Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Мордовские традиции встречи весны».

Инна Столярова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Мордовские традиции встречи весны».

Программное содержание.

Цель: Приобщение к традициям мордовской народной культуры.

Задачи:

Образовательные :

1. ознакомить с мордовскими народными традициями встречи весны,

2. расширить кругозор воспитанников.

Развивающие:

1. формировать приемы лепки жаворонка, развивать умение использовать разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение, вытягивание (клюв, налепы (глаза,

2. обогащать словарный запас; развивать речь детей,

Воспитательные:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Мордовские традиции встречи весны“,» размещена в разделах

1. воспитывать любовь к малой родине, интерес к народным традициям,

2. воспитывать усидчивость, желание довести работу до конца.

Методы и приемы:

словесные (беседа, вопросы и ответы, использование художественного слова, индивидуальные консультации во время выполнения практической работы, поощрения, итоговое обсуждение);

наглядные (демонстрация иллюстраций, картинок, готового образца);

практические (выполнение задания).

Материалы и оборудование:

- демонстрационный:

1. иллюстративный материал,

2. готовый образец,

3. аудиозапись с мордовской музыкой;

- раздаточный:

1. стеки,

2. солёное тесто,

3. доски для лепки.

Предварительная работа: беседа о праздниках, традициях и обычаях мордовского народа; беседа о жаворонках, разучивание мордовских подвижных игр : «Суркс» («Колечко», («В жаворонков», рассматривание картинок с изображением птиц; участие детей в течение года в календарно-обрядовых праздниках

Словарная работа: жаворонок, закличка

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Вводное слово воспитателя

Воспитатель: Шумбратада, ялгат! Здравствуйте, друзья!

Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше края,

Чем наша славная Мордовская земля!

Дорогие ребята, я не случайно начала нашу встречу с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии и народных праздниках.

2. Беседа о мордовских праздниках

Воспитатель: Наш народ любит праздники и справляет их с давних времён. Ребята, а какие народные праздники вы знаете? (Ответы детей)

Показ иллюстраций о праздниках. Воспитатель показывает иллюстрацию, а дети называют, какой это праздник.

Воспитатель: Одним из самых любимых праздников мордовского народа является Масленица. Как праздновали Масленицу? (Ответы детей) На Масленицу зиму провожали, а весну встречали.

3. Мордовская подвижная игра «Суркс» («Колечко»).

Воспитатель: На праздники наши бабушки и прабабушки устраивали посиделки, на которых пели песни, плясали и играли. И до нас дошла игра, которая называется «Суркс» («Колечко»). Давайте поиграем.

Дети встают в круг.

Ведущий:

Раю, раю, выбираю

И игру я начинаю.

Кто колечко найдёт,

Топотушки начнёт.

Ведущий раздаёт колечко. Тот, у кого окажется колечко, выходит в середину круга и пляшет под мордовскую национальную музыку. Ведущим становится тот, у кого колечко.

3. Беседа про жаворонка.

Звучит аудиозапись пения жаворонка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам. (Показывает птичку-игрушку). Давайте послушаем, как красиво она поёт. (Слушают пение жаворонка). Я думаю, что эта птичка прилетела к нам неспроста. С давних пор повелось на мордовской земле славить приход весны, зазывать птиц, приглашать солнышко выглянуть и пригреть землю. А 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек, жаворонков. Потом ходили с ними по селу, пели песни.

- Кто из вас видел жаворонка? (Ответы детей)

- А вот посмотрите, ребята, как выглядит жаворонок в природе. (Показ ри-сунков).

- Кто из вас знает, где живет, чем питается жаворонок? (Ответы детей)

А сейчас мы будем лепить вот такого жаворонка. (Показ образца). Давайте рассмотрим его.

Из каких частей он состоит? (Ответы детей)

Какой они формы? (Ответы детей)

Давайте теперь сядем за столы. Садитесь удобно, красиво. Сначала разомнём наши пальчики. Повторяйте движения за мной.

1. Пальчиковая игра «Ладошки».

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну,

Затем руки я помою

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою,

И тепло поберегу!

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики!

2. Лепка жаворонков из солёного теста.

Мы подготовили свои пальцы к работе, а теперь давайте вспомним простые правила пользования материалами и инструментами. Соленое тесто – хороший материал для лепки, но его ненужно брать в рот, нельзя им бросать в окружающих. Стек – очень полезный инструмент в умелых руках, но может стать причиной серьезной травмы, если пользоваться им не по назначению. Ни в коем случае нельзя подносить стек близко к лицу, делать резкие движения рукой, держащей стек, размахивать стеком в сторону товарищей, бросать стек. Закончив работу со стеком, следует отложить его в сторону. Во время занятия следует сидеть ровно, положив обе руки на рабочий стол.

Смотрите внимательно, я вам покажу, как нужно правильно лепить птичек. Берем кусок теста и начинаем делать туловище, раскатываем его в толстую колбаску. Раскатали, теперь вытягиваем из туловища голову и шею с одной стороны, а с другой стороны хвост. Хвост расплющиваем. На туловище делаем два надреза стеком. У нас получаются крылья. Из головы мы вытягиваем клюв. Глаза сделаем из горошин перца. На крыльях и хвосте можно сделать надрезы стеком, имитирующие перья. Жаворонки готовы. (Дети лепят жаворонков).

Воспитатель: Замечательные жаворонки у вас получились. А теперь и весну с ясным солнышком пора звать-закликать. Возьмите своих птичек. Жаворонки прилетели, на ладошку детям сели! Пусть они принесут в наш край тёплую погоду.

3. Подвижная игра «Жаворонки»

Дети с жаворонками в руках бегут по кругу под мордовскую нацио-нальную музыку

Воспитатель читает заклички:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам!

Принесите нам лето тёплое,

Весну красную!

- Иди, весна, иди, красна!

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок.

Большой урожай в наш мордовский край!

Воспитатель: Хорошо позвали, услышало нас солнышко! Засветило ласково! Наигравшись вволю с жаворонками, дети засовывали их под крыши домов, развешивали на ветках деревьев, раздавали родным и близким. И вы тоже можете подарить своих птичек.

4. Итог занятия

Чем запомнилось вам наше занятие? За что вы можете себя сегодня похва-лить?

Литература:

1. Детям о Мордовии : методическое пособие/авт. -сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. – Саранск, 2013.

2. Миняева Г. Н. Так мы живём; Поволжский центр культур финно-угорских народов. – Саранск, 2012.

3. Брыжинский В. С. Мордовские народные игры. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2009.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе «Моё имя» Васильева Ольга Геннадьевна воспитатель МАДОУ «Детский сад №9 «Белоснежка» МО г. Нягань. Задачи: Развивать способности детей к построению.

Конспект непосредственно образовательной деятельности группы старшего дошкольного возраста «Пушкинские встречи» (6–7 лет) Пушкинские встречи Форма проведения: семейный абонемент В зале тишина. Звучит медленная музыка. На стуле сидит старушка со спицами.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Урожай собирай» в старшей группе Программное содержание. Уточнить и расширить знания детей об овощах. Закрепить обобщающее понятие «овощи». Дать детям знания о разных способах.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа) Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Народная культура и традиции» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Автор: Белоусова Т. А. Воспитатель МБДОУ №15 п. Южный Крымский район.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Четырехугольник» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Четырехугольник" Приоритетная образовательная область:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Овощи» Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Овощи» Цель: • Формировать обобщённые представления об овощах: овощи - это.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с ОВЗ «Детский сад комбинированного МДОУ вида №242» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с ОВЗ «Лютик».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Свойства воды» Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления со свойствами воды. Задачи: 1. Создать условия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Ярмарка» Примерная основная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. ЕВераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. Возрастная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Мордовские традиции встречи весны».
Опубликовано: 3 марта 2016 в 22:22
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД