Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа) (2 фото)

Оксана Муравьева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)

Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)

Задачи:

1. Познакомить детей с историей и традициями на Руси;

2. Прививать интерес и уважение к народной культуре;

3. Обогащать словарный запас детей;

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Традиции и обычаи русского народа“ (старшая группа)» размещена в разделах

5. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей :

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Здоровье»

«Художественное творчество»

«Социализация»

«Музыка»

Оборудование и материалы:

1. Русский народный костюм для взрослого;

2. Куклы плоскостные из бумаги (мальчик и девочка);

3. Краски гуашевые;

4. Сундук;

5. Куклы в народных костюмах;

6. Мелодии русских народных песен;

7. Мультимедиа.

Литература:

1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, Д. М. Маханева;

2. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа» Г. Я. Затулина;

3. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова;

4. «Методические рекомендации. Здравствуй, мир!» А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова.

Ход занятия

Тихо звучит русская народная мелодия

Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!

-Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.

А теперь:

-Проходите поскорее, занимайте все места.

Проходите, не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь

(дети садятся на стульчики полукругом)

- Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о нашей Родине, о её красоте и традициях русского народа

Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос: «Что такое Родина?»

(ответы детей)

Слайд 1:Родина

- Родина - это русские леса, поля, моря и реки

- Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка

- Родина – это место, где стоит наш детский сад.

- Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем.

Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия. А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка.

Слайд 2: Уборка урожая

-Русский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с песнями.

Слайд 3: праздник Осенины

После уборки урожая наступала пора праздника «Осенины»

-Это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу и устраивали праздники.

-А как вы думаете, как люди одевались на праздники?

-Нарядно. Одевали самые красивые рубахи и сарафаны

-Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.

Слайд 4: Мужская одежда

Дети: На Руси мужчины носили штаны и рубаху.

Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

Слайд 5: Женская одежда

Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Звучит русская народная мелодия.

Слайд 6 : видеоролик по сказке

Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

А как вы думаете, где хранилась одежда?

Слайд 7: Сундук

(Дети отвечают – в сундуке)

Ведущая :

-Правильно, в сундуке, только он закрыт на замок. Хотите его открыть?

Тогда проведем с вами пальчиковую гимнастику. Приготовили ручки

На сундуке висит замок

Кто бы мне его открыть помог

Пальцы мы соединили (замочек из ладошек)

Постучали, покрутили (постучать, покрутить)

Растянули и открыли (растянуть ладони и открыть)

-Вот наш замочек и открылся. Давайте откроем сундук и посмотрим,что лежит там.

Звучит русская народная мелодия.

Ведущий достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах.

Ведущая : Это куклы в русских народных костюмах к нам пожаловали Иван да Марья.

Куклы к празднику готовы,

Посмотрите на обновы –

Сарафаны расписные

Да рубашечки льняные

Мальчика зовут Иван

А на Марье сарафан.

Хотят с вами подружиться,

Вместе петь и веселиться.

-Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? (Дети отвечают сарафан, кокошник, рубаха, сапожки). А Иван? (Штаны, рубашка, сапоги)

-А чем украшены костюмы? (Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой. На кокошнике вышит узор. На шее у Марьи бусы)

Ведущая : Марья гостей ждала, наряжалася

Бусы красны надевала - украшалася.

Давайте немного отдохнем.

Проводится физкультминутка:

В лесу темном есть избушка

(руки качаются, как ветви деревьев, изобразить избушку, скрестив руки над головой)

Там живёт одна старушка (тихо, палец возле рта)

Сарафан, рубаху сшила (показать руками сарафан, рубаху)

А украсить не спешила

(как будто бы что-то шьёт иглой, развести руки в стороны

К детям бабушка спешила (имитировать бег на месте)

И в сундук всё положила (присесть, как бы складывая всё в сундук)

Отдохнули, а теперь садимся в нашу творческую мастерскую, за столы

Кто запомнил последние слова из физкультминутки?

«…И в сундук всё положила»

Что же могла нам старушка ещё положить в сундук?

(Достаю трафареты - куколки мальчика и девочки)

-Ребятки, а у наших Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому, что не украшены их наряды.

Не танцует, не поет

Наш игрушечный народ.

Сарафан у них простой-

Белый, а не расписной.

Не украшена рубашка –

Нет и вышивки на ней.

Все исправить, все украсить

Просят куколки детей

Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки. Только мы будем украшать не нитками с иголкой, тесьмой и бусами, а мы для этого будем использовать краски. Девочкам я раздам куколок девочек в сарафанах, а мальчикам – куколок мальчиков в рубахах и штанах.

Приступаем к работам (украшают силуэтные изображения кукол)

Звучит спокойная русская народная мелодия (дети рисуют)

(После выполнения детьми задания)

-А теперь ребятки, вместе со своими куколками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.

Звучит веселая мелодия

Расступись, честной народ!

На лужайке у ворот

Закружился, завертелся

Разноцветный хоровод.

Молодцы, все справились с работой хорошо. Устроим выставку чуть позже, когда работы подсохнут

На прощание я хочу вам подарить куклу оберег, которая будет хранить порядок в мире. Главное, этот подарок был сделан с любовью и подарен от чистого сердца!

Фото «Традиции и обычаи русского народа»
Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Собака-друг человека» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21» Конспект интегрированной.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП. «Космическое путешествие» (старшая группа)Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП. «Космическое путешествие» (старшая группа) Цель: закрепление и совершенствование умений и навыков детей в области формирования элементарных математических представлений. Программные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. «Время года зима» (старшая группа)Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. «Время года зима» (старшая группа) Цель: уточнить характерные признаки зимы, выявлять простейшие причинно-следственные связи. Задачи: Образовательные: - упражнять в согласовании.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Путешествие ребят» (старшая группа) Ход деятельности (Дети заходят в группу, становятся около воспитателя). Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Экскурсия по городу» (старшая группа) Программное содержание: Формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице, закрепить знание о делении слов на слоги,.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Героизм русского народа. Герои — камышане» Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Героизм русского народа. Герои – камышане». Задачи.

Конспект ОД в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»Конспект ОД в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Программное содержание: Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить.

Познавательно тематический вечер для старшей группы «Праздники и обычаи русского народа» «Праздники и обычаи русского народа» Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям.

Проект на тему «Культура и традиции русского народа» Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание.

Поликультурное воспитание. Занятие по теме «Традиции и праздники русского народа»Поликультурное воспитание. Занятие по теме «Традиции и праздники русского народа» Мастер класс «Пасхальное яйцо» Цели: 1 воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. 2 ознакомить с новым видом техники (декупаж).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)
Опубликовано: 23 августа 2015 в 21:47
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД