Светлана Тарасова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие с Лесной феей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на
тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ С ЛЕСНОЙ ФЕЕЙ»
для детей старшего дошкольного возраста
Составил: Тарасова Светлана Ивановна
воспитатель
Методическая разработка образовательной деятельности.
Реализация содержания программы в образовательных областях :
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие с Лесной феей“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Раздел программы: Ознакомление с природой, развитие речи.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.
Вид образовательной деятельности : непрерывная непосредственно образова-тельная деятельность (интегрированная)
Форма проведения: Путешествие.
Тема: «Путешествие с Лесной феей».
Возрастная категория: Старшая группа (5-6 лет).
Продолжительность: до - 25 минут.
Место проведения: Музыкальный зал.
Цель: Создание условий для познавательно – речевого развития.
Задачи:
Образовательные :
Формировать первичные представления о лесе как о сообществе живых орга-низмов, связанных между собой;
Пополнять словарный запас.
Развивающие :
Развивать речевое творчество;
Развивать слуховое, тактильное восприятие;
Развивать мышление и воображение
Воспитательные:
Прививать любовь к природе;
Закреплять правила поведения во время пребывания в лесу.
Работа над словарем: расширять и активизировать словарь прилагательными: шустрая, ловкая, быстрая, мощный, сильный, трусливый; существительными: береза, клен, ель, ствол, ветки, листья, хвоинки.
Индивидуальный подход: экспериментирование с природным материалом, игра «Мама и малыш», игра «Лесное кафе».
Предпосылки формирования универсальных учебных действий: Умение работать в коллективе.
Создание развивающей предметно – пространственной среды для проведе-ния образовательной деятельности : Сайды, проектор, материал для экспери-ментирования: листья - березы, клена, хвоинки; маски зверей и детенышей: лиса и лисенок, ежиха и ежонок, медведица и медвежонок, белка и бельченок, зайчиха и зайченок. Предметы для «Лесного кафе».
Планируемые результаты - целевые ориентиры (возможные достижения ребенка в процессе образовательной деятельности) :
Ребенок проявляет инициативу, любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;
Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым;
Ребенок может использовать свою речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
Конспект
I Мотивационно – побудительный этап
(Под музыку «Загадочный лес» появляется воспитатель в костюме Лесной феи и разбрасывает листочки клена: розовые, зеленые и синие).
Лесная фея : Здравствуйте ребята! Меня зовут Лесная фея, подскажите, куда я попала?
Дети: В детский сад
Лесная фея : А что такое детский сад, расскажите, чем вы тут занимаетесь?
Дети: Мы играем, рисуем, занимаемся математикой, физкультурой, спим, кушаем, лепим.
Лесная фея : Вот теперь мне понятно, что детский сад - это дом для таких замечательных ребятишек, в котором вы занимаетесь разными интересными делами. Ой, ребята, посмотрите, а здесь кроме вас еще присутствуют взрослые. Они к вам в гости пришли? А вы, поздаровались с гостями?
Дети: Да (или нет)
Лесная фея : Какие вы молодцы. (Если дети непоздаровались, то поздароваться вместе, (если поздаровались, то представиться самой). А теперь я поздароваюсь с гостями. Здарвствуйте. Меня зовут Светлана Ивановна, и сегодня я в роли Лесной феи.
Лесная фея : Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да очень любим.
Лесная фея : Я хочу пригласить вас и наших гостей в гости в свой дом. Ребята, если я - Лесная фея, как думаете где мой дом, где я живу?
Дети: В лесу.
II Основной этап
Лесная фея : Да верно. Я приглашаю вас к себе в гости в лесное королевство. В него попасть легко, не надо ехать далеко. Давайте возьмемся за руки и пойдем в лес по тропинке. Только наступайте осторожно, чтобы не помять травку и цветы, не повредить веточки, не спугнуть птиц и зверей. (Дети берутся за руки и «змейкой» идут за Лесной феей в лес).
По тропинке по дорожке,
Мы пойдем, пойдем, пойдем
И в чудесный лес придем.
Здравствуй лес, зеленый лес, полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утои: ты же видешь – мы свои.
Лесная фея : Вот мы уже на лесной полянке. Присаживайтесь на пенечки. По-смотрите как здесь красиво. Сколько здесь ягод, грибов и цветов растет. А вы считать умеете. Давайте посчитаем с вами. Сколько грибочков растет?
Дети: 5 грибочков.
Лесная фея : Сколько ягодок?
Дети: 6 ягодок.
Лесная фея : А как вы думаете, чего больше ягодок или грибочков?
Дети: Ягодок больше, чем грибочков.
Лесная фея : Правильно.
1слайд.
Лесная фея : А теперь, посмотрите, какие высокие деревья живут в моем лесу, их очень много. Они относятся к живой природе, дышат, растут, впитывают корнями воду и питательные вещества из почвы.
2 слайд.
Лесная фея : На первый взгляд, кажется, что они похожи между собой. Ребята, как вы думаете, что есть общее у деревьев?
Дети: Ствол, ветки, листья.
Лесная фея : Да, верно. У каждого дерева есть – ствол, ветки, листья. А чем отличаются деревья?
Дети: Листочками.
Лесная фея : Правильно, если приглядеться, то можно научиться отличать деревья друг от друга.
3 слайд.
Лесная фея : Посмотрите, какое это днрево?
Дети: Это береза.
Лесная фея : Да, это береза. Ее считают первой красавицей наших лесов. Какой ствол у березы?
Дети: Ствол у нее белый с черными черточками.
Лесная фея : Кору березы называют береста, она гладкая. Ветки у березы тонкие, опущены в низ. Ребята, а вы знаете, что еще растет, кроме листьев на этой веточке?
Дети: Сережки.
4 слайд
Лесная фея : Правильно. А по соседству с березой растет вот это дерево. Не подскажите, как оно называется?
Дети: Клен. (если затрудняются ответить, называю)
5 слайд
Лесная фея : Да, верно. Ствол у клена ровный, высокий, на ощупь шершавый ветки прямые, тянутся к солнышку. Очень красивое и нарядное дерево. Особенно осенью. У меня в лесу растет замечательное дерево, а какое попробуйте догадаться.
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я - главная (Ель)
Дети: Это лочка.
6 слайд
Лесная фея : Да это ель, круглый год она остается зеленой. Если с березы и клена листва по осени опадает, то ель всегда нарядная. Е листочки – хвоинки живут два - три года, а потом опадают, и заменяется новыми. Это происходит постепенно, поэтому мы не замечаем замены хвоинок. Ствол у ели ровный, покрытый ветками до самой земли. Ветки сначала опускаются вниз, а потом поднимаются вверх. А как можно еще отличить деревья друг от друга?
Дети: По листочкам
Лесная фея : Да, правильно, я приглашаю вас в свою лесную лабораторию.
Организация экспериментирования с природным материалом.
Лесная фея : Все что находиться на столе - это листочки, в том числе и хвоинки. Давайте поиграем в игру «С какого дерева лист». Этот, лист с какого дерева?
Дети: С березы.
Лесная фея : Значит, какой лист?
Дети: Березовый.
Лесная фея : Берите березовый лист и положите его перед собой.
Лесная фея : Этот лист с какаго дерева?
Дети: С клена.
Лесная фея : Значит, какой лист?
Дети: Кленовый.
Лесная фея : Кладите рядом с березовым.
Лесная фея : Это хвоинка, с какого дерева?
Дети: С ели.
Лесная фея : Значит, какая хвоинка?
Дети: Еловая.
Лесная фея : Положите ее между листочками. А теперь, мы рассмотрим, на что похожи листочки и хвоинка.
Лесная фея : На что похож березовый листочек.
Дети: На треугольник, на огонек свечи, на сердечко. (7 слайд - подсказка)
Лесная фея : С чем можно сравнить кленовый лист? На что он похож?
Дети: На ладошку с растопыренными пальцами или костер. (8 слайд –подсказка)
Лесная фея : А на что похожа хвоинка
Дети: На иголочку. (9 слайд - подсказка)
Лесная фея : Что общего у всех листочков и чем они отличаются?
Дети: Они все зеленые, а форма у них разная.
Лесная фея : А сейчас выберите тот листочек, который понравился больше всего. (Включить музыку) Мне кажется, в лесу поднялся ветерок, и листочки полетели друг за другом.
Динамическая пауза (Дети танцуют под музыку «Сарафан надела осень»)
(Дети садятся на пеньки, включить звуки, имитирующие зверей)
Лесная фея : Вы слышите звуки, кто же это, как вы думаете? (дети прослушива-ют и угадывают звуки медведя, зайца, белки, лисы, еж, если дети затрудняются ответить, то задается наводящий вопрос)
Дети: Это дикие животные. Медведь. Заяц. Белка. Лиса. Еж.
10 слайд
Лесная фея : Животных, которые живут в лесу, как называют одним словом?
Дети: Дикие животные.
Лесная фея : Почему?
Дети: Они сами себе ищут пропитание, сами строят себе жилище и воспитывают своих детенышей. (если дети затрудняются, задаются наводящие вопросы)
11 слайд
Лесная фея : (Проблемная ситуация) Ребята, посмотрите на экран, пока меня не было в лесу, что-то произошло. Животные, которые не живут в лесу, почему то попали в лес. Не порядок, надо их вернуть в свой дом. Как вы думаете, какие из этих животных не живут в лесу?
Дети: Крокодил, дельфин, слон не живут в лесу.
Лесная фея : Я сейчас произнесу волшебные слова и помогу животным вернуться домой.
Раз, два, три ветерок животных домой верни!
12 слайд
Лесная фея : Вот молодцы, животные вернулись домой, а с нами остались только лесные животные. Давайте поиграем в игру. «Кто какой?»
13 слайд
Лесная фея : Какой медведь?
Дети: Большой, сильный, мощный, бурый, всеядный.
14 слайд
Лесная фея : Какая лиса?
Дети: Хитрая, рыжая, остромордая, хищная, ловкая.
15 слайд
Лесная фея : Какой жик?
Дети: Маленький, хищный, серый, колючий.
16 слайд
Лесная фея : Какой заяц?
Дети: Серый, трусливый, белый, маленький.
17 слайд
Лесная фея : Какая белочка?
Дети: Ловкая, быстрая, шустрая, маленькая, рыженькая.
18 слайд:
Лесная фея : У диких, как и у других животных есть детеныши. Скажите, как их называют? У белки?
Дети: Бельчата.
19 слайд
Лесная фея : У лесы?
Дети: Лисята.
20 слайд
Лесная фея : У медведя?
Дети: Медвежата.
21 слайд
Лесная фея : У ежа?
Дети: Ежата.
22 слайд
Лесная фея : У зайца?
Дети: Зайчата.
Лесная фея : Я вам предлагаю превратиться в лесных зверей и поиграть в игру «Мама и детеныш». Девочеки будут мамами, а мальчики – детеныши зверей. Закройте глаза.
Раз, два, три, я ребят превращаю в зверят. (Дети одевают шапочки зверей).
(Выполняют действия в соответствии со словами)
Звери скачут на полянке, играют, цветочки собирают
Раз, два, три каждый маму свою найди.
Лесная фея : Кто живет в беличьей семейке?
Дети: Я мама белка, я детеныш бельчонок.
Лесная фея : Кто живет в лисьей семейке?
Дети: Я мама лиса, я детеныш лисенок.
Лесная фея : Кто живет в медвежьей семейке?
Дети: Я мама медведица, я детеныш медвежонок.
Лесная фея : Кто живет в ежиной семейке?
Дети: Я мама ежиха, я детеныш ежонок.
Лесная фея : Кто живет в заячьей семейке?
Дети: Я мама зайчиха, я детеныш зайчонок.
Лесная фея : Я зверят, превращаю в ребят (дети снимают шапочки зверей)
Ребята в лесном кафе собрались звери, давайте их покормим.
Дети: Давайте покормим.
В лесном кафе дети наполняют тарелочки для зверей.
Лесная фея : Ребята, а вы знаете, какую еду любят дикие животные? Что любит жик?
Дети: яблоки, грибы, насекомых ягоды.
Лесная фея : Что любит лиса?
Дети: Рыбу, мышек.
Лесная фея : Что любит зайчик?
Дети: Травку, кору дерева, морковку.
Лесная фея : Что любит белочка?
Дети: Шишки, грибочки, орешки.
Лесная фея : Что любит медведь?
Дети: Рыбу, мед, грибы, малину.
Лесная фея : Ребята, наполните тарелочки едой и поставьте перед зверями.
23 – 24 слайды
Лесная фея : Ребята, давайте проверим, правильно ли мы накормили животных.
Я думаю, они нам благодарны за наше угощенье.
III Рефлексивный этап
Лесная фея : Давайте присядем на пенечки и посмотрим на экран.
25 слайд
Лесная фея : Так, что же такое лес и для чего он нужен?
Дети: Это дом для растений и животных, птиц, насекомых. Люди в лесу собирают грибы и ягоды, отдыхают. Деревья выделяют большое количество кислорода, которым мы дышим.
Лесная фея : Что еще растет в лесу?
Дети: Грибы и ягоды.
Лесная фея : Какие животные живут в лесу?
Дети: Живут белочка, медведь, заяц, лиса и жик.
Лесная фея : Лес - это дом для животных и растений в нем все взаимосвязано нет ничего лишнего, все надо беречь. Ребята, а вы знаете, как правильно вести себя в лесу. Чего нельзя делать в лесу?
Дети: Нельзя разорять птичьх гнёзд. Нельзя разорять муравейники! Нельзя забирать из леса домой животных. Нельзя обижать лесных насекомых! Нельзя рвать редкие цветы! Нельзя шуметь в лесу! Нельзя разжигать костёр в лесу без взрослых! Нельзя оставлять мусор в лесу! Нельзя бить стекло в лесу! Нельзя вырезать надписи на деревьях! Нельзя портить несъедобные грибы! Нельзя вырывать растение с корнем! Нельзя обижать змей!
Подсказки: Показ сладов, если будут затруднения в ответах (можно во время беседы показывать)
26 слайд
Лесная фея : Не разоряйте птичьи гнёзда. Дети запомнить должны и понять: гнёзда у птичек нельзя разорять! Если в траве увидали яйцо или услышали крики птенцов, не приближайтесь, не лезьте туда и не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
27 слайд
Лесная фея : Не разоряйте муравейники! Муравьи – лесные санитары; Так про-звали люди их недаром! Чтобы лес красив был и здоров, без личинок вредных и жуков, муравьи на страже день и ночь: гонят разных короедов прочь! Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй! Эти санитары так нужны для лесов твоей родной страны!
28 слайд:
Лесная фея : Не забирайте из леса домой животных. Для ёжиков и белок лес – это дом родной. Они живут там смело и летом и зимой: находят пропитанье своих детей растят и уходить из леса нисколько не хотят… Поэтому не стоит их в город забирать… Поверь: они в неволе не будут есть и спать…
29 слайд
Лесная фея : Не обижайте лесных насекомых! В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки… Природа мать им жизнь дала, у них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой и одинокий, и пустой…
30 слайд
Лесная фея : Не рвите редкие цветы! Есть цветочки редкие, белые и нежные: вам кивнут приветливо ландыши, подснежники… Только рвать не надо их – С ними лес добрей, светлей. Ведь теперь цветов таких очень мало на земле… Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, Не надо букеты из них составлять… Завянут букеты…Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты!
31 слайд
Лесная фея : Не шумите в лесу! У леса музыка своя… Её послушайте друзья! Вот птичьи трели раздались, вот белка скачет вверх и вниз, а вот кузнечик затрещал, по ветке дятел застучал… Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам: Нельзя шуметь, галдеть, кричать и громко музыку включать!
слайд
Лесная фея : Не разжигайте костёр в лесу без взрослых! Без взрослых с огнём – развлекаться опасно! Закончиться может забава – Ужасно! В лесу очень сухо бывает порой, костёр обернётся серьёзной бедой! Представьте, что пламя легко разгорится, начнёт полыхать, разбегаться искриться – его потушить невозможно тогда… Пожары лесные – большая беда!
33 слайд
Лесная фея : Не оставляйте мусор в лесу! Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо: поиграть и порезвиться, и наесться, и напиться… Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки… Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья: мусор тут, в лесу, чужой, заберём его с собой!
34 слайд
Лесная фея : Не бейте стекло в лесу! Нельзя стекло в лесу кидать, нельзя бутылки разбивать! Осколки острые опасны… О них порежешься ужасно! А если вдруг на них свалиться – В больнице можно очутиться! И обитателям лесным стекляшки тоже не нужны…
35 слайд
Лесная фея : Не вырезайте надписи на деревьях! Стоят деревья – великаны Их не жалеют хулиганы И режут острыми ножами слова на дереве- «на память!» Но так жестоко поступать! Нельзя деревья обижать. Пускай они в лесу растут Добро и красоту несут…
36 слайд
Лесная фея : Не портите несъедобные грибы! В лесу грибов различных много… Ты несъедобные не трогай! В корзину их не собирай, Но и ногами не сбивай… Нужны они лесным зверятам : Лисичкам, ёжикам, зайчатам… Их только люди не едят: В поганках, мухоморах –яд! Но для зверья лесного всё ж Тот гриб полезен и хорош.
37 слайд
Лесная фея : Не вырывайте растение с корнем! Раз ты собрался по грибы – С собою острый нож бери; Им аккуратно гриб срезай – В земле грибницу оставляй. А если встретил землянику, Куст брусники иль черники – Нежно ягодки сорви, А куст – оставь, побереги. Никогда не ешьте Незнакомых ягод… И грибы поганки В рот тащить не надо: Голова закружится, Заболит живот, И от отравления Доктор не спасёт…
38 слайд
Лесная фея : Не обижайте змей! Ты, змею не обижай И, увидев, палку не хватай, Не маши руками, не кричи – Просто отойди и помолчи… Хоть опасны змеи, но нужны: Чистоту беречь они должны; Санитары леса и воды Ты не делай зла или беды… Если соблюдать все эти правила поведения - то в лесу всегда будет чисто, животный и растительный мир будет радовать нас и дальше!
Лесная фея : Ребята, у меня для вас есть книжечка «Правилами поведения в ле-су». Вы можете их показать своим друзья, мамам, папам, дедушкам, бабушкам, и поделиться знаниями о поведении в лесу. Наше путешествие подошло к концу, и на память я предлагаю вам выбрать себе листочек. Если вам понравилось путешествие, и было очень хорошее настроение, то возьмите розовый листочек, если настроение было спокойное возьмите зеленый листочек, а если было грустно, то синий.
Эмоциональная рефлексия (дети выбирают листочки на память).
Лесная фея провожает детей в группу.