Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Волшебница зима»

Евгения Давыдова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Волшебница зима»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница зима»

для детей старшей группы

Тема: «Волшебница- зима»

Программные задачи:

1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.

2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

3. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных). Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.

4. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.

5. Развивать внимание, мышление.

6. продолжать формировать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга. («Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приемы: дидактическое упражнение, дидактическая игра, игровая ситуация, физминутка.

Способы организации детей: полукругом, сидя на стульчиках, на ковриках.

Оборудование:

Иллюстрации с зимними пейзажами, сундучок, раскраски. В центре естествознания: карточки для выбора условных обозначений, лист белого цвета (формат А-4, цветные карандаши. В литературном центре: картинки с изображением времени года - зима, стихи о зиме, альбом, клей, ножницы, салфетки. В центре изобразительного искусства: листы бумаги голубого и синего цветов, белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

Словарная работа: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулок, чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы, рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная: Физминутка

Игровая: Игровые ситуации

Познавательно-исследовательская: Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,

Коммуникативная: составление рассказов, словесные игры, вопросы

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Мотивационно-организационный этап.

В группу заходит «Зима»

Педагог под музыку (три белых коня) появляется в костюме зимы. Просит сесть на свои коврики в стульчики и поприветствовать друг друга. Подарить друг другу улыбку.

Затем предлагает отгадать кто она. Выслушивает ответы детей. Сообщает, что сегодня она в наряде «волшебницы – зимы».

Дети садятся на свои коврики и стульчики и приветствуют друг друга.

Отгадывают, что воспитатель в костюме «Зимы»

Слушают стихотворение.

Деятельностный этап. 1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.

2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

3. Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.

Правильно называют явления природы зимой.

Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе.

Верно определяют значение новых слов из текста

Предлагает послушать стихотворение А. С. Пушкина

читает стихотворение, задает вопросы, поощряет малоактивных детей

Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме.

- Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (Три.)

- Назовите эти месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

- А какой сейчас месяц? (Декабрь.)

Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег? (Белый, холодный, пушистый, липкий, скрипучий, искрящийся, блестящий и др.)

. Дети сидя на стульчиках

произвольно отвечают на вопросы воспитателя.

поочереди, дополняют друг друга.

Слова "Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально

.

Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.

Дидактическая игра «Добавь слово»

Подбирают и верно называют однокоренные слова

используют в речи существительные в нужном падеже.

Говорит начало предложения

Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей)

Воспитатель. Какие явления природы можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, вьюгу.)

- Тропинки запорошило - это как вы понимаете? (Занесло снегом.)

"Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

- Какие слова можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)

При необходимости воспитатель обобщает и дополняет ответы детей. Ребята заканчивают строчки словами, похожими на слово снег. Повторяют все вместе.

использовать в речи существительные в нужном падеже Упражнение "Закончи предложение"

Верно используют в речи существительные в нужном падеже

Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

Упражнять в составлении описательного рассказа о животных с использованием карточек символов.

Побуждать придумать название рассказа

Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

. Упражнение «Составление рассказа о животных зимой»

Называют глаголы, обозначающие возможные действия,

Самостоятельно грамматически, лексически верно составляет рассказ.

Дают название рассказу;

Педагог работает сначало со стеснительными детьми, затем с активными. Задает наводящие вопросы. Дети встают со стульчиков, подходят к мольбертам, где приготовлены карточки, отбирают нужные и составляют рассказ.

Составляют рассказ по цепочке, за тем встают напротив друг друга и пересказывают по двое.

Физкультминутка "Снеговик"

Воспитатель читает стихотворение, показывает движения.

Дети выходят в круг. Повторяют слова и одновременно движения за воспитателем.

Учить помогать друг другу

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении Работа в центрах

Умеют договариваться, учитывать мнение партнера. Доброжелательность в общении.

Сама руковожу в центре естествознания выполнением задания. Объясняю как сделать условные обозначения для зимнего календаря.

В литературном центре руководит второй педагог. Помогает сделать альбом о зиме.

В центре изобразительного искусства руководит помощник воспитателя. Объясняет и помогает нарисовать снежинки. Дети подходят к столами и с помощью воспитателя делятся на 3 подгруппы. Садятся на стульчики за столы. За первым столом изготавливают альбом о зиме. Выбирают картинки про зиму и наклеивают на подготовленные карточки со стихами о зиме.

За вторым столом рисуют снежинки и вырезают их. (работа парами)

За третьим столом делают условные обозначения для зимнего календаря. За каждым столом дети читают стихи о зиме, выученные заранее.

Заключительный этап. Интерактивная технология «Интервью»

Воспитатель предлагает детям дать интервью, ответив на вопросы:

- Понравилось Зиме как вы занимались: много слов вспомнили о зиме.

А давайте еще раз вспомним:

О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

- что вы сегодня делали?

- для чего вы делали календарь природы?

- что вам помогло его сделать?

Пригодится он вам?

Рефлексия. По очереди отвечают на вопросы воспитателя.

Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Волшебница Зима» (по стихотворению С. Есенина «Береза») Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Волшебница Зима» (по стихотворению С. Есенина «Береза») Конспект НОД по рисованию в старшей.

Конспект НОД по развитию речи «Зимушка — Зима» в старшей группе Конспект НОД по развитию связной речи с использованием современных технологий и мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка - Зима» разработала.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима» Воспитатель: Денисова Любовь Степановна Цель – обобщить и систематизировать.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Волшебница Зима» (по стихотворению С. Есенина «Береза») Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему "Волшебница Зима" (по стихотворению С. Есенина "Береза") Цель: формировать умения творчески.

Конспект НОД с использованием современных педагогических технологий в старшей группе «Волшебница зима!» Цель: Систематизировать представление детей о зиме, зимних явлениях природы. Расширить представление о свойствах снега. Задачи: Обучающие:.

«Зима». Конспект НОД в младшей группе по развитию речи Тема: "Зима". Цель: обогащать словарный запас детей, развивать навыки связной речи, формировать навыки составления предложений. Задачи:.

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима» .

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зима». Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима". Задачи: - активизация словаря по теме "Зима" -закрепление изученного.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Волшебница зима» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима» Цель: Обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря,.

Конспект НОД в старшей группе «Волшебница зима»Конспект НОД в старшей группе «Волшебница зима» Возрастная группа: старшая группа Программное содержание (задачи): Воспитательные: - формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Волшебница зима»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 13:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

Фотоотчет «Летняя школа — это маленькая жизнь!»
В 2019 г. прошел 3-й Всероссийский конкурс им. Л. С. Выготского, который Рыбаков Фонд проводит для поддержки педагогов дошкольного образования и студентов,...
Лэпбук «Летние забавы»
Лепбук «Лето» Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это ЛЕТО Наконец спешит к нам в дом. Певчих птиц разноголосье! Свежий...
Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ОБЖ «Островок безопасности»
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря процессу, изменившему мир, выросло...