Светлана Геннадьевна Ошинберг
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Камни в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткий самоанализ: В основу данной деятельности положена идея накопления опыта гуманного отношения к миру природы посредством интеграции образовательных областей «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». При составлении конспекта были учтены возрастные и личностные особенности и возможности детей. Выбранные методы, приё мы и средства дали возможность достичь поставленной цели: дети получили знания о роли камней в жизни человека. Они с удовольствием экспериментировали с ними, внимательно слушали рассказ о камне, с большим интересом создавали изображения на камнях-оберегах. Грамотно организованная коммуникативная предметно-развивающая среда позволила сочетать элементы учения и диалога. Применённая технология проблемного обучения при определении свойств камня дала возможность включить их в активную самостоятельную деятельность, в результате которой дети получили знания.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы „Камни в жизни человека“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Тема. «Камни в жизни человека»
Цель. Приобщение детей дошкольного возраста к предметам неживой природы, воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Задачи.
Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшений, построек и изготовления памятников, сувениров; показать изделия из драгоценных камней.
Формировать представление о том, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог и др.
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, шершавый или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.)
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Образовательные области. «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Предварительная работа. Экскурсия на реку Абакан с целью рассматривание камней на берегу, сравнивание их по цвету, форме, размеру; рисование узоров на камнях и на бумаге; чтение сказки «Серебряное копытце»; рассматривание бус, амулетов.
Оборудование. Пластилин, деревянные брусочки, камни на каждого ребенка, гвозди, молоток, вода, сосуд под воду, украшения из камня (бусы, браслеты, сережки, акриловые краски, ватные палочки, камни для практической деятельности (по количеству детей); мультимедийная установка и компьютер, магнитофон, фонограммы мелодий «4 шага» и для сопровождения продуктивной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель. Я вам сейчас загадаю загадку, будьте внимательны. (2 слайд)
В сережках у мамы огнем не горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
(В. Мирясова)
О чём или о ком эта загадка? Кто загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети. Это камень. Это разные камни.
Воспитатель. Правильно вы отгадали, молодцы.
Основная часть
Воспитатель. Давайте мы с вами поиграем с камнями. У меня есть волшебная коробочка, в ней лежат предметы и камни, нужно достать только камни. (Каждый ребёнок достаёт из коробочки понравившийся ему камень). (3 слайд)
Воспитатель. Какой камень на ощупь?
Дети. Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.
Воспитатель. Возьмите камень в руку и сожмите его крепко-крепко. Изменил он форму?
Дети. Нет
Воспитатель. Верно. А почему?
Дети. Потому что он твердый.
Воспитатель. Предлагаю каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему? (Ответы детей).
Как вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево). А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает – не получается, предлагает двум – трем детям попробовать сделать то же). Давайте я ещё раз попробую. Что получается? (Гвоздь гнется, но не вбивается). Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод?
Дети. Камень тверже дерева.
Воспитатель. А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает). Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет) Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды). Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? ( Цветом: мокрый камень темнее). Где можно встретить камни? Верно, в реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В аквариуме).
Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы – предложения).
Физкультминутка. Музыкально-ритмическая игра «Четыре шага». (4 слайд)
Дети вместе с воспитателем поют и делают движения:
-Вперед четыре шага, назад четыре шага,
-Кружиться, кружиться наш хоровод,
-Ножками потопали, ручками похлопали,
-Плечиками двигаем, а потом попрыгали.
(Игра идет на ускорение, те же самые движение, только быстрее, и так несколько раз)
Воспитатель. А сейчас, я хочу вам рассказать сказку, послушайте её внимательно, про кого она? (5 слайд) (Сказка сопровождается презентацией,
«Сказка о камне»
Сергей Шилов – Старобардинский
(6 слайд) Жил-был камень. Ничем особенным он от своих собратьев-камней не отличался : такой же, как они, серый, гладкий. Словом, обыкновенный булыжник. (7 слайд) Лежал он близ дороги у подножья холма, и так же, как и другие камни, грелся на солнышке летом, (8 слайд, прятался под снегом от холодных ветров зимой. (9 слайд) Жизнью своей камень был доволен: знай себе лежи да болтай с товарищами-булыжниками. Ни забот тебе, ни хлопот. Красота!
(10 слайд). Проходил как-то мимо холма человек. Видно было, что не один час прошагал он по дороге: сапоги его сильно запылились, походка была медленной и усталой.
Поравнявшись с камнем, путник вдруг остановился и сказал:
- Присяду-ка на камушек, отдохну.
И направился прямо к нашему камню.
- Вот еще чего! - закричал камень. - Этого мне только не хватало(11 слайд)
Но человек не услышал его возгласов, ведь люди вообще не могут слышать, как говорят камни. Видя, что путник действительно хочет сесть на него, камень даже пробовал откатиться, но у него, конечно же, ничего из этого не вышло.
Камню нисколько не было тяжело, когда человек сидел на нем, но он все равно продолжал кричать:
- Слезь сейчас же! Не для того я тут лежу, чтобы на меня садился всяк кому не лень! (12 слайд) Путник, посидев несколько минут, поднялся и вдруг сказал:
- Какой хороший камень! Теплый, гладкий…
Он наклонился и даже погладил камень шершавой ладонью. И камень вдруг перестал сердиться. Ему даже стыдно стало, что он не хотел, чтобы на нем сидели. (13 слайд).
До самой темноты, пока не заснул, камень вспоминал слова человека : «Хороший. теплый. гладкий.». Ему вдруг так захотелось услышать эти добрые слова еще раз! (14 слайд).
Утром, едва рассвело, камень принялся глядеть на дорогу : не идет ли кто? Он вовсю старался, чтобы солнечные лучи нагрели его сильнее, чем обычно. Поэтому времени на разговоры с другими камнями у него не оставалось. Они, как всегда, болтали, а он лежал молча и копил тепло. Но путники на дороге не появлялись. (15 слайд). Только машины, проезжая, обдавали камень пылью. Люди, сидевшие в них, не знали, что проезжают мимо камня, который очень хочет оказать кому-нибудь услугу, быть полезным.
Всякий раз, когда машина проезжала мимо, камень напрягал все свои силы, чтобы стряхнуть с себя пыль, поднятую колесами. Даже не знаю как, но у него это получалось, и он был чище, чем его товарищи(16 слайд).
Не один день прошел, пока камень наконец-то дождался путников. Ими оказались ребята из лагеря отдыха, отправившиеся в поход. Они подошли к холму и решили сделать привал, расселись на камнях. Что тут началось! (17 слайд).
- Слезь с меня. Ой, как тяжело. Уйди! - закричали камни наперебой. И только наш камень молча радовался тому, что помогает ребятам отдыхать. А когда кто-то из ребят заметил, что он теплее и чище, чем другие камни, радости нашего камня не было конца. Ведь его опять похвалили! (18 слайд).
Но дети вскоре ушли, и нашему камню ничего не оставалось делать, как ждать новых гостей. За лето путники еще несколько раз отдыхали на нем. И даже если камень и не слышал от некоторых из них добрых слов, он все равно был доволен, что оказывался нужен. (19 слайд).
Но вот наступила осень, и все реже стали появляться у холма люди. Камень загрустил: приближалась зима, а кто же будет сидеть зимой на камне вдали от села? Ему предстояло всю зиму лежать без дела. (20слайд).
Но вот однажды на дороге появилась телега. В телеге сидели старик. Камень уже знал, что они не остановятся, чтобы посидеть на нем, и взгрустнул. Но, поравнявшись с камнем, телега вдруг остановилась.
– Возьму-ка я камень домой - сказал дед. (21 слайд). Будем им капусту в бочке придавливать.
«Придавливать капусту? - подумал камень и на минуту огорчился. – Но ведь на мне же можно сидеть!». Но тут он подумал еще и решил, что придавливать в бочке капусту, пожалуй, лучше, чем иногда заменять людям стул. Ведь тогда он будет нужен людям каждую минуту…
(22 слайд). Приехав домой, старик занес камень в кладовку и положил его на деревянную крышку, лежащую на бочке с соленой капустой. Камень был счастлив: о чем еще может мечтать камень, желающий помогать людям? (23 слайд).
Через несколько дней дед, подняв камень, чтобы набрать капусты, проворчал:
- Что-то камень тяжелый стал – раньше как будто легче был. Или старею я?
Не знал старик, что не в годах его дело: просто камень так старался, что действительно стал тяжелее…
Воспитатель. О чём эта сказка? Какой был камень? О чём думал камень? Как изменилось настроение камня, когда на него сел человек? О чем мечтал камень? Какую работу стал выполнять камень? (Ответы детей).
А какие изделия из камня вы знаете? (Ответы детей). Давайте сейчас посмотрим на экран, что можно сделать из камня.
Картинки на слайдах: (24 слайд) - лестницы, (25 слайд) - камины, (26 слайд) - посуда, (27-28 слайды) - дома, (29-30 слайды) - памятники, (31 слайд) - дорожки, (32 слайд) - мостовая.
Воспитатель. Ребята, я принесла шкатулку прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязанную розовой лентой и не помню куда поставила. Помогите мне ее найти, пожалуйста. (Дети находят шкатулку, в ней - ювелирные украшения из полудрагоценных камней). Как вы думаете, что это за камни и где их используют? (Ответы.) На Руси издавна из них изготавливали украшения. Давайте рассмотрим бусы, кулоны, браслеты. (33 слайд). Я предлагаю взять по одному украшению и примерить на себя. Что вам понравилось? Какие у крашения есть у вас дома? (Ответы детей). (34 слайд) Я хочу вам предложить сделать своими руками Оберег - это предмет, оберегающий от чего - то злого, нехорошего. С давних времен люди украшали свои жилища оберегами из природного материала: овощами, ягодами, камнями. Бусы – элемент традиционного костюма, встречается почти у всех народов. Бусы и кулоны – это прекрасные обереги. Камешки необычной формы и цвета, волчьи клыки, щучьи зубы, соль, коряжки – сучки – всё это использовалось для изготовления оберегов. Обереги традиционно напоминают образы животных, людей, природные символы. (35 слайд)
Сейчас мы превратимся с вами в мастеров по изготовлению оберегов. Мы будем изображать символы Добра на камнях. С помощью ватных палочек методом тычка мы будем создавать изображения. Вот так. (Показ воспитателя).
Воспитатель раздаёт детям камни с прорисованными простым карандашом символами. Дети рисуют акриловыми красками, используя 2-3 цвета. Работа проводится в сопровождении музыки.
После завершения работы каждый ребёнок приносит свой камень на выставку, дети рассматривают её, оценивают поделки.
Воспитатель. С древних времен люди верили, что камни обладают удивительными, волшебными свойствами. Одни из них обладают целительной силой и могут помочь при лечении некоторых болезней. Это камни – врачи, лекари. Другие камни оберегают людей от беды, их называют камни – талисманы, камни – обереги, от слова «оберегать». Третьи – словно в чудесную кладовую собирают в себя энергию, а затем отдают ее своему владельцу. Люди заметили еще одно свойство камней. Пользу они приносят лишь чистым, добрым людям, способным понять природу. Камни, добытые нечестным путем, или если попали в руки к злому, жадному человеку, не приносят счастья. Поэтому берегите свои камни, и они подарят вам хорошее настроение. (35 слайд).
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали? Что нового вы узнали о камнях? Какое у вас настроение?