Надежда Милашевская
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Прогулка в зимний лес. Звуки [З][З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей группы
«Прогулка в зимний лес.
Звуки -з-, - зь».
Учитель-логопед
МБДОУ г. Иркутска
детский сад № 172
Милашевская Н. В.
Цели:
- уточнить артикуляцию звуков - з, зь, продолжить учить давать характеристику звуку (согласный твердый, (мягкий, звонкий);
- развивать слуховое внимание и память;
- развивать фонематический слух: умение выделять слова с изучаемым звуком из предложения, фразовой речи, умение находить изучаемый звук в слове;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми „Прогулка в зимний лес, Звуки [З][З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- совершенствовать умение определять место звука в словах;
- уметь различать твердость и мягкость согласного звука;
- развивать навык проведения звукового анализа и звукового синтеза слов и умение правильно объяснять весь порядок выполнения;
- автоматизация звуков в речи;
- уточнение и расширение словаря;
-совершенствовать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде, учить работать с деформированной фразой, выделять предлог в предложении как самостоятельное слово;
- развивать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
- развитие навыка взаимопроверки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки с изучаемыми звуками, звуковые пеналы, деревья.
Ход.
І. Орг. момент
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим прогулку по зимнему лесу, поможет нам в этом хозяйка этого леса.
«Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, над миром пушинки.» (зима)
ІІ. Сообщение темы занятия:
(входит логопед -"зима")
-Здравствуйте, ребята, вот и я, зима. Я рада видеть вас у себя в лесу, проходите, присаживайтесь (дети садятся на скамейку). В лесу я не одна, со мной мои звуки. (звучат звуки вьюги, ветка). Но у меня есть любимые звуки и о них я бы хотела с вами поговорить. А какие это звуки вы догадайтесь сами. Я расскажу вам о себе, какие звуки в моем рассказе будут часто встречаться, это и есть мои любимые звуки.
«Зябнут птицы, зябнут звери, замерзают в норах звери. Залезают в дупла, гнезда, в синем небе звезды мерзнут».
- Правильно, это звуки -з, -зь. На чьи песенки похожи эти звуки?
- Правильно, -з- песенка большого комарика,
-зь- песенка маленького комарика.
В каких словах встречается -з- в этом стихотворении? (замерзают, звери, звезды, залезают, мерзнут). А в каких словах встречается -зь? (зябнут)
-А как вы понимаете слово зябнут, как можно сказать по - другому (мерзнут)
-Как вы думаете, почему это мои любимые звуки, вспомните как меня зовут?
ІІІ. Уточнение характеристики звуков.
-Давайте встанем и погреемся, вам наверное холодно в зимнем лесу. Погреем сначала руки, подуем на них и скажем -з-, -зь-.
-Что мы можем сказать об этих звуках? Кто они друг другу? (братцы)
-з- какой братец? старший- твердый
-зь- какой братец? младший- мягкий
- А как воздух выходит из ротика свободно или нет? Давайте подойдем к волшебному зеркалу, произнесем эти звуки еще раз и посмотрим это в нем (дети произносят звуки и рассматривают в зеркалах артикуляцию).
(воздуху мешают зубки, прижимаются друг к другу, а язык (спинка) выгибается и закрывает выход воздуху из ротика).
- Правильно, в ротике воздуху что-то мешает, значит что мы можем сказать об этих звуках, они какие? (согласные)
-А еще давайте проверим спит ли наш «моторчик» или работает? (дети кладут руку на горло, осуществляя тактильный контроль). Моторчик работает, значит это какие звуки? (звонкие)
-А что еще можно о них сказать, мы уже сегодня говорили, кто они друг другу? (братцы)
-з- твердый согласный, -зь- мягкий согласный.
-А почему эти звуки не видно рядом со мной? (звуки- «невидимки», мы слышим их, но не видим, потрогать не можем).
ІV. Произнесение звуков в слогах.
-Пойдемте, прогуляемся по лесу. Очень часто в лесу можно услышать эхо. Что такое эхо, когда его слышим? (ответы детей- (Эхо повторяет звуки, увидеть мы его не можем, только слышим).
Д/И "Эхо"
за-зя, зу-зю, зи-зы.
-Молодцы.
V. Произнесение - З, -ЗЬ в словах и словосочетаниях (можно сесть на пол)
а)согласование сущ. с прил. в роде.
-Мы гуляем с вами в зимнем лесу. Лес зимний. О чем еще мы можем сказать зимний? (день,.)
О чем мы можем сказать зимняя? (сказка,.)
О чем мы можем сказать зимнее? (утро)
б) Развитие фонематического слуха
-Посмотрите, у меня под елкой лежат картинки. Давайте возьмем их и выберем только те, в названии которых есть наши звуки -з-,- зь-.(каждый берет себе картинку с этим звуком.
Взаимопроверка:
- А теперь встаньте в круг и посмотрите друг на друга - проверьте себя, те ли картинки вы взяли, если заметите у кого-то ошибку, поднимите руку.
-В каждом из ваших слов есть звук -з или -зь. Скажите, а где звук может стоять в слове? (начало, середина, конец).
-Посмотрите на свои картинки, произнесите эти слова шепотом и послушайте, какой звук -з или -зь в слове и где он там стоит.
(заяц- здесь звук -з, он стоит в начале слова).
-Молодцы
в)«Измени слово»
-Давайте сядем на бревнышко.
-А сейчас мы поиграем с вами в игру «Измени слово»
-Я называю вам слова, вы первый звук заменяете на -з- и называете новое слово.
Губы-зубы гнать-знать
Намок-замок наряд-заряд
Двери-звери вагон-загон
Ров-зов лоб-зоб
Горько -зорька (после каждой пары, объясняете значение слов)
Молодцы
г)«Слова рассыпались»
-А давайте поиграем с вами еще в одну игру, в моем зимнем лесу кроме звуков живут и слова, было очень холодно и слова рассыпались на звуки, давайте соберем их.
М,а,к- мак с,о,к- сок
К,о,нь- конь м,о,с,т- мост
В,о,л,к- волк з,у,б,ы- зубы
Зь,и,м,а- зима з,а,б,о,р- забор
И,зь,у,м- изюм в,а,з,а- ваза
З,о,н,т- зонт
-Молодцы. А теперь, вспомните все слова, которые у нас получились и назовите только те, в которых встречались звуки -з, -зь.
VІ. Развитие общих движений и мимики лица (психогимнастика).
-Давайте встанем, погреемся, наверное вы замерзли. Скажите, в какие игры вы зимой любите играть (ответы детей). А какое у вас настроение при этом?
-Покажите, как вы катаетесь на лыжах, чтобы все поняли как вам весело.
-Представьте, что вы катитесь на коньках - покажите это,
-вы катитесь и упали, покажите это; вам радостно, нет больно, покажите как вам больно; вы катались очень долго, замерзли, покажите это;
-играем в снежки и один снежок попал вам в лицо, вам радостно? грустно? покажите это.
-мы в лесу, кругом снег, сугробы по колено, покажите, как будем ходить по такому снегу;
-мы выбрались из сугробов, выглянуло солнышко и стало теплее, мы этому очень обрадовались.
-А еще зимой лепят снеговиков, давайте и мы представим, что лепим снеговика.
б) Массаж биологически активных зон:
«Раз рука, два рука
(вытянуть вперед одну руку, потом другую)
лепим мы снеговика.
(имитировать лепку снежков)
3-4,3-4 (погладить ладонями шею)
нарисуем рот пошире.
5 - найдем морковь для носа.
угольки найдем для глаз.
(кулачками растереть крылья носа)
6- наденем шляпу косо
пусть смеется он у нас.
(приставить ладони ко лбу "козырьком" и растереть лоб)
7-8,7-8
мы плясать его попросим».
(под музыку танцевальные движения).
VІІ. Звуковой анализ слова
-Мы с вами отдохнули, стало нам теплее. Послушайте, что я сейчас вам скажу
(в, пришла, лютая, зима, лес)
-Слова, это предложение? Нет, т. к слова в нем не дружат. Давайте сделаем так, чтобы слова в нем подружились. Скажем его правильно.
(В лес пришла лютая зима.)
-как вы понимаете лютая? Это значит какая? (холодная, морозная,
- из чего состоит предложение (из слов,
- давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении (5,
- а какое слово главное в этом предложении, о чем говорится в нем? (зима,
- из чего состоит слово, когда мы его произносим? (из звуков,
- давайте узнаем какие звуки в моем имени, их порядок и сколько их.
- Для этого мы снова пойдем к бревнышку, там лежат цветные льдинки, которые нам помогут это узнать. (дети выполняю звуковой анализ слова зима)
-Давайте вспомним для чего нужен красный кружок, зеленый, синий?
(выполняют каждый самостоятельно, 1 ребенок у доски).
-Молодцы, оставьте свои льдинки и подойдите ко мне.
VІІІ. Итог занятия
-Скажите, о каких звуках мы говорили сегодня в лесу? (-з-,-зь-)
-Молодцы, мне понравилась прогулка с вами, и я вам подарю мои сладкие снежки, посмотрите, как они называются? (зефир)
-А почему я подарила вам зефир? (там есть мой любимый звук -зь-)
-Кушайте на здоровье, не забывайте эти звуки и меня. До свидания!