Лучший педагог года

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Прогулка в зимний лес. Звуки [З][З’]»

Надежда Милашевская
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Прогулка в зимний лес. Звуки [З][З’]»

Конспект НОД с детьми старшей группы

«Прогулка в зимний лес.

Звуки -з-, - зь».

Учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска

детский сад № 172

Милашевская Н. В.

Цели:

- уточнить артикуляцию звуков - з, зь, продолжить учить давать характеристику звуку (согласный твердый, (мягкий, звонкий);

- развивать слуховое внимание и память;

- развивать фонематический слух: умение выделять слова с изучаемым звуком из предложения, фразовой речи, умение находить изучаемый звук в слове;

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми „Прогулка в зимний лес, Звуки [З][З’]“» размещена в разделах

- совершенствовать умение определять место звука в словах;

- уметь различать твердость и мягкость согласного звука;

- развивать навык проведения звукового анализа и звукового синтеза слов и умение правильно объяснять весь порядок выполнения;

- автоматизация звуков в речи;

- уточнение и расширение словаря;

-совершенствовать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде, учить работать с деформированной фразой, выделять предлог в предложении как самостоятельное слово;

- развивать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;

- развитие навыка взаимопроверки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки с изучаемыми звуками, звуковые пеналы, деревья.

Ход.

І. Орг. момент

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим прогулку по зимнему лесу, поможет нам в этом хозяйка этого леса.

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, над миром пушинки.» (зима)

ІІ. Сообщение темы занятия:

(входит логопед -"зима")

-Здравствуйте, ребята, вот и я, зима. Я рада видеть вас у себя в лесу, проходите, присаживайтесь (дети садятся на скамейку). В лесу я не одна, со мной мои звуки. (звучат звуки вьюги, ветка). Но у меня есть любимые звуки и о них я бы хотела с вами поговорить. А какие это звуки вы догадайтесь сами. Я расскажу вам о себе, какие звуки в моем рассказе будут часто встречаться, это и есть мои любимые звуки.

«Зябнут птицы, зябнут звери, замерзают в норах звери. Залезают в дупла, гнезда, в синем небе звезды мерзнут».

- Правильно, это звуки -з, -зь. На чьи песенки похожи эти звуки?

- Правильно, -з- песенка большого комарика,

-зь- песенка маленького комарика.

В каких словах встречается -з- в этом стихотворении? (замерзают, звери, звезды, залезают, мерзнут). А в каких словах встречается -зь? (зябнут)

-А как вы понимаете слово зябнут, как можно сказать по - другому (мерзнут)

-Как вы думаете, почему это мои любимые звуки, вспомните как меня зовут?

ІІІ. Уточнение характеристики звуков.

-Давайте встанем и погреемся, вам наверное холодно в зимнем лесу. Погреем сначала руки, подуем на них и скажем -з-, -зь-.

-Что мы можем сказать об этих звуках? Кто они друг другу? (братцы)

-з- какой братец? старший- твердый

-зь- какой братец? младший- мягкий

- А как воздух выходит из ротика свободно или нет? Давайте подойдем к волшебному зеркалу, произнесем эти звуки еще раз и посмотрим это в нем (дети произносят звуки и рассматривают в зеркалах артикуляцию).

(воздуху мешают зубки, прижимаются друг к другу, а язык (спинка) выгибается и закрывает выход воздуху из ротика).

- Правильно, в ротике воздуху что-то мешает, значит что мы можем сказать об этих звуках, они какие? (согласные)

-А еще давайте проверим спит ли наш «моторчик» или работает? (дети кладут руку на горло, осуществляя тактильный контроль). Моторчик работает, значит это какие звуки? (звонкие)

-А что еще можно о них сказать, мы уже сегодня говорили, кто они друг другу? (братцы)

-з- твердый согласный, -зь- мягкий согласный.

-А почему эти звуки не видно рядом со мной? (звуки- «невидимки», мы слышим их, но не видим, потрогать не можем).

ІV. Произнесение звуков в слогах.

-Пойдемте, прогуляемся по лесу. Очень часто в лесу можно услышать эхо. Что такое эхо, когда его слышим? (ответы детей- (Эхо повторяет звуки, увидеть мы его не можем, только слышим).

Д/И "Эхо"

за-зя, зу-зю, зи-зы.

-Молодцы.

V. Произнесение - З, -ЗЬ в словах и словосочетаниях (можно сесть на пол)

а)согласование сущ. с прил. в роде.

-Мы гуляем с вами в зимнем лесу. Лес зимний. О чем еще мы можем сказать зимний? (день,.)

О чем мы можем сказать зимняя? (сказка,.)

О чем мы можем сказать зимнее? (утро)

б) Развитие фонематического слуха

-Посмотрите, у меня под елкой лежат картинки. Давайте возьмем их и выберем только те, в названии которых есть наши звуки -з-,- зь-.(каждый берет себе картинку с этим звуком.

Взаимопроверка:

- А теперь встаньте в круг и посмотрите друг на друга - проверьте себя, те ли картинки вы взяли, если заметите у кого-то ошибку, поднимите руку.

-В каждом из ваших слов есть звук -з или -зь. Скажите, а где звук может стоять в слове? (начало, середина, конец).

-Посмотрите на свои картинки, произнесите эти слова шепотом и послушайте, какой звук -з или -зь в слове и где он там стоит.

(заяц- здесь звук -з, он стоит в начале слова).

-Молодцы

в)«Измени слово»

-Давайте сядем на бревнышко.

-А сейчас мы поиграем с вами в игру «Измени слово»

-Я называю вам слова, вы первый звук заменяете на -з- и называете новое слово.

Губы-зубы гнать-знать

Намок-замок наряд-заряд

Двери-звери вагон-загон

Ров-зов лоб-зоб

Горько -зорька (после каждой пары, объясняете значение слов)

Молодцы

г)«Слова рассыпались»

-А давайте поиграем с вами еще в одну игру, в моем зимнем лесу кроме звуков живут и слова, было очень холодно и слова рассыпались на звуки, давайте соберем их.

М,а,к- мак с,о,к- сок

К,о,нь- конь м,о,с,т- мост

В,о,л,к- волк з,у,б,ы- зубы

Зь,и,м,а- зима з,а,б,о,р- забор

И,зь,у,м- изюм в,а,з,а- ваза

З,о,н,т- зонт

-Молодцы. А теперь, вспомните все слова, которые у нас получились и назовите только те, в которых встречались звуки -з, -зь.

VІ. Развитие общих движений и мимики лица (психогимнастика).

-Давайте встанем, погреемся, наверное вы замерзли. Скажите, в какие игры вы зимой любите играть (ответы детей). А какое у вас настроение при этом?

-Покажите, как вы катаетесь на лыжах, чтобы все поняли как вам весело.

-Представьте, что вы катитесь на коньках - покажите это,

-вы катитесь и упали, покажите это; вам радостно, нет больно, покажите как вам больно; вы катались очень долго, замерзли, покажите это;

-играем в снежки и один снежок попал вам в лицо, вам радостно? грустно? покажите это.

-мы в лесу, кругом снег, сугробы по колено, покажите, как будем ходить по такому снегу;

-мы выбрались из сугробов, выглянуло солнышко и стало теплее, мы этому очень обрадовались.

-А еще зимой лепят снеговиков, давайте и мы представим, что лепим снеговика.

б) Массаж биологически активных зон:

«Раз рука, два рука

(вытянуть вперед одну руку, потом другую)

лепим мы снеговика.

(имитировать лепку снежков)

3-4,3-4 (погладить ладонями шею)

нарисуем рот пошире.

5 - найдем морковь для носа.

угольки найдем для глаз.

(кулачками растереть крылья носа)

6- наденем шляпу косо

пусть смеется он у нас.

(приставить ладони ко лбу "козырьком" и растереть лоб)

7-8,7-8

мы плясать его попросим».

(под музыку танцевальные движения).

VІІ. Звуковой анализ слова

-Мы с вами отдохнули, стало нам теплее. Послушайте, что я сейчас вам скажу

(в, пришла, лютая, зима, лес)

-Слова, это предложение? Нет, т. к слова в нем не дружат. Давайте сделаем так, чтобы слова в нем подружились. Скажем его правильно.

(В лес пришла лютая зима.)

-как вы понимаете лютая? Это значит какая? (холодная, морозная,

- из чего состоит предложение (из слов,

- давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении (5,

- а какое слово главное в этом предложении, о чем говорится в нем? (зима,

- из чего состоит слово, когда мы его произносим? (из звуков,

- давайте узнаем какие звуки в моем имени, их порядок и сколько их.

- Для этого мы снова пойдем к бревнышку, там лежат цветные льдинки, которые нам помогут это узнать. (дети выполняю звуковой анализ слова зима)

-Давайте вспомним для чего нужен красный кружок, зеленый, синий?

(выполняют каждый самостоятельно, 1 ребенок у доски).

-Молодцы, оставьте свои льдинки и подойдите ко мне.

VІІІ. Итог занятия

-Скажите, о каких звуках мы говорили сегодня в лесу? (-з-,-зь-)

-Молодцы, мне понравилась прогулка с вами, и я вам подарю мои сладкие снежки, посмотрите, как они называются? (зефир)

-А почему я подарила вам зефир? (там есть мой любимый звук -зь-)

-Кушайте на здоровье, не забывайте эти звуки и меня. До свидания!

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Прогулка в зимний лес. Звуки [З][З’]»
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 16:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД