели, и в поле трудились, и по дому управлялись. А умелые мужчины мастерили различные предметы мебели из дерева. Здесь вы видите колыбельку для детей – бешик. Мамы укачивали своих малышей в колыбели и пели им колыбельную песню А предлагаю девочкам вместе со мной убаюкать маленькую Сирануш в бешике.

Дети вместе с воспитателем исполняют колыбельную песню на рамянском языке.

Воспитатель: Ребята, наши предки были очень трудолюбивыми, они выращивали пшеницу еще когда не было ни тракторов, ни комбайнов. Сеяли зерно вручную и собирали урожай пшеницы тоже вручную, косили ее косами. Маленьким серпом косили женщины, он назывался «ОРАХ». Затем колосья высушивали, как у нас и уже из зерен пшеницы, посмотрите ребята, на мельнице делали муку. (показывает)

А что можно приготовить из муки? (слайды)

Воспитатель: А какие изделия из муки пекли наши предки и мы печем до сих пор?

Дети: пури-самса, хаших-берек, хурабья, баде –меце и др.

Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к нашему круглому столу – драбезу, за которым собиралась в старину вся семья и на котором готовили все блюда. Которые вы перечислили. Что еще вы видите на столе, ребята? Правильно – это скалка – охлов, для раскатывания теста.

Вот и тесто подоспело,

Нужно взяться нам за дело.

Я предлагаю девочкам сделать вместе со мной пирожки – пури-самса. Для это я приготовила вам девочки, тесто, мы наденем фартуки, сядем за круглый стол – драбез и мы все вместе. Дружно будем лепить пури-самса.

А мальчики в это время превратятся в хлеборобов, вырастивших нашу пшеницу, и посадят новый урожай. Вместе с Розой Хачересовной вы, мальчики, посеете озимую пшеницу, чтобы потом получить богатый урожай.

Дети делятся на подгруппы, с каждой группой работает отдельный педагог.

Воспитатель: (в конце работы) Спасибо, девочки и мальчики за ваш труд, можете вытереть руки и занять свои места. А выпекать свои пирожки мы будем в армянской печи, которая назвывается «пур». В старину такие печки были в каждом дворе. Отсюда и название наших пирожков – пури-самса. Хлеб из такой печи был очень вкусный и пахучий. Посмотрите на картину, как раньше пекли хлеб.

Воспитатель: Поздней осенью, когда работа на полях и огородах заканчивалась, наступало в Чалтыре время свадеб. Вы обратили внимание на мой наряд? Это армянский народный костюм. А на экране вы видитестаринный костюм, который носили по праздникам. На свадьбах играли музыканты на инструментах «даул», «зурна», «бороза». А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент выступления народного ансамбля «Даул-зурна».

Воспитатель: Спасибо вам гости дорогие, что пришли ко мне в гости.

Расскажите, пожалуйста, своим родителям братьям и сестрам,как жили люди на Руси в старину. Чем они занимались. Расскажете?

Воспитатель: Скорее ко мне, пора нам обратно в группу возвращаться.

У нас есть волшебное зеркальце, которое вернет нас с вами из путешествия в старинный Чалтырь обратно в любимый детский сад.

«Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду расскажи,

Ты скорее нас верни

В нашу группу «Ласточки»

Давайте сосчитаем до 10. До свидания, ребята!

Звучит волшебная музыка.

Публикации по теме:

«Птицы нашего края». Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию Занятие «Птицы нашего края» Воспитатель :Шлыкова К. В Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей.

Конспект занятия «Как жили люди на Руси» Тема: Как жили люди на Руси. Цель: Формирование у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям, населяющим ее.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы «Флаг» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы на тему «Флаг». Составила.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы «Герб» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы на тему «Герб». Составила.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну математики» по познавательному развитию ФЭМП Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад Конспект.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мордовия — наш дом!» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мордовия – наш дом!» Программное содержание - Дать детям.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «С чего начинается Родина…» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «С чего начинается Родина…» Цель. Развивать у детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к куклам» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад. Конспект.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Мир звука» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 33 г. Томска Конспект организации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Семья» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, «Речевое развитие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Как жили люди в старину»
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 13:09
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД