Приложение МААМ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Наша малая Родина — Шория»

Светлана Миненко
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Наша малая Родина — Шория»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Наша малая родина - Шория»

Разработала воспитатель подготовительной группы «Б» Миненко С. А.

Ход непосредственной образовательной деятельности :

Дети стоят полукругом.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, лёгкий ветерок!

Здравствуй, тоненький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „Наша малая Родина — Шория“» размещена в разделах

Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Настроение у нас хорошее и мы с вами готовы поиграть. Обратите внимание, что к нам пришли гости. Они хотят узнать, чем мы будем заниматься. Но, прежде чем мы поздороваемся с гостями, я хочу прочитать вам одно стихотворение…

Много мест обошёл и объехал,

Много видел и рек, и озёр.

Красотою пленяли рассветы,

И закатов лиловый костёр!

Эти синие, звонкие дали,

Без конца и без края тайга.

Если Шорию вы не видали,

Красоты не познали тогда.

Этот воздух волшебный, кедровый,

Пить готов полной грудью взахлёб.

Услаждать взор пейзажами новыми.

Проезжая по лентам дорог.

Над Мрассу туман уж поднялся,

По небу плывут облака.

Да - день погожий задался,

И ждёт улов рыбака.

Реки горные, реки бурливые,

Мрассу, Кондома, Томь, Чебалсу.

С горных ручьёв набираете силы вы

Чистые воды в долины несут.

Величаво стоят над тайгою,

Горные стражи страны.

Вершины Мустага, Кубеса, Патына

Достоинством воинов полны.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Дети: О нашем крае.

«Игра с мячом».

Дети и воспитатель стоят в кругу, воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос:

Воспитатель: Маша, скажите, а где ты живёшь?

Примерный ответ ребенка: Я живу в России.

Воспитатель: Саша, какой город является столицей России?

Примерный ответ ребенка: Столица России - город Москва.

Воспитатель: Игорь, в какой области мы живём?

Примерный ответ ребенка: Мы живём в Кемеровской области.

Воспитатель: Соня, Какой город является столицей Кемеровской области?

Примерный ответ ребенка: Столицей Кемеровской области является город Кемерово.

Воспитатель: В каком городе мы живём?

Примерный ответ ребенка: В городе Таштагол.

Воспитатель: Как называют жителей нашего города? (Жителей города Таштагол называют - таштагольцами).

Воспитатель: В каком районе Кемеровской области находится город Таштагол?

Примерный ответ ребенка: В Горной Шории

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему наш край назвали Горной?

(Ответы детей). Воспитатель: Правильно, потому что он находится в горах

Воспитатель: А какие горы нашего края вы знаете? Примерные ответы детей

Воспитатель: А почему наша земля называется Шорией?

Примерные ответы детей

Воспитатель: Правильно. Здесь живет много разных народов: русские, немцы, украинцы, киргизы ит. д. Но название дал народ, который испокон веков живет на этой земле – шорцы. Не важно, в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ.

Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями коренных жителей нашего района - шорцев. У них есть свой язык, непохожий на русский. Сейчас я поздороваюсь с вами по-шорски «Эзеноктар!», а вы попробуете мне ответить «Эзен!»

Дети: «Эзен!».

Воспитатель: А сейчас на шорском языке поздоровайтесь с гостями.

Дети здороваются.

Воспитатель: Я прочитала вам стихотворение нашего поэта о нашей земле. Что вдохновляет автора? (ответы детей)

Воспитатель: Действительно, Горная Шория потому и горная, что в ней много гор. Какие горы вы знаете? (Патын, Улутаг, Кубез, Куль-Тайга, Мустаг, Зеленая)

Воспитатель: А какие реки протекают у нас? (Кондома, Мрассу, Пызас, Мундыбаш)

Воспитатель: Издавна живут шорцы в живописных южных районах Кузбасса по берегам рек. Красива и щедра природа этих мест. А название народа произошло от имени одного из крупных родов. Существует и другая версия происхождения названия. Многие поколения шорцев испытывали гнет воинственных джунгар, нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” - печаль. Сильные и выносливые, работоспособные и пытливые шорцы талантливы от природы. Русские их в старину называли “Кузнецами” за их умение плавить железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Но не только этим славился народ. Исконные охотники, металлурги, кузнецы, шорцы оставили нам в наследство богатый фольклор, настоящий кладезь народной мудрости.

Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой. Дети тайги, они бережно относились к природе. Скажем, обычай запрещал без надобности рвать траву — волосы земли. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связана вся жизнь людей.

Наиболее популярный обряд – обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семье благополучия. Затем устраивалась борьба «Куреш» или перетягивание палки «Тайак».

Игра «Перетягивание палки»

Воспитатель: Шорцы нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья. Шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получали тайные знания, им давался дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».

Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана. (фото)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Белый шаман»! (проводится игра).

Игра «БЕЛЫЙ ШАМАН».

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек.

Он становится на одно колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры:

Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Воспитатель: Неотъемлемой частью шорского фольклора являются загадки, ведь где сила и ловкость, там и смекалка. Попробуйте отгадать несколько загадок.

Бела, пушиста и мягка

На землю сеется мука. (Снег)

Одежек носит 100 она,

А пуговица лишь одна. (Капуста)

Край худой да край гнилой,

В середине – лист стальной. (Лед на реке, берега)

Без воды и без огня

Котелок кипит у пня. (Муравейник)

Скачет девочка в избе

На кудрявой голове.

Скок, скок, поскок

На ноге поясок. (Веник)

Без рук, без ног бедняжка,

А рядится в рубашку. (Подушка)

Землю солнышко пронзило

Красный лучик обломило. (Морковь)

Физминутка

Под шорские напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

А теперь наклонись и тихонечко садись.

Воспитатель: Шорцы сложили много легенд и сказок. Существовали культы духов (хозяев) природы — гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств — Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. По одной из легенд на горе Коль- Тайга в Азасской пещере живет снежный человек – Йети. Как он точно выглядит они не знали и представляли по-своему. Сейчас изображений Йети в Таштаголе и Шерегеше можно увидеть много. Мы тоже попробуем его изобразить из пластилина. Представьте, что вы – шорские мастера, и будете изображать это сказочное существо.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу. О чем было наше занятие? Вам понравилось занятие? А что вам понравилось большего всего? (Ответы детей)

Вы все большие молодцы, хорошо потрудились и узнали за сегодня много нового.

Сегодня мы сделаем выставку ваших работ, которую увидят ваши родные и близкие.

А сейчас давайте попрощаемся с гостями по-шорски. Кто помнит, как по шорски звучит «до свидания?» Правильно, кудайба.

Дети прощаются с гостями и уходят в группу.

Публикации по теме:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мой город — моя малая Родина» Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе детского сада Образовательная область: познавательное развитие Тема:«Мой.

Дети и наша малая Родина Дети и наша малая родина Кто не любит чистоту чистоту любят все, но вот соблюдать и поддерживать чистоту не всегда не везде и не всем.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему: «Наша Родина — Россия» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Моя малая Родина» (старшая группа) [Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная программа: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Россия — Родина моя» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 50 «Россия - моя родина» (конспект НОД) Составила.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Наша Родина — Россия» Конспект непрерывной образовательной деятельности «Наша Родина - Россия» Козлова Д. М., воспитатель МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного.

Конспект организованной образовательной деятельности «Наша Родина — Россия» Конспект организованной образовательной деятельности «Наша Родина - Россия». Возрастная группа: подготовительная к школе группа ОО «Познавательное.

Конспект занятия на тему «Кубань — наша малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Кубань - наша малая родина» для детей старшего дошкольного возраста. Программные.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Ростовская область — наша малая Родина» Автор конспекта: воспитатель МБ ДОУ №3 Жестерова Ю. В. Цель: Продолжать формировать основы гражданских и патриотических чувств. Приоритетные.

Фотоотчет «Заволжск — наша малая Родина»Фотоотчет «Заволжск — наша малая Родина» ЕСТЬ КРАСИВЫЕ БЕРЕГА НА ВОЛГЕ И ГОРОДА ЕЙ ПОД СТАТЬ., ЗАВОЛЖСК СТАЛ САМЫЙ ГРОМКИЙ, ЗНАМЕНИТ В РУСИ - БРИЛЛИАНТА ГРАНЬ Высказывания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Наша малая Родина — Шория»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 16:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Наша малая Родина — Шория»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Миненко (УИ 337546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД