Конспект НОД в подготовительной группе «Труд хлеборобов»

Лидия Ильиных
Конспект НОД в подготовительной группе «Труд хлеборобов»

Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума.

К. А. Тимирязев

Цель:

Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда. Познакомить детей с профессией – хлебороб.

Задачи:

1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий. 2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов. 3. Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко “Комбайнер”. 4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. 5. Упражнять в произношении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных. 6. Учить отражать полученные впечатления в рисунке. 7. Развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

Рассказы о труде хлеборобов.

Рассказ - презентация воспитателя о разных стадиях созревания и уборки урожая, работы мощных сельскохозяйственных машин.

Первый рассказ - презентация: показать детям пахоту, обращать внимание на огромные размеры поля, на работу трактора, который прицепленными плугами отворачивает широкие полосы земли: “Как ножом режет”. Загадать загадку: “Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит”. Рассказать, какие умные машины придумали люди, чтобы облегчить труд рабочего.

Второй рассказ - презентация: показать детям, что по вспаханному полю опять идет трактор только сзади у него не плуги, а сеялки. Объяснить, что этот трактор сеет зерно, рассмотреть зерна пшеницы, рассказать, что из каждого зерна вырастет много зерен.

Третий рассказ - презентация: когда появляются первые всходы пшеницы, поле все зеленое, как ковер, ровными рядами.

Четвертый рассказ - презентация: в поле, когда колосится пшеница. Ребята берут в руки колосья, рассматривают, сколько в них зерен: “Целая семья”, “А поле как золотое море”.

Пятый рассказ - презентация: во время уборки урожая, наблюдаем за работой комбайна, смотрим, как в машину сыплется крупное золотое зерно. Чтение рассказов и заучивание стихов: Марийская народная сказка: “Лепешка”, Ю. Жадовская. - “Нива, моя нива”. Плещеева - “Осенью”, Я. Дягутите. - “Колыбельная”. А. Мусатова - “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова - “Зерно упало в землю”. Я. Аким - “Хлеб”, Е. Трутнева - “Золотой дождик”. Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”. Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге “Богатырь из теста” и иллюстраций о труде хлеборобов. Заучивание пословиц и поговорок. Сюжетно-ролевая игра “Жатва”, “Путешествие по родному краю”. Рисование рисунков по темам рассказ – презентация (на выбор ребёнка).

Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно -

Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Воспитатель: Колосок, послушай, какую наши дети знают “Песню о хлебе” музыка В. Витлина, слова П. Кагановой (сборник “Музыка в детском саду”).

Дети исполняют песню.

1 куплет.

Сеют в поле зерна

Раннею весною.

А над нами светит

Солнышко родное.

2 куплет.

На ветру веселом

Зашумят колосья.

Будет урожайной

Наша осень

3 куплет.

И зерно в амбары

Потечет рекою.

И его машины

Сделают мукою.

4 куплет.

На заводе пекарь

Хлеб спечет с любовью.

Скажет он ребятам:

Кушайте на здоровье.

Воспитатель: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Воспитатель: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа?

Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса. Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Воспитатель: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит рабочим на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают:

“Черная земелька, а милее нет.

Черная земелька – будет белый хлеб”.

(Э. Мошковская)

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню “Земелюшка – чернозем”.

Дети выполняют хоровод с танцевальными движениями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Воспитатель: Скажите, какие машины помогают рабочим обрабатывать землю в наше время?

Дети: Комбайны, трактора.

Воспитатель: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Воспитатель: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети: Вспаханное поле боронят.

Воспитатель: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Воспитатель: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.

“По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки -

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой”.

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети: Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок: Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Воспитатель: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Ребёнок читает стихотворение:

Хлеб созрел, в полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры -

Полевые корабли.

Воспитатель: Прослушайте музыку И. Кишко - “Комбайнер”.

Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание, где хранят зерно.

Воспитатель: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Воспитатель: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол?”

Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Идет снегозадержание на полях.

Поля пашут и удобряют.

Боронят поля.

Сеют зерно.

Опыляют поля, уничтожают вредителей.

Идет сбор урожая.

Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ребенок читает стихотворение Я. Акима “Хлеб”.

“Пашут каждую весну, подымают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки -

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют”.

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда? Сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы. Ребята повторяйте за мной - хлеборобы.

Физкультминутка

Воспитатель: Я предлагаю вам провести физкультурную разминку “Калачи”:

Ча-ча-ча – наша печка горяча (разводят руки в стороны,

Чи-чи-чи – печет печка калачи (приседание,

Чу-чу-чу – будет всем по калачу (лепят ладошками калачи,

Чо-чо-чо – осторожно горячо (хлопки перед собой).

Воспитатель: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

Много снега, много хлеба.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

За обедом хлеб – всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда.

Упустишь время – потеряешь урожай.

Хороша нива у дружного коллектива.

Все за одно, один за всех.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд земледельца велик и почетен.

Знай секундам цену, минутам счет.

Сделал дело, гуляй смело.

Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах. Давайте Колоску нарисуем рисунок – подарок. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка (рисуют на отдельных листах, вырезают рисунок и объединяют в общую композицию) после завершения работы дарят рисунок Колоску.

Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем. Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение: С. Дрожжина “Каравай”:

“Вот лежит каравай у меня на руках.

Черный хлеб на руке –

Нет, милей на земле.

Будет плакать мой хлеб,

Каравай мой румяный,

Если я разленюсь, если лодырем стану.

Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,

Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.

Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.

Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.

Вот увидишь: тебе горевать не придется.

Пусть не плачет мой хлеб,

Пусть он только смеется”.

Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе. Коллективный труд «Приготовление винегрета» Конспект НОД по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие». Коллективный труд. «Приготовление винегрета» в подготовительной.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» ВидеоКонспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию "Труд людей в природе. Сажаем деревья".

Конспект НОД «Предметы, облегчающие труд людей на производстве» «Предметы, облегчающие труд людей на производстве». Программное содержание: Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на.

Конспект НОД «Труд работников детского сада» МБДОУ детский сад «Колобок» комбинированного вида Конспект занятия «Труд работников детского сада» (социально-коммуникативное развитие).

Конспект НОД «Труд взрослых в родном городе» Задачи: закрепить название родного города, достопримечательностей, название профессий; формировать у детей чувство любви к своему городу,.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Труд хлеборобов»
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 06:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «Турецкая сказка. Один день в Истамбуле»
Добрый день, дорогие коллеги! Позвольте поделится с Вами моими впечатлениями о чудесном городе Истамбуле! Да-да, правильно город называется Истамбул, а...
Уголок духовно-нравственного воспитание в средней группе
Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность воспитывается...
Консультация для родителей детского сада «Прогулка зимой — это здорово!»
Прогулке с ребенком может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития. Ведь для детей самое любимое занятие это прогулка. Несмотря на то, что...
Мастер класс по изготовлению куколки «Вятская кувадка»
Очень много различных народных кукол можно увидеть на просторах интернета, спасибо и вам коллеги за такую возможность, посмотреть, научиться, взять для себя...
Дидактические игры для развития внимания. 2 часть
Цель. Развивать устойчивость зрительного внимания во время нахождение предметов. Задачи. Развивать умение у детей последовательно рассматривать...