Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Экскурсия в музей русской избы»

Юлия Фатеева
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Экскурсия в музей русской избы»

Цель: Знакомить детей с бытом русского народа, развивать интерес к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

• Формировать первоначальные представления детей о музее, как о месте сбора и хранения предметов историко-культурного значения.

• Знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта.

• Приобщать детей к устному народному творчеству – пословицам, поговоркам, загадкам.

• Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь.

• Активизировать в речи детей новые слова (изба, ухват, чугунок, миска).

• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

• Воспитывать интерес к истории и традициям своего народа.

Материал: Звукозапись приглашения. Две магнитных доски, картинки с экспонатами музея, картинки с правилами поведения в музее. Изба (крыша, окна, двери, крыльцо). Печь. Пазлы со сказками. Горшки, чугунки, ухваты. Горшочки из картона с загадкой, с ролями. Скатерть, миски, 22 деревянных ложек, самовар, хлеб и соль, скамьи. Музыка «Русская плясовая». Игрушки современные и старинные на столе, корзина. Домовой. Макет избы с предметами. 10 домовят.

Ход НООД:

Приглашение в музей по громкоговорителю.

В:Ребята, куда нас приглашают?

А вы знаете, что такое музей?

Дети:Это место, где собирают и хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши бабушки, прабабушки, прадедушки или даже древние люди.

В:-В музее можно увидеть копье и стрелы древнего человека, динозавра или мамонта, одежду, старинную посуду, первую машину, оружие и многое др. Вы хотите посетить музей?

В:Прежде, чем идти в музей, мы должны узнать правила поведения в музее?

-Не кричать и не шуметь, По залам музея следует передвигаться бесшумно.

-не трогать экспонаты руками без разрешения экскурсовода.

-Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой.

-В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

В: Итак, ребята, приглашаю я вас в музей русской избы.

Проходим в музей.

Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

И в наше время, и в стародавние времена всем нужен дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»Как мы себя чувствуем дома?

Именно поэтому и в старину на Руси люди тоже строили себе дома, и назывались они избами

Посмотрите на эту избу. Из чего она построена?

Отгадайте загадку: Зимой и летом одним цветом.

В старину дома в основном строили из ели и сосны, потому что эти деревья были самыми крепкими.

А чего же еще не хватает нашей избе? Давайте ее достроим. (Крыша, окна, двери)

Посмотрите, как много окошек в нашей избе. Для чего нужны окна? Поэтому, чтобы в избе было светло делали много окон. А вот, чтобы в доме было тепло, двери в избе были низкими с высоким порогом. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Давайте тоже поклонимся нашей избе и пройдем дальше.

Что же еще нужно избе, чтобы было тепло? Конечно печь.

Она занимала главное место в избе. Присаживайтесь вокруг, посмотрите на нашу печь.

О печи говорили:«Печь – всему голова», «Матушка-кормилица». Голова – значит самая главная в доме. Почему печь в избе самая главная? (ответы детей)Ребята, подумайте, для чего нужна была русская печь в те давние времена?

• Печь грела, освещала.

• В ней готовилась еда.

• В русской печке пекли хлеб и пироги.

• В печке сушили грибы и ягоды.

• На печке сушили одежду и обувь.

• В старину в печке даже мылись.

• На ней тепло и уютно было спать старикам и детям. Взрослым на печи спать не разрешалось, про таких говорили «Он на печи протирает кирпичи»

А для нас сейчас печь тоже самая главная? Везде есть печи, мы на них готовим, спим, моемся?

Тепло и уютно здесь. Трещать дрова, тихо. Долгими вечерами у печи собиралась вся семья, чтобы послушать новые интересные сказки. Жили-были дед и баба…. А у нас в музее печь волшебная, и она вам приготовила волшебное задание.

Посмотрите, сколько много картинок с русской печкой, соберите все части и вы узнаете сказки, в которыхвстречается русская печь.

«Гуси- лебеди», «Три поросенка», «По щучьему велению», «Заячья избушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Зимовье зверей», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка», «Жихарка».

В: Ребята, а вы знаете, что благодаря русской печке появилась и особая посуда. Горшки и чугунки. Они в огне не горели, тепло долго держали, а еда в горшках да чугунках ох и вкусная получалась.

Печка, печка, а ты припасла нам чугунок?

Надочугунок достать, а он горячий. Чем же его достать? Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки с едой. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Ой, ребята, посмотрите, а в горшочке – то что – то есть…

(достаю из горшка вырезанный горшочек)

Ребята, да это же загадка!А ну отгадайте!

• Кто на кухне самый нужный

Для семьи большой и дружной?

- Я готов служить всегда

И стоит на мне еда (Стол)

Стол,как и печь занимал почетное место в избе, стол всегда ставили в «красном углу». «Красный» угол – значит красивый, угол украшали красивым полотенцем, ставили туда лампадку, чтобы было светлее. Здесь обедали, принимали гостей. Гостю в переднем углу место.

Хочу пригласить вас за стол, давайте представим, что мы семья, а горшочек нам поможет распределить роли.

Разбирайте горшочки и мы узнаем, кто какую роль будет играть.

Отец, да гости садились в красном углу, справа от отца сыновья, слева дочери, а хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

А у вас есть свое место за столом?

В:Посмотрите, как накрыт наш стол. В старину стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка,и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно говорили в старину. А что же еще ели наши прабабушки и прадедушки?

В:Усевшись за стол, все ждали,когда хозяин скомандует: «Начали», и только после этого начинали есть.

Как нужно вести себя за столом?

Ребенок:За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. И в старину были такие же правила. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

В: Посмотрите внимательно на стол, я буду загадывать загадки, а вы находите ответ на столе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

Для молока, сметаны, вод,

Горласт и крепок, стоек, статен,

Огня, Воды и Глины сын -

Пузатый глиняный КУВШИН.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети помогали папе и маме, но и конечно же играли.

И игрушки в далекие времена тоже были.

У нас в музее тоже много игрушек, да вот кто-то пошутил, все игрушки перемешал. Давайте наведем порядок. Оставьте на столе только старинные игрушки.

Молодцы! Справились с заданием.

3. Посмотрите, кто к нам в гости пришел. Это маленький домовенок Федя. Нашел себе избу, да вот горе, изба пустая, спрятаться негде. Поможем домовенку обустроить избу?

Работа с избой.

Домовенок: Спасибо, ребята! Выручили меня. Теперь и у меня есть свой дом. А у меня есть братья, которые тоже хотят жить в своем доме. Возьмете их к себе?

А нам пора возвращаться в группу.

Подведение итогов: Куда мы с вами сегодня ходили? Что вам понравилось?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Музей русской избы»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Музей русской избы» Цель: Познакомить с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта: печь, прялка, посуда, сундук и т. д. Воспитывать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Игра-инсценировка по русской народной сказке «Заяц-хваста» Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие. Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе «Знакомимся с русской кухней»Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе «Знакомимся с русской кухней» .

«Осень». Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе«Осень». Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Программные задачи: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Продолжать учить составлять предложения по картинкам. Продолжать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Семья» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Семья" Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Звезды и созвездия» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Звезды и созвездия» Цель: сформировать представления о звёздах.

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» Программное содержание: Задачи: - Формировать умение отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки. - Побуждать детей.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» Экскурсия на свежем воздухе "Комната старины" Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие за сокровищами» Тема : "Путешествие за сокровищами" Тип непосредственной образовательной деятельности :Квест –занятие Интеграция образовательных областей:.

Экскурсия в мини-музей «Быт русской избы» для подготовительной группы Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа. Задачи: 1. Открытие детям доступа к культуре и быту русского народа. Знакомить.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Экскурсия в музей русской избы»
Опубликовано: 7 мая 2018 в 18:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 декабря. День Неизвестного Солдата

Сегодняшний тематический день — дань уважения и памяти российским и советским воинам, погибшим в боевых действиях на территории страны и за ее пределами. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

3 декабря. День печенья на МААМ

Печенье любят, пожалуй, все люди – и дети, и взрослые. Особенно – если оно домашнее. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этой теме: знакомству с печеньем и способами его изготовления.

Использование дорожек здоровья в физкультурно-оздоровительной работе с детьми...
[ Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого дошкольного учреждения. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание...
Проект «Домашние животные» в старшей группе
Тип проекта: развивающий, творческий, краткосрочный, длительность 2 недели 16. 11. 20-30. 11. 20 Участники проекта: дети, педагоги, родители....
Сценарий спортивного праздника, посвящённого 23 февраля «День защитника Отечества»...
Цель: Создание доброжелательной, праздничной атмосферы в преддверии Дня защитника Отечества. Задачи: 1. Расширять представление детей о государственном...