Ольга Якимович
Конспект непосредственной образовательной деятельности «У Солнышка лучи ясные».
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект
непосредственно-образовательной деятельности
«У солнышка лучи ясные»
с детьми подготовительной группы
Программное содержание
Изобразительные задачи
• Учить детей созданию художественно-выразительного образа Солнца на основе элементов декоративно-прикладного искусства разных народов
Технические задачи
• Закреплять технику использования трафаретов в рисовании.
• Упражнять детей в комбинировании уже знакомых способов рисования: восковыми карандашами, фломастерами, гуашью, поролоном.
Развивающие задачи
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „У Солнышка лучи ясные“,» размещена в разделах
• Познакомить детей с орнаментальными образами - символами Солнца в декоративно-прикладном искусстве народов России.
• Расширять представления детей об особенностях культуры, быта и жизни разных народов России.
• Стимулировать самостоятельность при выборе изобразительных средств в своей работе, поощрять творческий подход.
Воспитательные задачи
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к родному народу и людям ближайшего национального окружения.
• Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству разных народов.
Словарная работа
Солнце, Земля, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Республика Мордовия, Чувашская Республика, лучи, сияет, светит.
Индивидуальная работа
• Обратить внимание на разнообразие и вариативность изобразительных материалов и трафаретов.
• Обсудить способы расположения трафаретов на полоске бумаги.
Демонстрационный материал
• Карточки-изображения Солнца у разных народов в образах-символах.
• Ноутбук.
• Магнитный носитель с презентацией.
• Игрушка «Солнце».
Раздаточный материал
• Палитры с гуашью разного цвета.
• Фломастеры.
• Восковые карандаши.
• Трафареты с изображением Солнца.
• Полоски бумаги для рисования.
• Влажные салфетки.
• Кусочки поролона.
Методические приемы
• Сообщение темы занятия.
• Вопрос к детям: «Что важней всего на свете?»
• Художественное слово- стихотворение о Солнце.
• Рассматривание «портретов» Солнца у разных народов (Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Республики Мордовия, Чувашской Республики).
• Презентация символов Солнца
• Вопросы к детям: «Как мы будем пользоваться трафаретом? Чем будем закрашивать?»
• Напоминание детям: «Если вы забыли, как изображали Солнце разные народы, то у вас на экране есть «подсказки». Можно посмотреть и вспомнить».
• Выбор детьми изобразительного материала для своей работы и организация своего рабочего места.
• Пальчиковая гимнастика.
• Индивидуальная помощь педагога.
• Инструкции, напоминания по поводу использования различных техник и последовательности работы.
• Поощрения педагога: Ребята, вы настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми, необычными, оригинальными.
• Презентация «Найди символ Солнца».
• Обобщение педагога: «Вы видите, что каждый народ чтят и уважают Солнце и используют его символ в вышивке, в росписи, на гербах.
• Сюрпризный момент - игрушка «Солнце».
• Проблемная ситуация: «Как можно украсить Солнце наше
Чтобы оно засияло и стало краше?»
• Совместная работа – собрать лучики к Солнцу из нарисованных детьми полосок.
• Совместный анализ детских работ.
• Художественное слово: стихотворение о Солнце.
Ход НОД:
- Здравствуйте, дорогие ребята
Сегодня я предлагаю вам поиграть, порисовать
И разрешите солнышками вас называть.
(Педагог знакомится с детьми)
- Мы с вами поговорим о самой большой звезде,
Которая светит нам везде.
Звезде по имени Солнце.
Вот и оно заглянуло к нам в оконце.
(Дети вмести с воспитателем присаживаются удобно на полу, на подушки в кружок или полукруг)
Как вы думаете, дети
Что важней всего на свете?
(Варианты ответов детей)
Вы спросите у листочка,
У кусочка уголёчка,
И у тучки в небесах,
И у ветра в парусах.
Все дадут один ответ:
«Важнее Солнца в мире нет!»
- Ребята, Солнце на Земле одно, а людей много. В России живут люди разных национальностей. Кто живет в России? (предполагаемые ответы детей)
- Все народы любят, уважают и ценят Солнце. И в качестве благодарности слагают в его честь стихи, песни и «рисуют» его образы, «портреты». Посмотрите, какие портреты у них получились.
(Педагог показывает и символы Солнца Республики Башкортостан, Удмуртской республики, Республики Мордовия, Республики Чувашия)
- Предлагаю вам познакомиться с этими символами, портретами. Подойдите, пожалуйста, встаньте так, чтобы вам было удобно и видно.
(Дети подходят с педагогом к проектору, встают около педагога. Предлагает посмотреть презентацию символов Солнца на экране, где одновременно представлены образы-символы Солнца народов России.
-У каждого народа образы Солнца получались различные. Но все народы в своих «портретах» славили Солнце, благодарили его за тепло и свет. Но эти символы сами по себе не существуют. Их народные умельцы стали использовать в вышивке одежды, обуви, головных уборов, украшений, в росписи посуды и даже в гербах.
- Сегодня мы с вами тоже попробуем нарисуем портреты Солнца как настоящие умельцы.
Прежде чем нарисовать
Надо пальчики размять.
Буду вам стихи читать,
А вы движенья повторять.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Один, два, три, четыре, пять, соединяем поочередно пальчики, начиная с большого
Вышло солнышко играть. соединяем пальцы обеих рук в «солнце» (круг)
Целый день оно играло, «играем» пальчиками
Ну а к вечеру устало. пальцы в «замок»
Один, два, три, четыре, пять, соединяем поочередно пальчики, начиная с мизинца
Солнце спряталось опять. пальцы в «замок»
-Проходите, пожалуйста, за столы. Выберите символы Солнца, которые вам понравились, расположите их на полоске и закрасьте. Подумайте и выберите изобразительный материал, который вам нужен будет для рисования. (Дети выбирают)
- Приступайте к рисованию.
Дети рисуют, педагог осуществляет индивидуальную работу, помощь.
-Какие молодцы! Настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми. Оставьте их, а я предлагаю вам игру «Найди символ Солнца».
(Педагог предлагает вниманию детей презентацию, где показаны предметы декоративно-прикладного искусства, геральдики разных народов)
-Вы видите, что каждый народ чтит и уважает Солнце.
-У меня для вас есть еще один сюрприз. (Педагог показывает Солнце, где нет лучиков)
К вам в гости Солнышко пришло,
Оно подарит вам тепло.
Как можно украсить Солнце наше
Чтобы оно засияло и стало краше?
(Предложения детей)
-Я предлагаю украшенные вами полоски «превратить» в солнечные лучики. (Дети совместно с педагогом «собирают» Солнце).
- Какое яркое Солнце у нас получилось! А какие лучи вы нарисовали : разные, теплые! Полюбуйтесь, как засияло наше Солнце!»
Мы много солнц нарисовали -
Из них один портрет создали,
Стало в комнате светлей,
Сразу стало веселей.
Я скажу вам, не тая -
Жить без Солнца нам нельзя!
Пусть это Солнышко вас согревает
И путь вам в жизни освещает!
Детям предлагается выбрать место в групповой комнате, куда они поместят свое Солнце.