Людмила Ивановна Рублева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тематическая неделя «Вода и ее обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 города Коврова
Конспект непосредственно — образовательной деятельности
Тематическая неделя - «Вода и ее обитатели».
Тема занятия : «В природе все совершенно,
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности, Тематическая неделя „Вода и ее обитатели“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Творит она чудеса,
Живи, мой родник всегда».
Подготовила:
воспитатель I квалификационной категории подготовительной к школе группы №8
Рублева Л. И.
г. Ковров, 2014 г.
Программное содержание:
-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
- развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- обобщать, устанавливать причинно - следственные зависимости, умение делать выводы;
- активизировать словарь детей: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества;
- формировать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру;
- воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.
Материалы и оборудование: Глобус, аудиозапись «Звуки воды», слайды, трехлитровая банка, яблоко, белые халаты для детей и воспитателя, прозрачные стаканчики, молоко, сахар, соль, мука, лимон, мнемокартинки «свойства воды», краски, таз с водой, ложки, трубочки.
Взаимосвязь с другими видами деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская.
Взаимосвязь с родителями по организации основной общеобразовательной программы: 1). До НОД - проведение мастер - класса для родителей «Маленькие исследователи». 2). После НОД: предложить родителям совместно с детьми дома нарисовать листовки, в которых попросить других жителей беречь водные ресурсы - моря, реки, озера. Создать свои эскизы, агит - листовки и принести их в детский сад.
Ход НОД:
Этапы
деятельности Содержание деятельности. Время
проведения
Процесс вовлечения в деятельность Игра на общение «Улыбка».
- давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
«На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны» (глобус).
- А что такое глобус? (это модель Земли).
- А как вы понимаете «модель Земли»? (дети высказывают, объясняют). Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на ее модель, то есть на глобус? (можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны). Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки (показать их на глобусе). 2 мин.
Процесс
целеполагания - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет - это вода : моря, океаны, реки и озера).
- На нашей планете 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, это много или мало? (Дети объясняют).
- У меня в руке яблоко, представим, что это наша планета. Четвертая ее часть - это суша, а вот это большая часть - это вода.
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они ее получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Дети, а людям нужна вода (дети объясняют, делают выводы). Звучит запись журчания ручейка. Дети поют песню о воде:
«Волшебная вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане 5 мин.
И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить - Без нее нам не прожить!
Процесс проектирован ия и планирования
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. В морях и океанах вода соленая, вода в море, как ее называют, - морская. Показ слайда - море. Вода в океане - океаническая - показ слайда океан. В реках - речная - показ слайда реки, в озерах - озерная, показ слайда - озеро. В родниках - родниковая, показ слайда - журчание родника. В болотах - болотная, показ слайда - болото.
- А человеку какая нужна вода? (пресная). А какая это вода, пресная? Может быть вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода- это вода без солей. В морях и океанах, как вы знаете, вода соленая. Жить и питаться в такой воде могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в поселках и деревнях. А в городах, где живут много людей и воды нужно много, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества, питьевую воду нужно беречь, почему? (Дети объясняют).
- Если мы представим, что всю воду на Земле можно поместить в трехлитровую банку, то пресной воды будет только половина стакана.
- А еще необходимо беречь воду потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой. А что это такое, кто мне скажет? (реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими).
- А как вода поступает в реку? Ребята, а что такое круговорот воды в природе? (дети объясняют). Показ слайда. 10 мин
Когда солнце нагревает поверхность водоема ил суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.
- А сейчас немножко отдохнем. Физкультминутку проводит ребенок -К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот так славно освежились (встряхиваем руками).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой - это кроль (круги двумя руками вперед поочередно).
Качаясь на волне,
Плывем на спине (круги двумя руками назад).
Вышли на берег крутой И отправились домой (шаги на месте).
Процесс осуществления действий. - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию, а вы знаете, что такое лаборатория? (это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).
- давайте сегодня и мы превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств, ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Я вам всем предлагаю надеть белые халаты, вы сегодня - лаборанты. Посмотрите на наши столы, они полностью готовы к работе, занимайте свои рабочие места. Дети рассаживаются по два человека за стол.
- Приступим к нашему исследованию.
ОПЫТ № 1: «Какой формы вода?»
На столе лежит кубик и шарик.
- Какой формы эти предметы? (ответы детей). А имеет ли 15 мин.
форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится, вода - это жидкость, вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, а в ямках - собираются, а в землю впитаются и их не видно, только земля влажная. (Показ алгоритма и вывешивание на магнитную доску).
ОПЫТ № 2 «Какого цвета вода?»
Возьмем два стакана, один - с водой, а другой - с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком, что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко - не. Значит вода - прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску, добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем еще раз вывод о том, что вода прозрачная. Показать алгоритм и вывесить его на доске.
ОПЫТ № 3: «Вода - растворитель»
А есть ли у воды вкус? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение). Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль, третьему - аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить снова попробовать воду на вкус, что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая и кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет, а что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). Затем предложить детям растворить в воде муку и подсолнечное масло, сделать выводы.
- Делать научные открытия - дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть и нам. как считают наши ученые? Давайте выйдем из - за своих лабораторных столов и пройдем на ковер, поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Проводит игру ребенок. Дети - капельки встают близко друг к другу, образуя Большую Тучу.
- Жили на небе Веселые Капельки. Их домом была Большая Туча. Захотелось однажды Капелькам попутешествовать и они отправились на Землю, (звучит музыка дождя, дети - Капельки разбегаются, прыгают, танцуют).
- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (Дети - Капельки встают в пары друг за другом, второй кладет руки на плечи первому, Ручейки двигаются врассыпную по залу).
- Встретились Ручейки и стали Большой Рекой. (Дети - Ручейки соединяются в одну цепочку, образуя Реку, двигаются по залу змейкой).
- Плывут Капельки в Большой Реке, путешествуют. Текла - текла Река и попала в Большое Море (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
- Выглянуло Яркое Солнце, Капельки незаметно превратились в Пар и понеслись вверх. Поднимаясь все выше и выше, Пар, превратился в воду (Дети - Капельки встают близко друг к другу, образуя Большую Тучу).
- Так и закончилось путешествие Веселых Капелек - они вернулись домой в Большую Тучу.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. Обратить внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что мы видим? (ответы детей).Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется и масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
ОПЫТ № 4: «Вода не имеет собственного запаха».
- Скажите, дети, есть ли у воды запах? (ответы детей). Давайте капнем в воду травяной настой и мятные капли. Понюхайте воду. У воды появился запах. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды цвет, вкус и запах. Снова вывесить алгоритм, символизирующий, что у воды нет вкуса и запаха.
ОПЫТ № 5: «Способность воды отражать предметы».
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Что на нем стоит? (таз с водой). Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (отражение своего лица). А где еще можно увидеть свое отражение? (в зеркале, в витрине магазина).
- Значит вода может отражать предметы, так же, как и зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее, увидели ли вы теперь свое отражение? (очень плохо, оно размытое). Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечеткое и размытое. Показ алгоритма.