Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Герб города Кола»

Галина Матвеева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Герб города Кола»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

«Герб города Кола»

(старший дошкольный возраст)

Цель.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи „Герб города Кола“» размещена в разделах

Познакомить детей с гербом города Кола, воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду саамов. Закрепить знания детей о жизни древних жителей Кольской земли, об истории возникновения города Кола. Развивать зрительное восприятие, обогащать активный словарь детей. Упражнять в умении составлять рассказ по опорной таблице.

Словарная работа: саамы, малица, пимы, бурки, язычники, червлёный, лазурь.

Материал: экспонаты мини-музея о Севере и северной природе, презентация «Юбилей города : Коле – 450», герб города Кола, иллюстрации из книги И. Ф. Ушакова «Кола» и «Кольская земля», опорная таблица для описания герба города Кола.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами посетим музей, где вы услышите рассказ о далёком прошлом нашего города – Кола и познакомитесь с его гербом. Мы перенесёмся на много-много лет назад, когда города Кола ещё не было, а была просто Кольская земля. Вместо больших домов и улиц и асфальтированных дорог мы увидим только сопки и реки, где жили древние жители Кольской земли лопари или их ещё называли «саамы».

Дети подходят к мини-музею.

Экскурсовод:

Саамы – народ самобытный и талантливый. Они хорошие оленеводы, охотники и рыболовы. Благодаря этому саамы сумели выжить в суровом северном климате. Одевались саамы скромно. Всю одежду они шили сами и делали её в основном из оленьих шкур.

Например, «малица» - это верхняя одежда с капюшоном, сшитая из оленьей шкуры, «пимы» или «бурки» - это обувь саамов, тоже сшитая из оленьей шкуры.

Жили саамы общиной в специальных жилищах, которые они строили своими собственными руками. Передвигались саамы на оленях, которых запрягали в упряжки.

Саамы любили повторять: «Олень возит, олень кормит, олень одевает…»

Саамы были язычниками, а язычники – это люди, которые поклоняются различным божествам и духам, которым приносят в жертву часть охотничьей добычи.

Саамы питались «только животными - … зверьми и птицами и морскими рыбами», не знали ни хлеба, ни овощей; одежду шили из шкур диких оленей. Большую роль в хозяйстве играла охота (на оленей, медведей и т. д). Часть саамов также охотилась на морских зверей. Однако для большинства саамов источником для существования являлась рыбная ловля.

На время сезона рыбной ловли община саамов делилась на большие семьи и расходилась на разные промысловые угодья. Здесь они жили в примитивных шалашах. На зиму весь род собирался и поселялся в одном месте – «погосте», где саамы делали полуземлянки, которые вверху прикрывали хворостом. Издали такие жилища можно было заметить только по дыму. Скрытые жилища строились неспроста. Часто на саамов нападали грабители, приходившие из Скандинавии. В случае опасности, саамы собирали свои вещи и уходили в лес, а иногда вступали в схватку с врагом.

Дети переходят к экрану. Просмотр презентация «Юбилей города : Коле – 450».

Так саамский народ жил до тех пор, пока не пришёл русский народ с юго-западной земли Белого моря. Русское население, пришедшее на Кольскую землю, по сравнению с саамами были более развитыми : они умели строить хорошие мореходные и промысловые судна, изготовлять из пряжи длинные рыбные сети, разводить скот, строить бревенчатые дома и водные мельницы. Русские люди принесли с собой передовые формы хозяйства: огородничество, (посадку овощей, разведение скота (коров, овец и в небольших количестве лошадей, новые, более совершенные приёмы рыболовства.

Русские поселенцы вели торговлю с ранее обжитыми районами Поморья, покупали там сельскохозяйственные продукты, металлы и всё необходимое для своего хозяйства. Саамы заинтересовались изделиями, которые были у русского народа (топоры, ножи, котлы, капканы, ткани и т. д.) и стали обмениваться (торговать) с ними. Саамы предлагали в обмен свои товары. Этим саамы и рус-ские очень сблизились и скоро саамы перестали быть язычниками и приняли христианство. Это повлекло за собой появление поселения с названием - Кола.

Кольские земли начали процветать. Стали строиться дома, башни и прочие городские укрепления (см. слайды презентации). И спустя много лет при царе Петре 1, Кола стала уездным центром (главным городом Архангельской губернии, а через один год был высочайше утверждён герб города Кола, который существует уже 200 лет (см. слайды презентации).

Физминутка

Катит камни тяжёлые Кола

Сквозь урочища, судьбы, века.

И рассказ, как туман невесёлый,

К нам прикатится из далека.

Твёрд и крепок, как Кольские кручи,

И в священном писаньи силён,

Приходил сюда пастырь могучий

В самом славном из дальних времён.

Жил отшельцем, питался кореньем,

Изучал ремесло лопарей

И прославился словом, смиреньем,

Добротой и молитвой своей.

Он построил на Коле обитель,

Письмена для саамов вводил,

И Креститель он был, и Строитель,

Ещё больше – Учителем был.

В. Тимофеев.

(Чтение стихотворения сопровождается плавными движениями).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на герб города Кола.

Какой формы герб города Колы?

Из скольких частей он состоит?

Что изображено в верхней части герба? (На красном поле выходящая из облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечом).

Что может обозначать держава? (Символ власти).

Что обозначает меч? (Символ ратного труда и воинской славы).

Что изображено в нижней части герба? (предположения детей). – Так раньше рисовали кита – морского зверя.

Как вы думаете, что символизирует кит на гербе? (Рыболовный промысел, как основной вид деятельности колян).

О чём могут рассказать цвета герба города Кола? (Ответы детей). – Червлёный (красный)символ мужества, самоотверженности, геройства, храбрости.

Золотой (жёлтый) – символ величия, богатства, прочности, великодушия.

Серебряный (белый) – символ простоты, ясности, совершенства, чистоты, мудрости, благородства.

Лазоревый (синий, голубой) – символ чести, славы, преданности, верности, искренности, истины.

Как вы думаете, о чём рассказывает герб города Кола? (Об истории города).

Составление описательных рассказов о гербе города Кола по опорной таблице.

Воспитатель: Теперь мы поместим герб города Кола в наш мини-музей.

Чаепитие. Обсуждение – закрепление материала занятия (что узнали, что запомнили, что понравилось и т. д.)

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «О чём рассказывает герб Чаплыгина?» Цель: Это воспитание чувства патриотизма через изучение символики. Задачи: 1. Познакомить детей с гербом Чаплыгина. 2. Систематизировать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Герб Москвы и Братска» Цель:Уточнить знания детей о истории родного города. Дать знания о том, что он означает. Какое значение он имеет для нашего города. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Герб города Кола»
Опубликовано: 19 мая 2015 в 22:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД