Ирина Мотовилова
Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности по теме: «Животные Африки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 90»
Конспект непосредственно-образовательной
коррекционно-развивающей деятельности
с детьми по теме :
Старший дошкольный возраст
Занятие составила: учитель-дефектолог МБДОУ «ДСКВ № 90»
Мотовилова Ирина Владимировна
Цель.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности по теме: „Животные Африки“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Расширить и закрепить знания о животных Африки, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.
Задачи.
Образовательные :
• уточнить и закрепить знания детей о животных Африки, их характерные признаки и повадки;
• познакомить с особенностями жизни бегемота.
Коррекционно-развивающие :
• развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, систематизацию, исключение);
• расширять зрительную и слуховую память, внимание;
• продолжать развивать правильную речь (строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью, расширять словарь детей);
• способствовать развитию мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
• продолжать формировать эмоциональную сферу детей их умение сопереживать;
• воспитывать умение общаться во время беседы, желание выполнять совместные задания, доброжелательность по отношению друг к другу, интерес к разнообразному животному миру.
Предварительная работа.
• Беседа «Кто живет в Африке». Знакомство с животными Африки, их внешним видом, повадками.
• Просмотр фильмов и диафильмов о животных Африки.
• Чтение художественной литературы.
• Прослушивание и заучивание стихов и загадок.
• Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование).
Последующая работа.
• Составление описательных рассказов о животных Африки.
• Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».
• Организация сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».
Оборудование:
• Воздушный шар.
• «Волшебный мешочек».
• Схема постройки корабля.
• Цветные модули.
• Билеты на корабль.
• Касса.
• Фуражка капитана.
• Разрезная картинка «Бегемот».
• Цветные фишки по количеству детей (красные, зелёные).
• Картинки животных Африки (травоядные и хищные).
• Солнышко с лучиками.
• Сюрпризы.
ИКТ и ТСО
• Мультимедийный проектор.
• Экран.
• Слайды («Зима», «Корабль», «Море», «Остров», животные).
• Слайдовая презентация «Бегемот».
• Слайдовая презентация «Животные и их детёныши».
• Интерактивная игра «Четвёртый лишний».
• Музыкальное сопровождение (шум моря и гудок корабля).
Ход занятия.
I часть. Вводная.
Дети входят в зал. Педагог обращает внимание на воздушный шарик (на шарике надпись «Здравствуйте»). Предлагает прочитать, что написано. Педагог: Что такое здравствуйте?
Лучшее из слов!
Потому что «Здравствуйте» -
Значит – «Будь здоров».
Педагог предлагает детям поздороваться с гостями и пожелать им здоровья.
Коммуникативная игра «Давайте познакомимся» (с «волшебным» мешочком).
II часть. Закрепление пройденного материала.
Вопросы педагога:
Где мы живем? (в Сибири).
Какое время года? (зима).
Какая в Сибири зима? (снежная, морозная, холодная и т. д.).
В это время на экране мультимедийного проектора появляется слайд 1 (зима).
Педагог:
А вы знаете, что на другом краю земли в это же время очень жарко, ярко светит солнце, на деревьях вырастают сочные плоды? Вы мне верите? (ответы детей)
А давайте проверим. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в Африку. Согласны? (ответы детей)
Но отправимся мы с вами не воздушным транспортом и не наземным. А каким? Догадались? (ответы детей)
Какой водный транспорт вы знаете? (ответы детей)
Но у нас нет корабля, что же нам делать? (предложения детей)
Педагог предлагает построить корабль по схеме из цветных модулей. На экране мультимедийного проектора появляется слайд 2 (корабль).
Вот и корабль готов, точно по чертежу. Теперь нам необходимо приобрести билеты.
Дети приобретают билеты на корабль за правильный ответ.
Словесная игра «Кто как передвигается».
Змея – ползает.
Кенгуру – прыгает.
Жираф – шагает, бежит.
Крокодил - плавает, ходит и т. д.
III часть. Знакомство с новым материалом.
1. Педагог:
У всех билеты? Отправляемся на посадку. Я буду сегодня командиром корабля. Вы согласны? (ответы детей).
Отдать швартовы!
В это время слышится гудок корабля.
2. Педагог:
Плыть нам долго, поэтому, чтобы не скучать, возьмем в руки «волшебные бинокли» и поиграем в игру.
Словесная игра «Скажи наоборот».
Педагог начинает предложение, а дети заканчивают:
слева высокие горы, а с права (низкие)
слева широкие тропы, а справа (узкие)
слева густой лес, а справа (редкий) и т. д.
3. «Корабль» причалил к берегу. На экране мультимедийного проектора появляется слайд 3 (остров).
Ну вот, мы и прибыли в Африку. Какая здесь красотища. А что видите на острове? (дети описывают картинку).
Вы, наверное, уже очень много знаете о домашних животных и о животных наших лесов. А я сегодня хочу познакомить вас с животными Африки.
Но, где же все животные? Они, наверное, испугались нас и попрятались за деревьями. Но я знаю, как их выманить.
4. Проводится дидактическая игра «Загадки и отгадки».
Как только дети отгадывают отгадку, на экране мультимедийного проектора появляется картинка отгаданного животного.
А вы знаете, ребята, мы не увидели еще одно животное Африки. Хотите узнать, какое? (ответы детей)
5. Дидактическая игра «Собери картинку». (бегемот).
Бегемот это удивительное животное, я хочу вам рассказать о нем.
6. Мультимедийная презентация (бегемот, сопровождающаяся рассказом педагога.
Вопросы детям по просмотренному сюжету.
О ком я рассказывала? (ответы детей)
Сколько весит бегемот? (ответы детей)
Может ли бегемот жить под водой? (ответы детей)
Чем питается бегемот? (ответы детей)
7. Педагог предлагает детям разделиться на компании (посредством цветовых фишек). Получилось две компании. От каждой компании выбирается «посыльный», которому дается задание. «Посыльные» объясняют задания своим командам и по сигналу начинают действовать.
Дидактическая игра на дифференциацию «Травоядные – хищные».
Каждая компания выбирает карточки в соответствии с полученным заданием. После выполнения, дети рассказывают какие картинки и почему они выбрали.
8. Педагог:
У каждого зверя есть семья, а в каждой семье есть детеныши. Предлагаю попробовать назвать детенышей животных Африки.
Дидактическая речевая игра «Кто у кого».
Внезапно гаснет экран мультимедийного проектора.
Что случилось? Куда делось яркое африканское солнце? Что же будет с детенышами? Как они найдут своих мам? (ответы детей).
А я думаю, им можно помочь. У меня есть солнышко. Нужно собрать к нему лучики, и тогда оно обязательно вернется на небо Африки. Поможете мне?
9. Дидактическая речевая игра «Какой, какая?» (подбор определений к существительным)
Дети подбирают слова признаки к существительным и раскладывают лучики вокруг солнца.
Слон, какой? – сильный, большой, толстокожий….
Крокодил, какой? – зубастый, опасный, злой и т. д.
Как только лучики собраны вокруг солнца, на экране мультимедийного проектора опять появляется картинка.
Ребята, пока было темно, все звери перепутались. Помогите разобраться и найти четвертого лишнего.
10. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
(Интерактивная игра с использованием мультимедийного проектора).
11. Педагог:
А вы знаете, что в народе людям присваивают некоторые качества животных.
Педагог предлагает детям объяснить значение следующих выражений:
Грива как у льва.
Крокодиловы слёзы.
Топот как у бегемота и др.
IV часть. Заключительная.
Вам понравилось путешествие?
Что нового вы узнали?
Нам пора отправляться в обратный путь. Занимайте свои места на корабле.
Отдать швартовы!
На экране появляется слайд 2 (корабль, слышен гудок, шум моря. Дети проходят на корабль, садятся на коленки.
Вы устали за время путешествия? Давайте отдохнем. Закроем глаза и вспомним все то интересное, что увидели на берегу Африки. Упражнение на релаксацию.
«Судно» вернулось к родным берегам. Дети покидают «судно».
Где мы с вами побывали? (ответы детей)
Вы убедились, что там действительно круглый год жара? (ответы детей)
Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (ответы детей)
А, чтобы вы запомнили наше путешествие, животные Африки подарили вам свои портреты. Вы их раскрасьте и поделитесь своими впечатлениями с друзьями и родителями.
Дети прощаются и уходят в группу.
Литература
1. Агапутова О. Е., Кандратьева С. Ю. Коррекцинно-игровые занятия с дошкольниками с ЗПР. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития школьников с ОНР. - СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
3. Белоусова Л. Е. Конспекты занятий по развитию речи с элементами мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. - СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
4. Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.
приложение 1. Загадки
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки.
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (Зебра).
Кто имеет один рог?
Отгадайте… (Носорог).
Это зверь, какой-то странный,
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав
вдвое сложится… (Жираф).
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… (Крокодил).
С детства был усат ребёнок
И мяукал, как котёнок.
Зарычал он, повзрослев.
Потому, что это… (Лев).
Затаившись средь ветвей
Всю окрестность и зверей
Словно сцену из портера
Видит чёрная… (Пантера).
Запах чувствует отлично,
Падаль – вот её добыча.
Ну, зачем ей гигиена
Что попало, ест… (Гиена).
Кораблик пустыни идёт по песку
Воды по бутыли есть в каждом горбу.
Колючки ещё на обед подают
Везёт в караванах товары… (Верблюд).
Всем известный тихоход.
По делам она ползёт.
В панцирь прячется от страха
Долгожитель… (Черепаха).