Конспект НОД в подготовительной группе «Труд хлеборобов»

Лидия Ильиных
Конспект НОД в подготовительной группе «Труд хлеборобов»

Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума.

К. А. Тимирязев

Цель:

Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда. Познакомить детей с профессией – хлебороб.

Задачи:

1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий. 2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов. 3. Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко “Комбайнер”. 4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. 5. Упражнять в произношении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных. 6. Учить отражать полученные впечатления в рисунке. 7. Развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

Рассказы о труде хлеборобов.

Рассказ - презентация воспитателя о разных стадиях созревания и уборки урожая, работы мощных сельскохозяйственных машин.

Первый рассказ - презентация: показать детям пахоту, обращать внимание на огромные размеры поля, на работу трактора, который прицепленными плугами отворачивает широкие полосы земли: “Как ножом режет”. Загадать загадку: “Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит”. Рассказать, какие умные машины придумали люди, чтобы облегчить труд рабочего.

Второй рассказ - презентация: показать детям, что по вспаханному полю опять идет трактор только сзади у него не плуги, а сеялки. Объяснить, что этот трактор сеет зерно, рассмотреть зерна пшеницы, рассказать, что из каждого зерна вырастет много зерен.

Третий рассказ - презентация: когда появляются первые всходы пшеницы, поле все зеленое, как ковер, ровными рядами.

Четвертый рассказ - презентация: в поле, когда колосится пшеница. Ребята берут в руки колосья, рассматривают, сколько в них зерен: “Целая семья”, “А поле как золотое море”.

Пятый рассказ - презентация: во время уборки урожая, наблюдаем за работой комбайна, смотрим, как в машину сыплется крупное золотое зерно. Чтение рассказов и заучивание стихов: Марийская народная сказка: “Лепешка”, Ю. Жадовская. - “Нива, моя нива”. Плещеева - “Осенью”, Я. Дягутите. - “Колыбельная”. А. Мусатова - “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова - “Зерно упало в землю”. Я. Аким - “Хлеб”, Е. Трутнева - “Золотой дождик”. Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”. Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге “Богатырь из теста” и иллюстраций о труде хлеборобов. Заучивание пословиц и поговорок. Сюжетно-ролевая игра “Жатва”, “Путешествие по родному краю”. Рисование рисунков по темам рассказ – презентация (на выбор ребёнка).

Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно -

Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Воспитатель: Колосок, послушай, какую наши дети знают “Песню о хлебе” музыка В. Витлина, слова П. Кагановой (сборник “Музыка в детском саду”).

Дети исполняют песню.

1 куплет.

Сеют в поле зерна

Раннею весною.

А над нами светит

Солнышко родное.

2 куплет.

На ветру веселом

Зашумят колосья.

Будет урожайной

Наша осень

3 куплет.

И зерно в амбары

Потечет рекою.

И его машины

Сделают мукою.

4 куплет.

На заводе пекарь

Хлеб спечет с любовью.

Скажет он ребятам:

Кушайте на здоровье.

Воспитатель: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Воспитатель: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа?

Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса. Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Воспитатель: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит рабочим на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают:

“Черная земелька, а милее нет.

Черная земелька – будет белый хлеб”.

(Э. Мошковская)

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню “Земелюшка – чернозем”.

Дети выполняют хоровод с танцевальными движениями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Воспитатель: Скажите, какие машины помогают рабочим обрабатывать землю в наше время?

Дети: Комбайны, трактора.

Воспитатель: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Воспитатель: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети: Вспаханное поле боронят.

Воспитатель: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Воспитатель: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.

“По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки -

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой”.

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети: Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок: Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Воспитатель: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Ребёнок читает стихотворение:

Хлеб созрел, в полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры -

Полевые корабли.

Воспитатель: Прослушайте музыку И. Кишко - “Комбайнер”.

Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание, где хранят зерно.

Воспитатель: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Воспитатель: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол?”

Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Идет снегозадержание на полях.

Поля пашут и удобряют.

Боронят поля.

Сеют зерно.

Опыляют поля, уничтожают вредителей.

Идет сбор урожая.

Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ребенок читает стихотворение Я. Акима “Хлеб”.

“Пашут каждую весну, подымают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки -

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют”.

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда? Сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы. Ребята повторяйте за мной - хлеборобы.

Физкультминутка

Воспитатель: Я предлагаю вам провести физкультурную разминку “Калачи”:

Ча-ча-ча – наша печка горяча (разводят руки в стороны,

Чи-чи-чи – печет печка калачи (приседание,

Чу-чу-чу – будет всем по калачу (лепят ладошками калачи,

Чо-чо-чо – осторожно горячо (хлопки перед собой).

Воспитатель: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

Много снега, много хлеба.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

За обедом хлеб – всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда.

Упустишь время – потеряешь урожай.

Хороша нива у дружного коллектива.

Все за одно, один за всех.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд земледельца велик и почетен.

Знай секундам цену, минутам счет.

Сделал дело, гуляй смело.

Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах. Давайте Колоску нарисуем рисунок – подарок. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка (рисуют на отдельных листах, вырезают рисунок и объединяют в общую композицию) после завершения работы дарят рисунок Колоску.

Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем. Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение: С. Дрожжина “Каравай”:

“Вот лежит каравай у меня на руках.

Черный хлеб на руке –

Нет, милей на земле.

Будет плакать мой хлеб,

Каравай мой румяный,

Если я разленюсь, если лодырем стану.

Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,

Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.

Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.

Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.

Вот увидишь: тебе горевать не придется.

Пусть не плачет мой хлеб,

Пусть он только смеется”.

Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе. Коллективный труд «Приготовление винегрета» Конспект НОД по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие». Коллективный труд. «Приготовление винегрета» в подготовительной.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» ВидеоКонспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию "Труд людей в природе. Сажаем деревья".

Конспект НОД «Предметы, облегчающие труд людей на производстве» «Предметы, облегчающие труд людей на производстве». Программное содержание: Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Труд хлеборобов»
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 06:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о стендовой информации «Чудо-капуста»
Фотоотчет со стендовой информации «Чудо капуста» У нас в группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников о...
Мастер-класс «Рисование с помощью пищевой пленки и одноразовых полиэтиленовых пакетов»
Мастер-класс "Рисование с помощью пищевой пленки, одноразовых полиэтиленовых пакетов" Для рисования нужны: Бумага для акварели Вода Губка Кисточка...
Фотоотчёт о НОД на тему «Микрорайон города» в подготовительной к школе группе
Фотоотчёт НОД на тему «Микрорайон города» в подготовительной к школе группе . Це ль: Учить детей конструировать различные здания, объединяя их общей...
Самообразования на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» (старшая...
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста ( старшая группа) Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является...
Развлечение «Страна здоровячков»
Цель: пропаганда здорового образа жизни. Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,...