Богомолова Юлия Викторовна
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Рыбка просит о помощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма занятия (НОД) : игра – путешествие.
Форма организации: подгруппа
Задачи:
* уточнить представления о целостности природного сообщества и реке как часть природы: формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри экосистемы, так и за ее пределами;
*развивать наблюдательность;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы „Рыбка просит о помощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
*активизировать связную речь;
*развивать понимание закономерностей, существующих в природе;
*уточнить и систематизировать знания о свойствах воды;
*развивать умение анализировать и делать выводы;
* воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей природе; желание бережно относиться к ней восхищаться ее чудесами.
Материалы и оборудование: игрушка Золотая Рыбка; картины с изображениями каменного дома, машины, завода, загрязнений реки, красивого леса и чистой реки; оборудование для опыта с водой: бутылка с водой, прозрачные стаканчики, несколько разных пустых емкостей; банка с водой и рыбкой; волшебная палочка; деревья и пеньки для имитации леса; крупный строитель; карточки с изображением правил поведения в природе; аудиозапись «Пение птиц в лесу», игрушечная машина.
Предварительная работа: беседа о воде и ее превращение; опыта с водой; беседа о правилах поведения в природе; заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода», стихотворение с движениями Е. Вислогузовой «Волшебные ворота»; дидактическая игра «Пирамидка»; чтение рассказа В. Танасийчука «Нефть в море».
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу сказку «О золотой рыбке». Но это не сказка А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбки», это новая сказка, современная.
А вот и героиня нашей сказки (педагог демонстрирует детям игрушку Золотую Рыбку).
Итак, слушайте сказку.
Жил на свете человек. Жил он на крою леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.
Вот однажды ловил человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг, чувствует Человек- крючок кто-то глубину тянет. Вытянул он удочку - глазам своим не поверил! На крючке - Золотая Рыбка. Человек от удивления и восхищения замер - ничего сказать не может. Говорит ему Рыбка : «Ты - Человек. Значит, будет требовать, чтобы я желания твои выполнял… Ну что ж, загадывай свои желания. А за их исполнения - Отпустишь меня в реку»
«Хорошо,- говорит человек- отпущу я тебя, Рыбка! Надоело мне жить в деревянной избушки,- говорит Человек. – хочу дом каменный с электричеством и отоплением».
Ничего не ответила Рыбка, Выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит (педагог выставляет картинку с изображением каменного дома). Деревьев и цветов вокруг дома поубавилось, зато электрические столбы с проводами появилось. «Вот о какой жизни я мечтал!- сказал Человек, войдя в дом,- внутри дома мебель красивая расставлена, из крана вода течет!»
Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил «Зачем это мне пешком ходить, если машины можно у Рыбки попросить!»
Исполнила рыбка и второе желание Человека - появилась у него машина (педагог выставляет картинку с изображением машинки). Ходит он вокруг машины - не нарадуется, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте понастроил он дорог, чтобы на машине можно было проехать. Множество лесных тропок в асфальтное шоссе превратились. Но все Человеку мало!
Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить : «Сделай так, чтобы на месте леса поля бескрайние раскинулись - хочу богатым стать!»
Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда не возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними и другими насекомых и птиц.
Так и жевел: на машине разъезжает, урожай собирает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему чего-то новенького. И надумал он, завод приобрести, который много денег приносит.
Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
«Будет тебе завод,- ответила ему Золотая Рыбка - но помни это твое последнее желание»
Возвратился Человек домой, видит - рядом с домом- завод огромный работает (педагог выставляет новую картинку и изображением завода). Из трубы дым идёт, грязная вода в реку льется. Чихнул человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул этот день счастливым.
Воспитатель: Ребята! Закройте глаза и представьте, что за сон мог присниться в эту ночь Человеку? (Дети закрывают глаза, педагог выставляет картинку с изображением загрязненной реки. Меняет игрушку Золотую Рыбку на рыбку живую в банке)
Утром проснулся Человек, выглянул в окно - вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а оттуда вода грязная течет и пахнет неприятно. Побежал он к реке – земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не вида… «Что же я наделал?»- думает. Стал он кликать Золотую рыбку. Долго звал, но никто не откликался.
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, почему не приплыла Золотая Рыбка к Человеку и не исполнила его желания? Да потому, что погубил человек Природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь рыбка обратилась к нам с просьбой (выставляет рыбку в банке) спасти природу! Давайте поможем рыбке все исправить.
Сейчас мы с вами войдем а «волшебные ворота» и на некоторое время превратимся в волшебников.
Физминутка «Волшебные ворота»
В волшебные ворота
Давайте все пойдем, (Дети шагают.)
И в мир такой чудесный
Мы сразу попадем! (Раздвигаем руки в стороны)
Могучие деревья
Здесь листьями шумят (Поднимаем руки в вверх, шевелим пальцами)
И ветками качают,
Приветствуют ребят (Качаем поднятыми руками.)
Тут бабочки порхают
Невиданной красы, (Машем руками, как крыльями)
Бутоны распускают
Прекрасные цветы. (Из ладоней складываем бутон и раскрывают его.)
Бежит между камнями (Совершают волнообразные движения сложенными
Веселый ручеек, «Лодочкой» ладонями.)
И нам лицо ласкает (Машем руками перед лицом, веером.)
Прохладный ветерок.
Мы в маленьких волшебников
Здесь превратимся вдруг, (Поворачиваемся вокруг себя.)
И мир еще прекрасней
Мы сделаем вокруг. (Разводим руками в стороны.)
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и превратились в маленьких волшебников.
Теперь вы можете творить чудеса. А поможет вам профессор Водичкин.
Давайте заглянем к нему в лабораторию.
(Воспитатель вместе с детьми подходит к столам, где все приготовлено для опыта с водой. Их встречает профессор Водичкин.)
Профессор Водичкин (взрослый) : Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?
Дети: Мы хотим помочь Рыбке спасти природ от гибели.
Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде я хочу узнать, что вам известно о воде?
Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»
1-й ребенок Вы слышали о воде?
Говорят, она везде!
2-й ребенок В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
3-й ребенок На прите у нас кипит,
Паром чайника шипит
4-й ребенок Растворяем сахар в чае,
Мы ее не замечаем
5-й ребенок Без ее нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Профессор Водичкин: Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить!
6-й ребенок Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте!
7-й ребенок Путешествует всегда
Нам спутница вода!
Профессор Водичкин : Молодцы! Давайте-ка вспомним свойство воды, проверим их на опытах. Пройдите в мою лаборатория, за рабочие столы.
Дети занимают рабочие места, вместе с профессором Водичкиным проводят и объясняют опыты, устанавливают свойство воды.
Опыты:
Дети наливают воду из бутылки в блюдце, переливают из одной емкости в другую. Что происходит? (Вода течет и принимает форму того сосуда, в который налита, а на ровном столе расползается лужицей.)
Вывод: вода не имеет формы.
В стакане с водой дети кладут ложечку, камушек. Их хорошо видно.
Вывод: вода прозрачная
Дети нюхают воду, пробуют на вкус.
Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.
Профессор Водичкин показывает детям банку, в которой плавает рыбка.
Вывод: в воде есть жизнь.
Дети перечисляют свойства воды:
вода течет;
вода разливается;
вода не имеет формы;
вода не имеет запаха;
вода не имеет вкуса;
вода прозрачная;
вода не имеет цвета;
в воде есть жизнь.
Профессор Водичкин: Теперь я вижу, что многое знаете и способны творить чудеса. А при помощи «волшебной палочки» я наделю вас еще большей силой! (Касается каждого ребенка волшебной палочкой.) Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья!
Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом
идут через импровизированный лес) Ой, ребята, что же мы видим в лесу?
Дети: В лесу стоит машина (Дети указываю на игрушечную машину среди деревьев.)
Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина?
Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могу отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков.)
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая чудесная поляна! Девайте присядем на пенечки и отдохнем на нем, а заодно поиграем и вспомним правила поведения на природе.
Дидактическая игра «Угадай правило»
Воспитатель показывают детям карточки-символы с изображением правил поведения в природе. Дети расшифровывают эти карточки-символы и озвучивают их.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что нашем лесу чего-то не хватает? Совсем стало тихо и грустно.
Дети: Не слышно пения птиц.
Воспитатель: Но мы с вами волшебники! Давай вернем птиц в лес! Звучит фонограмма «Пение птиц»
Воспитатель: Вы - настоящие волшебники! Давайте закроем глаза и насладимся пением птиц! (Дети слушают аудиозапись.)
Воспитатель: Лес не бывает без пения птиц! Как красиво стало в нашем
волшебном лесу! Как вам это удалось?
Дети : Мы очистили воздух, воду, лес, Чтобы всем животным и растениям здесь жилось хорошо.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного лес. Рыбка нас заждалась
Дети подходят к «Волшебным воротам».
Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников, а теперь давайте снова станем дружными и веселыми ребятами.
Дети снова проходят через ворота.
Педагог показывает детям картинки.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором жил наш
Человек из сказки. Что с ним стало? Мы его спасли! Правда, только в сказке! В жизни такое чудо сотворить немного сложнее! Чтобы оно произошло, вы должны учиться любить, беречь и охранять природу.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибор.
Живут в нем птицы и цвета,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дорога не вила,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом!