Татьяна Балахонова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Воздух — какой он?» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе "Воздух – какой он?"
Цель: расширить знания детей о свойствах воздуха.
Задачи:
Образовательные :
- дать представление о том, что воздух везде – вокруг нас и внутри нас, воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха);
- дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Воздух — какой он?“ в средней группе» размещена в разделах
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- расширить и обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
Развивающие:
- развивать мышление, наблюдательность, речь, память;
- развивать интерес к познавательной деятельности и способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- развивать слуховое и зрительное восприятие.
Закрепляющие:
- закрепить знания о свойствах воздуха;
- закрепить знания об окружающем мире;
- закрепить умение проводить опыты.
Формирующие:
- формировать устойчивые представления об окружающем мире;
- формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать аккуратность при проведении опытов;
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Словарная работа – активизация словаря: прозрачный, невидимый, опыты, легче, тяжелее.
Оборудование: игрушка - Карлсон, дельфинчик, воздушные шары, одноразовые стаканчики с водой, трубочки, камешки, мячики, одноразовые контейнеры с водой, тазик с водой, мыльные пузыри.
Предварительная работа: наблюдения за ветром, беседа “Откуда берётся ветер?”, игры с вертушками на прогулке, изготовление вееров, рисование цветных шариков, загадки про воздух.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
/Дети здороваются с гостями. /
Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам отгадать загадку. Послушайте, пожалуйста.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но невидим он для нас! (Воздух)
Дети: - Воздух!
Воспитатель: - Правильно ребята. Это воздух. Ребята, к нам в гости сегодня прилетел наш друг Карлсон, для того, чтобы познакомить нас с воздухом : какой он? где он прячется? И чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем несколько опытов.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: - Правильно ребята. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к Карлсону. Он нас приглашает в свою лабораторию, где мы будем делать опыты, как настоящие учёные. Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Кому нравится проводить опыты?
Воспитатель: Ребята, Карлсон предлагает нам поиграть с воздушным шариком.
Опыт 1. С воздушными шарами.
Воспитатель: - Ребята, у меня есть шарик. Посмотрите, какой он?
Дети: - Маленький, сдутый.
Воспитатель: - А если я его надую? (Воспитатель надувает шарик.) Каким стал шарик?
Дети: - Большим, красивым.
Воспитатель: - Да ребята, шарик стал большим, красивым, веселым. Как вы думаете, почему? Что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем?
Дети: - Воздух.
Воспитатель: - Правильно, воздух. А откуда он берется, этот воздух?
Дети: - Мы им дышим.
Ребята, давайте поиграем с воздушным шариком.
Игра с воздушным шариком
Воспитатель: - Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик. Воздух везде – вокруг нас и внутри нас, он окружает нашу планету, он нужен всем: и людям, и животным. Без воздуха мы не смогли бы жить.
Давайте поиграем, встанем свободно.
Физкультминутка.
1,2,3,4,5 (хлопают)
Вышел шарик полетать (шагают)
Он летал, летал, летал (кружатся)
Прыгал, прыгал и устал (прыгают)
Приземлился и затих (присели).
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора.
Опыт 2. «Воздух – невидимка?»
Воспитатель: - Ребята, скажите, а мы видим воздух?
Дети: - Нет, не видим.
Воспитатель: -Если мы воздух не видим, значит он невидимый, прозрачный.
Скажите, а что еще бывает прозрачным?
Дети: - Вода, стекло.
Воспитатель: - Правильно, молодцы.
«Можно ли увидеть воздух?»
Воспитатель: - Хотите увидеть воздух?
Ребята, наш друг Карлсон, предлагает поиграть в игру, чтобы увидеть воздух. Возьмите трубочку, опустите ее в стаканчик с водой и подуйте в трубочку.
-Что вы видите?
Дети: -Пузыри.
Воспитатель: -Пузыри получаются из воздуха. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко и пузыри летят в разные стороны. Из чего пузыри? Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть и в мыльных пузырях.
Опыт 3. «Можно ли воздух услышать?»
Воспитатель: - Как вы думаете, дети, можем ли мы услышать воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: -Карлсон, предлагает нам послушать воздух.
- Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую воздушный шарик и отпущу его.
-Что вы слышали?
(Ответы детей).
Воспитатель: -Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать.
Опыт 4. «Воздух легкий или тяжелый?»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, воздух легкий или тяжелый?
(Ответы детей)
- Попробуем сравнить мячик и камешек. Ребята, возьмите камешек, опустите его в контейнер с водой. Посмотрите, что с ним случилось?
Дети:- Он утонул.
Воспитатель: - Камешек утонул. Значит он какой?
Дети: - Тяжелый.
Воспитатель: - А теперь, дети, давайте положим в воду мячик.
Воспитатель: Дети, мячик утонул? Нет, значит, игрушки надутые воздухом легкие, поэтому они не тонут
Воспитатель: -Что же легче, камешек или мячик, наполненный воздухом, как вы думаете?
Дети: - Мячик.
Воспитатель: - Значит, какой воздух?
Дети: - Легкий.
Опыт 5. Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: - Ребята, вдохните воздух и подуйте на ладошки. Что вы чувствуете?
(Ответы детей).
-Когда мы подули на ладошки, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И ваши ладошки почувствовали это. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Опыт 7.«Дельфинчик».
Воспитатель: - Пройдемте к столу. Здесь у нас море. И в гости к нам приплыл дельфинчик.
Он очень устал, и просит нас помочь ему поплавать, показать какой он красивый. Давайте подуем на дельфинчика. Видите, как красиво он плывёт?
- Ребята, а как называется сильный ветер?
Дети: -Ураган, буря.
Воспитатель: - Правильно, молодцы. Ветер – это движение воздуха, сильный ветер называется ураганом.
Воспитатель: - Ребята, на этом наши опыты заканчиваются. Давайте подведём итог. Итак, воздух – какой он?
Дети: - Воздух прозрачный, невидимый, его можно поймать, воздух легкий, его можно услышать, увидеть в воздушных пузырях, когда воздух движется – поднимается ветер, сильный ветер называют ураганом, без воздуха не могут жить ни люди, ни животные. А Карлсону ребята, нужен воздух, ещё и для того, чтобы летать.
Воспитатель :Ребята, что же вам понравилось сегодня на занятии?
(Ответы детей).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо играли и Карлсон приготовил для вас сюрприз - флакончик мыльных пузырей.
Сейчас мы пойдём на прогулку и вы поиграете.
Дети: - Спасибо
Карлсон заигрался с нами. Ему к Малышу пора. Карлсон полетит, расскажет обо всем что узнал. До встречи! Еще увидимся!
Карлсон «улетает». Дети машут ему в след. Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: Весело провели время. Я думаю это не последняя встреча с Карлсоном. Он обещал вернуться. Ребята, как вы думаете, о чем может рассказать Карлсон Малышу?
Дети: - Спасибо.