Татьяна МОРГУНОВА
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. «Время года зима» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. (старшая группа
Цель: уточнить характерные признаки зимы, выявлять простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные :
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- обогащать словарный запас;
- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, „Время года зима“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
- обобщить знания детей о временах года;
- учить видеть характерные особенности времен года;
- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;
- закреплять умение воспринимать образ к времени года в музыке, стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж.
Развивающие :
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать образность речи, творческое воображение;
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- доставить детям радость и удовлетворение от игр;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;
Используемые методы:
1. Словесные: чтение текста, лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихотворения - «Зима» Сурикова, беседа, логические вопросы, загадки.
2. Практические дидактические игры: «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Назови ласково», «Что когда бывает», «Запомни слова», «Составь пейзаж», «Угадай: какое время года», пальчиковая гимнастика «Избушка», слушание музыкального фрагмента «Времена года. Декабрь» П. И. Чайковского.
3. Наглядные: иллюстрации зимы, игрушки: лиса, белка, волк ежик, зимний домик.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Как нас зовут?». Меня зовут Татьяна Анатольевна, а тебя.
Воспитатель: Отгадайте загадку и скажите, о каком она времени года.
Кто угадай - ка,
Седая хозяйка?
Тряхнет перинками -
Над миром пушинками. (Это время года - зима).
«. Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов.»
Воспитатель: Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима. Послушайте песенку зимы (звучит музыка Чайковского).
- Скажите, за что вы любите зиму? (Зима - волшебница приносит детям много радости: можно лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, коньках, санках.)
Игра «Угадай: какое время года?»
Воспитатель: Ребята, я вам принесла вот такие картинки. Нужно угадать по этому одному изображению - какое же здесь время года ( 3-4 ребенка по картинкам отвечают: «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки»).
Игра «Подбери слово»
Слушайте внимательно и скажите, о чё м я буду говорить:
- рисует, щиплет, трещит, морозит. (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает. (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает. сосулька)
Пальчиковая гимнастика «Избушка»
На поляне дом стоит,
Только путь к нему закрыт.
Мы ворота отворяем
В гости всех мы приглашаем
На дверях висит замок, кто открыть его не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И – открыли.
Игра «Домик на опушке»
Воспитатель:
Рыжее брюшко,
Хвост, как подушка,
Хитрые глаза,
Кто это? (Лиса)
Воспитатель:
- А как можно назвать лису по-другому?
- Чем питается лиса?
- Какой у неё характер?
- Назовите лису ласково.
- Как зовут детёныша лисы?
Воспитатель:
Серый и злой,
Житель лесной,
Зубами щёлк!
Кто это? (Волк)
Воспитатель:
- А как можно назвать волка по-другому?
- Чем питается волк?
- Какой у него характер?
- Назовите волка ласково.
- Как зовут детёныша волка?
Воспитатель:
Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит - (Белка)
Воспитатель:
- А как можно назвать белку по-другому?
- Чем питается белка?
- Какой у неё характер?
- Назовите белку ласково.
- Как зовут детёныша белки?
Игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Ребята, животные засиделись в избушке и забыли какой бывает погода. Давайте им подскажем.
Если идет дождь, то погода какая? (дождливая).
Если дует ветер – (ветреная).
Если холодно – (холодная).
Если ясно – (ясная).
Если пасмурно – (пасмурная).
Если солнце светит – (солнечная).
Воспитатель: спасибо, ребята, теперь я узнала разная бывает погода.
Воспитатель: Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге. Кто спит зимой?
Динамическая пауза
Ежиха-мама ёжика
Нежно кормит с ложечки,
Кутает ежоночка
В тёплые пелёночки.
Нежно ёжика качает,
В ёжике души не чает.
Ну и что, что ёж колючий,
Он у мамы самый лучший!
Воспитатель: Ой, кто это шевелится? Ну-ка отгадайте.
Под соснами, под ёлками,
Лежит мешок с иголками.
(Ёжик)
Воспитатель: Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.
Игра «Что когда бывает»
Воспитатель: Давай, ёжик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.
Ежик:
• Летом земля покрыта травой, а зимой. (снегом)
• Летом на деревьях листья, а зимой. (деревья голые)
• Летом вода в реках тёплая, а зимой. (речка покрыта льдом)
Ежик: Спасибо вам, ребята, до свидания.
Воспитатель: Наш ежик побежал по дорожке навстречу новым приключениям.
Игра «Составь пейзаж»
Воспитатель: я хочу посмотреть, как вы умеете составлять пейзаж. Что такое пейзаж? (это картина о природе). Я раздам вам разрезные картинки, а вы составьте свой зимний пейзаж, и мы увидим, что у вас получится.
(дети составляют пейзаж из различных элементов)
- Как у вас красиво получилось! Молодцы! Оставьте ваши картины на столе, мы их сфотографируем на память нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, наша путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.
Подведение итогов.