Татьяна Долгова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «В гости к первоцветам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию
для детей среднего дошкольного возраста
"В гости к первоцветам"
Воспитатель МБДОУ №201 г. Кемерово
Долгова Татьяна Парфирьевна
Цель:
Уточнение и закрепление знаний детей о весне: солнышко стало тёплее, распустились первые цветы, появились насекомые.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе „В гости к первоцветам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Расширять представления о лесных весенних первоцветах. Развивать связную речь : учить рассказывать о первоцветах, местах их произрастания, особенностях внешнего вида. Обогащать активный словарь детей словами признаками, характеризующими весеннее небо, деревья, цветы.
Развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитывать бережное отношение к живой природе, к цветам, желание любоваться их красотой, желание расширять свои знания.
Материалы и оборудование: На доске панно весенней поляны с деревьями; мягкая игрушка Мишка; картинки цветов: мать-и-мачеха,
медуница, фиалка, ветреница, кандык сибирский, сон-трава (прострел,
ландыш, подснежник, купальница (огоньки, жарки); магнитофон, музыкальное произведение ПИ. Чайковского "Вальс цветов"
Ход занятия:
Хороводная игра "Мы на луг ходили"
- Как хорошо мы поиграли сейчас с вами на лугу! А в какое время года мы пришли на лужайку? (весной). А вы видели, что весна пришла? (Да). - А в каком она платье была? Так прямо и шагала. И ты видел, Сережа? И ты видела, Катя?
- Я-то ведь заметила, у весны ноги тёплые, снег растаял. Я согласна с вами: весна пришла!
-Давайте посмотрим, может быть, весна ещё что-то натворила?
(На доске панно весенней поляны с деревьями)
- "Весна, весна, как воздух чист, как ясен небосвод. "
- Какое небо? (чистое, безоблачное, лазурное, светлое, ясное.)
- Кто весну сделал? (солнышко)
. А как оно весну делало? (ответы детей). Да, теплей и ярче солнце стало", "стало ясно солнышко пригревать, пригревать, землю словно золотом заливать, заливать. "
Мишка: Вы пришли на лужайку, она находится в городе!
- Дети, прав Мишка?
Дети: Это лес, много деревьев, нет домов.
- Расскажите Мишке, какие здесь растут деревья.
• Берёза. Какая берёза? (белоствольная, кудрявая, плакучая, красивая, стройная.) С. Есенин "Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы"
• Осина. (дрожащая; вкусная - зимой её корой лакомятся зайцы, олени, лоси)
• Верба, ива (красивая, пушистая, грустная - ". ивушка зелёная, над рекой склоненная").
Ребята, я сейчас вспомнила стихотворение Афанасия Фета, мне оно очень нравится, радует меня. Послушайте:
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу - погода тепла и ясна.
Скажите: ведь правда, что это весна?"
- Вам понравилось стихотворение?
-А как вы думаете, почему подснежник тихо спросил? (Он слабенький, нежный, стебелёк тоненький, хрупкий, трепетный)
-Да, поэт говорит о подснежнике, как о маленьком слабом человечке - "глянул глазок голубой", "выставил ножку", "потянулся из всех своих маленьких сил"
- А подснежник говорит радостно или грустит? (радостно, он рад весне).
- А почему этот цветок назвали подснежником? (он первый появился на проталине весной)
- А как называют растения, которые цветут первыми? (первоцветы).
Мишка: Я понял они цветут зимой!
Дети: Нет весной! Солнышко тёплое, светит ярко, снег растаял, много воды.
- Верно, ребята! Главной причиной пробуждения природы является солнечный свет. Деревья и кусты ещё не оделись листвой и ничто не мешает свету и теплу проникать до самой земли. Снег растаял и напоил землю влагой. Всё это необходимо для нормального развития растений.
Зрительная гимнастика:
Посмотри-ка на ребят,
Теперь на небо - там птички летят.
Внизу по травке жук ползёт,
А слева деревце растёт.
Направо - алые цветы,
Закрыв глаза, понюхай ты.
Над ними бабочка кружит,
С ней рядом шмель большой жужжит.
(шевелим пальчиками и руки через стороны вверх.)
Мишка: ("садит"- прикрепляет на магнит, на панно розу на лужайку) Какая красота! Я молодец!
- Ребята, Мишка молодец? Может роза расти весной на лугу? (Нет, роза растёт в саду, за ней ухаживает садовник).
- Расскажем Мишке, как растет цветок на поляне
Физминутка:
Вырос красивый цветок на поляне,
(ходьба на месте с высоким подниманием коленей)
Утром весенним раскрыл лепестки,
(ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты в стороны)
Всем лепесткам красоту и питанье
(поворот вокруг себя)
Дружно дают под землей.
(шевелим пальчиками и руки через стороны вверх.)
Корешки
(наклон вперёд-вниз, прямые руки опустить до пола, пошевелить пальчиками - показать "корешки")
- Давайте покажем Мишке первоцветы - цветы которые появляются ранней весной на лесной полянке. (дети выставляют цветы на панно и называют их).
• мать-и-мачеха,
• медуница,
• фиалка,
• ветреница,
• кандык сибирский,
• сон-трава (прострел)
• ландыш,
• подснежник,
• купальница (огоньки, жарки)
- Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова. Давайте порадуем их этими словами.
- Какие цветы? (красивые, молодые, весенние, нежные, трепетные, яркие, свежие, пёстрые, ароматные, луговые, крупные, маленькие).
Мишка: Всё понял, все первоцветы красивые, растут только на солнечных полянках.
- Нет, Мишка, послушай ребят, они ещё раз тебе расскажут о первоцветах.
(2-3 рассказа детей)
• Как называется растение?
• Где растёт? (на солнечной поляне, у реки, где много влаги)
• Как выглядят цветы? (цвет и форма лепестков)
• Польза (медоносы, сладкий нектар.)
-Ребята, мы все будем рассказывать Мишке о первоцветах, а я ваши рассказы запишу в наш альбом.
Мишка: Ребята, я вчера гулял и на дорожке нашёл цветок мать-и-мачехи, он завял, спрятался в свою корзиночку и был очень грустный.
- К сожалению, люди часто срывают цветы без нужды, не задумываются о том, что сорванный цветок скоро завянет, погибнет и не даст семян, из которых могут вырасти новые растения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Почему нельзя рвать цветы? (они быстро завянут, станут некрасивые, мы не сможем ими любоваться, не созреют новые семена)
- Скажите, а всё ли мы узнали о цветах? А где ещё можно узнать? (спросить у взрослых дома, посмотреть книгу, энциклопедии, в интернете).
- Ребята, красота цветов всегда во все времена вдохновляла художников, поэтов, музыкантов на создание замечательных произведений. Сейчас музыкальное произведение П. И. Чайковского "Вальс цветов"приглашает вас в чудесную волшебную страну цветов.