Надежда Коваль
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Лето красное пришло»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Расширять представления детей о летних месяцах, о характерных признаках лета, учить различать и называть цветы, насекомых. Познакомить с названиями луговых цветов: колокольчик, лютик, василек и др.
2. Развивать фантазию, память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли; развивать способность наблюдать и видеть красоту природы, беречь и любить её.
3. Воспитывать у детей любознательность.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, наблюдения в природе, рассматривание картин, чтение худ. литературы.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Лето красное пришло“» размещена в разделах
Ход НОД:
- Ребята, послушайте стихотворение Л. Корчагиной «Лето» :
Если дует ветер теплый, хоть и с севера,
Если луг – в ромашках и комочках клевера,
Бабочки и пчелы над цветами кружатся,
И осколком неба голубеет лужица,
И ребячья кожица словно шоколадка…
Если от клубники заалела грядка –
Верная примета: наступило… .
- Вы правы. Наконец -то наступает долгожданное лето. Прекрасное время года. За что же все любят это время года?
Скоро лето! Скоро лето!
Много солнечного света!
Прыгать, бегать и скакать.
В. Ребята, помните, зимой мы с вами познакомились с одним сказочным персонажем, который все время спрашивал, а что такое лето? Это был Дед Мороз. Если бы он у вас спросил, что такое лето, что бы вы ему рассказали? Какое же это время года? Какие изменения происходят в природе летом?
В. - Молодцы. Я думаю Дед у Морозу бы очень понравились ваши рассказы.
А сейчас я хочу, чтобы вы на минутку закрыли глаза. Представьте, что вы очутились на летнем лугу, вокруг много ярких и красивых цветов, светит яркое солнышко, поют птички, вокруг порхают разноцветные бабочки, где- то в траве слышится, как стрекочет кузнечик. Дует теплый летний ветерок. И вам так хорошо и спокойно. Откройте глазки. Что вы чувствовали, когда представили летний лужок?
В. - А сейчас, я вам покажу, этот лужок, на котором вы мысленно побывали. Хотите?
(слайд)
- Ой, ребята. Что то я не пойму, такой лужок вы себе представляли? Нет.
- И я нет. Куда то исчезли цветы, насекомые, солнышко пропало. А вот чудесный мешочек, а в нем письмо какое- то. Интересно, что там написано.
«Ваша картина заколдована, чтобы ее расколдовать, нужно выполнить задания, а помогут вам предметы, которые находятся в мешочке. Правда, в мешочке что – то есть.
- Ну что ребята, постараемся расколдовать картину? Я думаю, что мы справимся с любыми заданиями.
Давайте встанем в круг.
Задание 1.
Д/и «Какое бывает лето?»
- Скажите, какое бывает лето? Передаем волшебную палочку и говорим.
Молодцы, много слов подобрали.
-Ну что проверим, удалось ли нам расколдовать картину? Что изменилось на картине? (слайд)
- (дети) Появились цветы.
- Назовите цветы, которые появились на экране. А какие луговые цветы вы еще знаете? Молодцы.
Заглядываю в мешочек. Вытаскиваю картинку кукушки.
- А вот и новое задание. (2)
. Поиграем в игру «Кукушка».(в кругу)
(Шла кукушка мимо леса, за каким то интересом, кук мак кук мак, убирай один кулак. Дается задание детям. (назовите летние месяцы, какие ягоды поспевают летом, скажи наоборот «Зимой холодно, а летом-, назови летний головной убор, чем любят заниматься летом дети, летом день длинный, а ночь --, .)
В. -Молодцы. На все вопросы ответили правильно. Подойдем к картине. Получилось у нас ее расколдовать. Что изменилось? Появились бабочки, а бабочки это –насекомые. Назовите каких насекомых вы еще знаете? Молодцы, много насекомых знаете. (слайд)
Чистоговорка. Чтобы лучше познакомиться с нашими насекомыми, вы должны немножко повторить за мной слова.
- За – за – за, вот порхает стрекоза.
- Ха – ха – ха, где- то жужжит муха.
- Ла – ла – ла, вот летает тут пчела.
- Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.
- Чик – чик - чик, припрыгал к нам кузнечик.
- Чка – чка – чка, улетела от нас бабочка.
Физминутка. Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы. И что ж?
Будем мыться с мылом!
Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.
Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.
Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Тянутся вверх, раскинув руки.
Пожимают плечами.
Улыбаются. Показывают, как намыливают руки.
В. -Очень много существует пословиц и поговорок про лето. Как вы думаете, как можно объяснить такие поговорки и пословицы: «Летом заря с зарёй встречаются». (Большой световой день.) «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко». Почему говорят: летом каждый кустик ночевать пустит? (Потому что летом очень тёплые ночи) (Ответы детей)
В. Ребята, а давайте вспомним названия летних месяцев. Итак, первый летний месяц – июнь. (слайд)Июнь в народном календаре называют «разноцвет», потому что в июне цветёт очень много растений. А как вы думаете, чем полезны цветы? Какие цветы мы можем встретить на лугу?
(Ответы детей)
А теперь отгадайте загадку:
Летом снег!
Просто смех.
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
Ребята, что это за снег?
(Ответы детей)
В. Правильно. Этот снег — тополиный пух. (слайд)Так тополь распространяет свои семена.
В. Следующий летний месяц – июль. (слайд)Послушайте, как в народе называли месяц июль.
Июль — «липец» — цветение липы и время пчёл. (слайд)А где живут пчёлы?
(Ответы детей)
В. Полезные ли это насекомые?
В. А что необходимо знать и помнить при общении с пчёлами? Опасен ли укус пчелы для человека или животного?
(Ответы детей)
В. А вспомните, кто из сказочных героев пострадал от незнания правил поведения при встрече с пчёлами? (Винни-Пух.)
В. Июль — время птенцов выводить, на крыло ставить. А что это значит?
В. Расскажите, какие птицы вывели птенцов? Как называются птенцы этих птиц (вывешиваются предметные картинки? Чем же кормят своих птенцов разные птицы и как учат их летать?
(Ответы детей)
В. В июле еще заготавливают сено. (слайд)А для чего люди это делают? Как же называется место, где косят траву? (Ответы детей)
В. Как называются люди, которые косят траву?
В. А теперь третий летний месяй – август. (слайд)Август называют — «жнивень». В августе лето бежит навстречу осени. Август очень щедрый месяц: на весь год люди запасают хлеб, добывают корма для животных. «У зимы рот велик, августу спать не велит».
В. Что именно заготавливают люди в августе? Какие заготовки делают ваши родители из ягод, фруктов и овощей, грибов? Что надо знать и помнить при сборе ягод и грибов в лесу? (Ответы детей.)
В. -Давайте подойдем к картине. (слайд) Что появилось? Солнышко. Какой оно солнышко? (дети подбирают прилагательные к слову солнышко). На таком лугу вам хотелось бы побывать? Да.
В. - Ну вот, наша картина расколдована, все вернулось. И цветы, и насекомые, и солнышко. Значит все задания мы с вами выполнили правильно. Все молодцы! Спасибо всем за работу.