Елена Жоголева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Маленькие грамотеи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Маленькие Грамотеи»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель. Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Задачи.
- Совершенствовать умение детей различать гласные, согласные (твердые и мягкие) звуки, определять место звука в слове.
- Развивать навыки звукового анализа слова, деления слов на слоги.
- Упражнять в составлении предложений с заданным словом.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию „Маленькие грамотеи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Дидактические игры: «Скажи, как звучит слово? «В кругу с мячом», «Найди звук», «Поезд», «Магазин», «Звуковое лото», «Рассели жильцов» «Делим слова на слоги», «Живые слова».
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал: мультимедийная установка, презентация «Маленькие Грамотеи», телефон, конверт с заданиями, три коробки для игрушек, книга «Азбука».
Раздаточный материал: схемы для определения положения звука в слове, цветные карточки для звукового анализа слова, игрушки.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть
Игра-приветствие «Круг дружбы».
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Ребята, у нас хорошее настроение. Мы рады видеть друг друга.
На телефон воспитателя приходит сигнал СМС- сообщения.
Ой, ребята, на мой телефон пришло сообщение. Оно адресовано детям группы «Солнышко». А написала его Королева грамоты.
(Приложение, слайд № 2)
Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Королева Грамоты. Я знаю, что вы умные дети и скоро пойдете в школу. Поэтому я хотела вам подарить книгу, которая помогла бы вам научиться читать. Это Азбука. Но мне хотелось бы проверить ваши знания. Я высылаю вам задания, которые находятся в электронной презентации. Ребята, я уверена, вы справитесь. Удачи вам!»
Конечно, у нас с вами все получится, но для этого нам нужны помощники. Кто являются нашими помощниками? Давайте разбудим наш язычок.
Логопедическая зарядка для языка.
Лопаточка
Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.
Иголочка
Язычок наш колкий,
Будто бы иголка.
Часики Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.
Качели
Мы уселись на качели,
Вверх и вниз мы полетели.
Чашечка
Язычок мы поднимаем,
Компот в чашку наливаем.
Язычок разбудили, а теперь поиграем с ним.
Игра «Повтори, не ошибись».
Эй – эй – эй - пригласили мы гостей. Ра – ра – ра - начинается игра. Он – он - он – к нам идет почтальон. Овы – овы - овы – мы к заданиям готовы.
2. Основная часть
Чтобы научиться читать, что для этого нужно знать?
Правильно, буквы и звуки. А вот и первое задание Королевы Грамоты.
Первое задание (Приложение, слайд № 3-6)
Звук. Буква.
Чем отличаются буквы от звуков?
Какие бывают звуки? Как мы произносим гласные звуки?
Можно ли пропеть согласные звуки? Почему?
Какие бывают согласные звуки?
После выполнения заданий детям предлагается проверить свои знания, используя электронную презентацию.
Второе задание (Приложение, слайд № 7-10)
Д/игра «Магазин»
Королева предлагает купить продукты, в названии которых встречаются звуки м - м’
Дети отправляются в «магазин» покупать продукты - подбирают картинки,
в названиях, которых есть звуки м - м’, объясняют свой выбор.
Ребята, вы знаете, что один и тот же звук в словах может занимать разное положение. Подскажите, где может находиться звук?
Воспитатель обращает внимание детей на схемы «Положение звука в слове».
Третье задание (Приложение, слайд №11-13)
Фонетическое упражнение «Где находится звук».
Самостоятельная деятельность детей.
Волшебник спрятал звук «м» в словах. Попробуйте его найти? Будьте внимательны! Вам нужно услышать этот звук и определить его положение в словах: Маша, лимон, дом.
Динамическая пауза
В старом дереве дупло-
Это домик буквы «О» (Круговые движения руками)
Рядом с нею, на суку,
Примостилась буква «У». (Присесть на корточки)
В гости к нам издалека
Прибежала буква «А». (Бег на месте)
Прилетела буква «Я»
На спине у воробья. (Махи руками, как крыльями)
Буквы стали веселиться,
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут. (Движения в соответствии с текстом)
Четвертое задание (Приложение, слайд №14-15)
Деление слов на слоги. Д/игра «Подарки».
Работа с раздаточным материалом.
Ребята, вам нравится получать подарки? Подарки приятно не только получать, но и дарить. Давайте порадуем нашу Королеву и подарим ей игрушки. Только их нужно правильно разложить по коробкам. В первой коробке будут игрушки, в названиях которых один слог, во второй коробке игрушки, в названиях которых два слога, в третьей - три слога.
Дети берут игрушку, называют ее, делят слово на слоги, выбирают правильно коробку.
Игрушки разложены правильно. Теперь подарки можно отправлять.
Пятое задание (Приложение, слайд № 16-18)
Звуковой анализ слова. Игра «Путешествие».
Совместная деятельность
Королева Грамоты предлагает отправить в путешествие звуки из слова лиса. Каждому звуку нужно купить билет.
Подскажите, какого цвета билет нужно купить для гласных звуков?
Для твердых согласных звуков?
Для мягких согласных звуков?
Дети интонационно выделяют каждый звук, определяют количество звуков в слове.
Есть ли гласные звуки в слове лиса? Назовите их?
Каким цветом мы обозначим гласные звуки и, а?
Какой первый звук в слове лиса?
Каким цветом обозначим звук л’?
Какой третий звук в этом слове?
Каким цветом обозначим звук с?
Все звуки правильно заняли свои вагоны и могут отправиться в путешествие.
Шестое задание (Приложение, слайд №19-20)
Составление предложений с заданным словом. Игровое упражнение «Придумай предложение».
У нас осталось последнее задание. Нужно составить предложения со словом лиса, используя данные схемы.
Дети составляют предложения, определяют количество слов в предложении.
3. Заключительная часть
Подведение итогов.
Все задания выполнили. Я очень рада, что у нас с вами все получилось.
На телефон воспитателя приходит сигнал СМС - сообщения.
Ребята, Королева Грамоты довольна вами. Она поздравляет вас с успешным выполнением заданий и высылает Азбуку.
(Приложение, слайд № 21)
Рефлексия.
Вам интересно было выполнять задания Королевы Грамоты?
Что понравилось вам? Что показалось трудным? Хотите ли вы научиться читать?
Я думаю, что Азбука от Королевы Грамоты уже ждет нас в книжном уголке. Эта книга будет нашим верным другом и помощником при подготовке к школе.
Источники:
1. Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте». Издательство «МОЗАИКА- СИНТЕЗ», Москва 2012.
2. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте». Издательство «Школьная Пресса», Москва 2004.
3. Эльконина Д. Б., Журовой Л. Е., Дуровой Н. В. «Обучение дошкольников грамоте». Издательство «Школьная Пресса», Москва 2011
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2018/10/04/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-doshkolnikov-po