Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Ирина Цыгановская
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха»

Задачи:

• Показать особенность стихотворного текста, раскрыть многообразие литературного слова;

• уточнять и расширять представления детей о разных периодах весны, их признаках;

• обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений;

• воспитывать любовь к поэзии как к литературному жанру, чуткость к художественному слову;

Оборудование:

Демонстрационный материал: репродукция «Черемуха», цветные иллюстрации с изображением разных периодов весны, картинный фон схематического изображения к строчкам,

Предварительная работа:

• экскурсия, наблюдения за весенними явлениями в природе;

• чтение художественных произведений о весне;

1. Организационный момент и введение в тему занятия

Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет. (Весна.)

-Ребята, вы любите весну?

-Вспомните, как пробуждается природа в самом начале весны?

Писатель Михаил Пришвин назвал такую весну «неодетой весной».

Как вы это выражение понимаете? (деревья без листьев, нет травы)

-Найдите и покажите картинку о весне.

2. Рассматривание иллюстраций:

-Найдите и покажите картинку о весне.

Вопросы к детям?

• Как вы догадались, что на этой картинке весна? (деревья без листьев)

• Чем покрыта земля? (снегом, но уже появились проталинки)

• Как ты догадался, что на этой картинке весна? (цветут сады, ярко светит солнце)

• А тебе, что подсказало, что это весна? (первые зеленые листочки, первые цветы подснежники, мать-мачеха)

• По каким признакам ты догадался, что на картине весна? (прилетели птицы, бегут ручьи, деревья в цвету)

Педагог выставляет все картинки на доску.

Какое время года изображено на картинках? (весна)

Все картинки разные, но все они о весне. Весну, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами. Замечательный русский поэт России Сергей Есенин, очень любивший природу, написал нежное стихотворение о цветущей Черёмухе. Садитесь и послушайте несколько слов о черёмухе.

Черёмуха – дерево (растение) с простым, толстым стволом, растущим обычно прямо вверх, имеет красивые цветы. Аромат черёмухи убивает микробов, а вяжущие ягоды помогают при расстройстве желудка.

Послушайте стихотворение. С Есенина «Черёмуха» и представьте себе то, о чём там говорится?

Чтение педагогом стихотворение «Черёмуха»

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

…А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

3. Беседа по содержанию

- Понравилось вам это стихотворение?

- Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, веселое, ликующее)

-О чём это стихотворение? (о черёмухе, ручье, о проталинке, весне)

- Какие слова поэт говорит о черёмухе? (Черёмуха душистая, ветки золотистые, что кудри завила)

-Вспомните, как рассказано о ручье? (маленький, серебряный)

-А как бы вы сказали: ручей, какой? (теплый, быстрый, журчащий, чистый холодный)

4. Физкультурная минутка

«Руки подняли и показали – это деревья цветут.

Руки согнули, кисти встряхнули

С них ветер сбивает росу,

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят

Весна наступила,

Весна наступила, радостно дети кричат».

Послушайте стихотворение еще раз и обратите внимание на слова, которые вам не понятны. Чтение стихотворения еще раз.

5. Словарная работа

-Как вы понимаете выражение:

«волной гремучею» (вода шумит, издает громкие звуки)

«вкрадчиво под кручею» (осторожно, доверчиво крутой спуск, обрыв)

«роса медвяная» (капелька воды с ароматом мёда)

«зелень пряная» (с острым ароматным запахом)

«зелень золотистая» (листья на солнце переливаются жёлтым цветом)

6. Практическое задание: «Найди цветок для бабочки»

Инструкция детям:

Нарисуйте движение бабочки на карточке. Обведите дорожку по пунктиру, не отрывая карандаша. Дети выполняют задание под музыку

7. Чтение стихотворения по частям и подбор картин каждой части.

• Чтение первой части (черёмуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная)

• Чтение отрывка ко второй картинке (а рядом у проталинки, бежит струиться маленький, серебряный ручей)

• Чтение отрывка к третьей картинке (черёмуха душистая, развесившись, стоит, зелень золотистая на солнышке горит)

• Чтение последней части (ручей волной гремучею ветки обдает)

8. Повторное чтение стихотворения

Давайте еще раз послушаем стихотворение.

Итог:

- О чём это стихотворение? (о черёмухе, весне)

- Кто его написал? (Сергей Есенин)

-Как вы думаете, любит ли автор русскую природу весной? (да)

Вот поэтому Сергей Есенин написал такое красивое стихотворение «Черемуха». Кто захотел увидеть черёмуху, цветущую в природе? (Показ картины с изображением черемухи).

Вот поэтому Сергей Есенин написал такое красивое стихотворение «Черемуха». Кто захотел увидеть черёмуху, цветущую в природе? (Показ картины с изображением черемухи).

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с художественной литературой Образовательные задачи. Показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их мудрость и красоту. (Познание) Учить детей слушать и отвечать.

Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне Тема:Знакомство со стихами кубанских поэтов- фронтовиков о Великой Отечественной войне. Программные задачи: - Дать представление о разнообразии.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.
Опубликовано: 10 июня 2015 в 11:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...
Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...