Елена Скворцова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Пасхальное яйцо»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Разработала
воспитатель старше-подготовительной группы
Скворцова Елена Николаевна
МДОУ Елховоозерский детский сад «Солнышко»
МО «Цильнинский район»
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Пасхальное яйцо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Пасхальное яйцо. Украшаем и мастерим яйца на пасху
- Старшая группа
- Темочки
Цели: Познакомить детей с православными праздником Пасха; с традициями этих праздников; расширить представление детей о народных и православных праздниках. Учить создавать объемные поделки в виде яйца в технике папье- маше.
Познакомить с искусством миниатюры на яйце писанками, дать представление об истории возникновения этого искусства, формировать интерес к народному искусству. Учить украшать объемные формы произвольно сочетая природные и бытовые материалы.
Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к традициям русского и чувашского народов, интерес к православным праздникам; развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным праздникам.
Предварительная работа: Пасха; беседы и чтение детской литературы о праздниках; разучивание хороводов, стихов, закличек, игр; украшение объемных яиц «писанок».
Домашняя работа для родителей: изготовление пасхальных поделок, приготовление яиц (выдуть содержимое из яиц) и укрепить с техникой папье-маше.
Материал к занятию: иллюстрации о праздниках, крашенки, писанки, оборудование для игр: кегли, обручи, яйца без содержимого укрепленные заранее (за 2-3 дня)техникой папье- маше с подвесками, различный природный и бытовой :лоскутки ткани,тесьма перышки, крупа разного вида, пуговицы, бусина нитки, пластилин,ножницы, клей ПВА кисточки клеевые, салфетки бумажные и матерчатые.
Дети входят в группу по песню М. Лазарева «Пасха» и садятся на стульчики.
Воспитатель: Воскресение Христово – самый главный христианский и народный праздник. Радость – вот с чем связан этот чудесный день. И происходит это чудо каждую весну. Когда люди восхваляли солнце, весеннее пробуждение природы.
Пасху на Руси праздновали всегда торжественно. С праздником Пасхи у русского народа связано много традиций. Даже еда к пасхе готовится особенная :
Воспитатель: Ребята, кто знает какое угощение готовят на Пасху (крашеные яйца, сдобный кулич, сырная пасха).
Воспитатель: Подарить друг другу пасхальное яйцо – главный обычай этого праздника.
Яйцо – это символ Пасхи. Символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды, Солнца (показывает яйцо и пасхальные открытки).
Воспитатель: А как могли выразить наши предки глубокое уважение к нему? Конечно украсив любимый предмет. Так возникли крашенки.
Воспитатель :Ребята, а как вы думаете чем раньше красили яйца? Яйцо красили в луковой шелухе, тополиных почках, и яйца окрашивались в яркий красный и жёлтый цвет.
Позднее на крашенки стали наносить красивый орнамент – узор, расписывать яйца. Так появились – писанки (показывает писанку).Самые распространенные узоры, на писанках это солнечные знаки, растительные мотивы. Наиболее простой способ – украшение всей поверхности яйца цветными точками или пятнышками. Узоры на яйцо наносили с помощью травинок, листочков, расписывали воском.
Церковная традиция красить яйца перед Пасхой со временем обогатилась традициями декоративно- прикладного и ювелирного искусства. (показ на экране проектора). Такие красивые расписные яйца писанки можно увидеть в музеях - это яйца –Фаберже (показ).
Дарение писанки было для человека великой честью- она давала женщинам надежду на счастливое замужество,крестьянам на хороший урожай, защищало от бедности и болезней. Продажа писанки считалась на Руси непростительным грехом.
Я сегодня предлагаю украсить яйца разными видами. Писанки можно превратить в очень красивые и оригинальные поделки для подарков, оформления интерьера.
Дети из предложенного материала дети выбирают то, что им понадобиться для работы.
Ребята садятся за столы и приступают к самостоятельной деятельности.
Выставка детских работ.
Чтение стихотворения:
Мальчик: Я разрисовал яичко :
Ветка, а на ветке птичка,
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье,
По середочке – узор,
А внизу все (хором) :»Христос Воскресе!»
Воспитатель: Праздник Пасхи знаменит не только вкусным угощением. Богат праздник и обрядами. Утром старшая женщина в семье шла к колодцу, брала воду и опускала в неё серебряную монету. Этой водой умывались, чтобы сохранить здоровье, красоту. Дети, а кто самая старшая женщина в семье, как вы думаете? (Ответы детей.)
На Пасху играли в пасхальные игры. Мы с вами поиграем тоже в игру «Горелки»
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят:
«Раз-два не воронь,
Беги как огонь!»
Игра «Катись яичко» : Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами «Ты катись, катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.
. На пасху, ранним утром, люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.
«На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю».
«На Святой дождь – добрая рожь».
«На Святой гром – к урожаю».
Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.
А молодёжь на Пасху забиралась на крыши домов и смотрели, как будет играть и веселиться красно солнышко, потом пели заклички. Закликали весну.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе будем закликать весну!
Хором:
Здравствуй солнышко – колоколнышко!
Солнышко покатись
Красное нарядись
Гори, Солнце, ярче.
Лето будет жарче,
И зима теплее,
А весна – милее.
Воспитатель: А мы с вами поиграем в чувашскую народную игру «Платочек».
Воспитатель : На Пасху все приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!», на что отвечают: «Воистину Воскресе!», и трижды целуются – христосоваются и обмениваются яичками. А зачем? А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим,чтобы все худое, все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало и наружу смогло бы проклюнуться только хорошее,что есть в человеке. Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие
Воспитатель: Вот мы и закончили наше занятие. Ребята, с какими праздниками мы познакомились? Скажите мне, дети, что является символом праздника Пасхи? А какое угощение готовили для пасхального стола? Что вам понравилось на занятии и что интересного вы узнали на занятии? (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Вы меня сегодня порадовали. А писанки подарите своим самым любимым и дорогим людям!