Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа)

Елена Горелова
Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа)

Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу.

Цель: Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу «Зимующие птицы».

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать у детей умение логически и последовательно выстраивать рассказ в правильной словесной форме.

2. Закреплять умение правильно образовывать сложные прилагательные (белогрудая, красноголовый и т. д.).

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы». (Познавательное развитие).

4. Упражнять в умении закрашивать силуэты птиц. (Художественно – эстетическое развитие).

Развивающие:

1. Развивать общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие.

2. Продолжать развивать умение, использовать условно-символические изображения для составления описательного рассказа.

3. Развивать интерес к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание помогать птицам зимою.

2. Воспитывать умение выслушивать товарищей, воспитывать усидчивость.

Предварительная работа:

1. Чтение детям энциклопедической и художественной литературы о птицах.

2. Заучивание стихов о птицах.

3. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.

4. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

4. Чтение книг В. Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Снегирев Г. «Птицы нашего леса», стихотворение В. Берестова «Сова и синица».

5. Выставка кормушек.

6. Д/И «Птица - не птица», «У кого кто?» и т. д.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: письмо, загадки, картинки с изображением птиц, мнемотаблица «Зимующие птицы», ноутбук с презентацией, ватман с нарисованным деревом с кормушкой.

Раздаточный: Силуэты птиц, цветные карандаши, восковые мелки, клей.

Методы и приемы:

1. словесные: (беседа, вопросы, проблемная ситуация

2. наглядные: демонстрация презентации, использование мнемотаблиц, рассматривание картинок.

3. практические: раскрашивание картинок.

4. игровой метод: д/и "Угадай птицу", «Скажи правильно», п/и «Найди пару».

Ход НОД

1. Организационный момент

Мотивация

Раздаётся стук в дверь, вносят конверт.

Воспитатель: Ребята, интересно от кого это письмо? Открывает письмо, читает. Это от наших друзей Лисенка и Ёжика. В нём они пишут, что приготовили для лесных жителей подарок: собрали коллекцию красивых картинок. Но с картинками что - то случилось, они вдруг стали все одинаковые, некрасивые и теперь наши друзья не знают, кто это и как они называются. Лисёнок утверждает, что это бабочки а, Ёжик с ним не согласен. Мудрая сова дала им конверт с заданиями и две таблицы – схемы, но они не могут сами выполнить задания и разгадать таблицы – схемы. Лисенок и Ёжик просят вас ребята им помочь. Поможем? А как мы можем это сделать?

Ответы детей:

2. Целеполагание

Воспитатель: Давайте посмотрим на 1 таблицу - схему и попробуем разгадать загадку и мы узнаем, какую коллекцию картинок они собрали.

Мнемотаблица (загадка «Птица»).

Кто два раза родится:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий?

Крылья есть, а не самолет

Живет в лесу или возле человека

Рук нет, а жилище строит

Все насекомые её бояться.

Дети: Птица!

Воспитатель: Конечно, это птицы, а не бабочки. Лисенок ошибся.

Но, чтобы посмотреть, какую коллекцию птиц они собрали, мы должны ещё отгадать загадки и выполнить задание.

3. Совместная деятельность воспитателя и детей.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру "Угадай птицу" Правила игры: Я загадываю загадку про зимующую птицу, если ответ правильный - птица появится на экране ноутбука.

•спиной зеленовата, животиком желтовата.

Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

•Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут. (снегирь)

•Кто примостился на сучке в нарядном красном колпачке.

Как долотом долбит сучок: тук - тук, а где тут червячок?

(дятел)

•Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает

В полях ночует – зерно ворует. (воробей)

•Подбирает он проворно

Кинутые ему зёрна.

И гнездиться на карнизе

Наш любимый. (голубь сизый)

•Окраской сероватая, походка мешковатая.

Повадкой вороватая, крикунья хрипловатая. (ворона)

•Длинный хвост торчком, ни минуты молчком.

Стрекотунья, белобока, а зовут её. (сорока)

•Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .(свиристель)

•Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Клё - клё - клё! поёт со свистом? (клёст)

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц?

Дети: (зимующие)

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Воспитатель: Давайте посмотрим презентацию и выполним ещё задания Мудрой совы.

Просмотр презентации «Зимующие птицы», беседа по её содержанию.

Первое задание: «Кто лишний?"

Второе задание: Назови песенки птиц

Третье задание: Кто из этих птиц выводит птенцов зимой?

Воспитатель: Молодцы с заданием справились, предлагаю поиграть. Игра «Скажи правильно». Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и говорит:

У сороки белые бока, поэтому её называют?. (белобокая).

У сороки длинный хвост, поэтому её называют … (длиннохвостая).

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … (желтогрудая).

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют … (чернокрылая).

У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).

Если у птицы длинная шея?. (длинношеяя)

Если у птицы черная голова?. (черноголовая)

Если у птицы «сладкий голос»?. (сладкоголосая)

Если у птицы длинные крылья.? (длиннокрылая)

Составление описательного рассказа о зимующих птицах

А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать 2 схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).

На таблице схематично изображена последовательность рассказа.

Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, затем два круга – большой и маленький это обозначает размер, схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы, потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски и мисочка с кормом - чем питается птица.

По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах. Например, о снегире. Это птица снегирь. Снегирь небольшая птица. У него не большие крылья, длинный хвост. Клюв короткий и крепкий. У снегиря голова, крылья, хвост – чёрные, спина серая, а грудка красная – будто яркая заря. Он питается ягодами рябины и семенами шишек и растений. Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Птенцы у них называются снегирята.

Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время.

Воспитатель: Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас поиграем.

Подвижная игра «Найди пару». Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару (игра повторяется 2 раза).

Воспитатель: Теперь мы можем открыть второй конверт и посмотреть коллекцию птиц Лисёнка и Ёжика. Какие это птицы?

Дети: (зимующие птицы)

Воспитатель: Что произошло с картинками? Как мы можем помочь?

Дети: (раскрасить)

4. Самостоятельная деятельность детей

Мастерская Дети выбирают себе птичку и раскрашивают её. (Помочь детям, напоминание, показ).

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)

Воспитатель: У нас тоже есть нарисованная кормушка и лес. Мы рассадим наших птиц (кто, где зимует). И отправим наш коллаж Лисёнку и Ёжику, теперь они узнают птичек по оперению.

5. Рефлексия

- О ком мы составляли рассказы?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать?

- Как можно помочь птицам зимой?

Как вы считаете, почему нам удалось составить такие замечательные рассказы? И помочь Ёжику с Лисенком.

Воспитатель. Вы сегодня просто молодцы помогли Ёжику с Лисенком, составили интересные рассказы о птицах и о том, что о них надо заботиться.

Публикации по теме:

Презентация «Ранняя весна» для обучения детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки-символы по мнемотаблице Цель: -обогащать активный словарный запас детей; -развивать умение отгадывать загадки с опорой на картинки-символы; -развивать умение.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Лето
  • Зима
Автор публикации:
Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа)
Опубликовано: 5 января 2015 в 17:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений на...
Мастер-класс по аппликации «На дне морском» с детьми старшего дошкольного возраста
Ко дню скульптуры "Русалочки" на МААМ. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное...