нАТАЛЬЯ бЛИНКОВА
Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Закреплять навыки дифференциации звуков [Р], [Р*] в слогах, словах, предложениях и познакомить с буквой, которая их обозначает.
Задачи приоритетной образовательной области:
"Речевое развитие" :
-Учить детей давать характеристику звукам «Р» и "Р*" с опорой на различные виды контроля;
- Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
- Познакомить детей с графическим образом буквы;
Публикация «Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности „Дифференциация звуков [Р], [Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;
- Развивать общую моторику, координацию движений.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей
"Социально-коммуникативное развитие" :
- Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;
- Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;
- Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;
- Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества.
Предпосылки УУД: коммуникативные - умение слушать, проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач; участвовать в совместной деятельности, осознание нравственных ценностей (умение прийти на помощь герою);
познавательные - использовать наглядные модели для решения познавательных задач, классифицировать, осуществлять сериацию на конкретном материале;
регулятивные - умение действовать по правилам, простейшему алгоритму, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование для педагога: игрушки-куклы, звуковой алгоритм характеристики звука, звуковые символы, предметные картинки со звуками «Р» и "Р*" в начале, середине и конце слов, предметные картинки с другими звуками (баран, банан, собака, пила, грибы, арбуз, бинт, бубен, барабан, и т. п.) , три плоскостные полоски («мост») с отверстиями по схеме нахождения звука в слове. В каждой полоске отверстие показывает место звуков «Р» и «Р*» в слове (звук в начале, в середине и в конце слова) и карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор, рельсы, репка, рюкзак, дерево, кресло, прищепка, якорь, дверь, сухарь); круг - "солнце" с ленточками-лучиками; мелкие игрушки, игрушечный паровозик с тремя вагонами, на которых наклеены символы деления слов на слоги; картонные полосочки в виде рельсов по количеству предлагаемых преложений
Оборудование для детей : индивидуальные зеркала; звуковые символы, игрушечные удочки на каждого ребёнка, рюкзак.
Предварительная работа: игры на развитие слухового восприятия, работа по звуковому алгоритму, речевые игры и т. п.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Логопед:
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. У всех хорошее настроение и я предлагаю вам поделиться им со всеми: (психогимнастика)
"Дружно за руки возьмёмся,
и друг другу улыбнёмся,
мы пожмём друг другу руки -
побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
на вопросы отвечать,
заниматься и играть -
все хотим мы много знать.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Логопед читает стихотворение:
- Ррр!- ракета рвется ввысь!
- Ррр! – рычит сердито рысь.
- Ррр, - рокочет ровно робот.
- Рассказать и ты попробуй!
- Ррр! – возьмемся за учебу!
- Ррр! – язык широкий - к небу!
- Языком, передним краем
- Вверх, на десны нажимаем.
- Дунь на кончик языка,
- Чтоб сильнее задрожал.
- Ррр - раскатистый и громкий,
- Ррр - рокочущий и звонкий!
О чём будем сегодня говорить?
Дети (выделяют звук и определяют тему занятия) :
-Мы сегодня будем играть со звуками Р и Р*.
Дети исследуют артикуляционные характеристики звуков с помощью индивидуальных заркал, негромкого произнесения звука, ориентируясь на таблицу-алгоритм исследования характеристики звуков и делают вывод.
Логопед:
- Ребята, дайте характеристику звука [Р]. Какой звук [Р]? (согласный, твердый, звонкий, дрожащий).
-Когда мы произносим звук [Р], что делает язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит, посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту; горлышко дрожит.
-Вывод - звук [Р] согласный, твердый, звонкий.
-Когда мы произносим звук [Р*], что делает язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит, посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту; горлышко дрожит.
-Чем отличаются звуки [Р] и [Р*] - твёрдый и мягкий.
Логопед:
- Правильно. Я предлагаю вам игровое упражнение "Ловишки" - ловите ушками слоги и выкладывайте их звуковые схемы : ро, ри, ур, ир и т. п. Проговори свою схему Аня, Настя и т. д.
Дети выкладывают звуковые схемы слогов из квадратов синего (согласные твёрдые звуки, зелёного цвета (согласные мягкие звуки, красного цвета (гласные звуки) и проговаривают их.
Логопед:
- Ребята, к нам в гости пришли куклы, на доске их имена:
о з а
и т а
- Как странно их зовут. Что случилось с их именами?
Дети высказывают свои предположения и обобщают ответ:
- Пропали звуки Р и Р* и,поэтому, нет букв в именах.
Логопед:
- Как им помочь?
Дети:
- Найти эти буквы!
Логопед:
- Я предлагаю вам отправиться на поиски звуков и вернуть их девочкам. Ой, что-то погода портится. Ребята, кажется, дождь собирается. Подул сильный ветер. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, но для этого нужно придумать слова на заданный слог: ра - ракета, ру - руль, ар - артист и т. п. (На полу лежит круг, дети говоря слово вытаскивают ленточку-лучик.)
- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. И мы можем отправиться в путь, но с пустыми руками в путешествие не идут.
Игровое упражнение «Соберём рюкзак в дорогу».
Логопед:
- С собой нам надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р] или[Р*]. Назови их, не забудь правильно произносить звуки (Дети отбирают и называют нужные картинки и складывают в рюкзак).
Логопед:
- На пути мост, но кирпичики выпали и он разрушен, на какие схемы похож наш мост?
Дети:
- Определение места звука «Р» в слове.
Логопед:
- Вставим нужные картинки - кирпичики, но работать будем парами: мальчик с девочкой (дети выполняют инструкцию).
- Мы перешли мост и перед нами заколдованные ворота: по первым звукам в названиях картинок следует прочитать слова и ворота откроются. (Зашифрованное слово «Город»).
- Ворота открылись и куда же мы попали? (Стоят два планшета, наполненные рисовой крупой и в середине мини куколка, похожая на принцесу).
Дети:
- Всё из риса.
Логопед:
- Это королевство принцессы Рисинки. Почему её так зовут, догадались? (Ответы детей).
- А как может называться эта страна или город? (Рисленд, Рисогород, Рисландия и т. п.).
- В королевстве непорядок - пусто, давайте обустроим его предметами, в названии которых есть звуки «Р» или «Р*»? (ребята обустраивают королевство).
- А как бы вы назвали паровозик в этой стране? (Рисовозик, Рисопоезд и т. п.)
Логопед:
- Королева довольна, а вот среди жильцов спор, все хотят прокатиться на новом паровозике. - А, жители не могут разобраться, в какой вагон им сесть (на вагонах схемы деление слов на слоги). Что за схемы на вагонах, как рассадить пассажиров? (Дети догадываются и планируют предстоящую работу).
Логопед:
- Рассадили пассажиров, а рельсы не выложили, поработаем? (работа с деформированной фразой) :
Игровое упражнение «Собери предложение» :
1. Машина, ехать, по, городской, улица.
2. Пассажир, покупать, билет, у, кондуктор, в, автобус.
3. Улицы украшать деревья городские.
4. Марина рябина у фотографироваться.
5. Много дорога на транспорта.
6. Пешеходы зебра по переходить дорогу.
Логопед:
- Принцесса Рисинка дарит нам удочки, которыми мы сможем поймать наши потеряные звуки в озере. Кому, ребята, вы поручите это важное задание?
На ткани, расстеленной на полу, которая имитирует озеро, выбраные ребятами дети среди цветных квадратов ловят нужные – синий и зелёный, объясняют свой выбор.
Логопед:
- Возвращаться пора, наши куклы заждались нас. Вернули звуки, надо их вставить в имена кукол. Подскажите, в какое имя какой звук, почему? Молодцы, обратите внимание, имена напечатаны буквами и мы должны вставить буквы. Звуки «Р» и «Р* «живут в букве «Р» - вот она какая. Мы на следующем занятии познакомимся с ней получьше. Наших кукол зовут Роза и Рита, нравятся вам их имена?
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Логопед:
- Какой хороший конец у нашей истории!
Мы помогли куклам, а для нас путешествие прошло с пользой? Почему вы так думаете? какие звуки живут в букве Р?
Что в сегодняшнем путешествии оказалось для вас трудным? А что необычным? Кто научился различать звуки Р и Р* - возьмёт человечка весёлого, кто ещё путает эти звуки - возьмёт молчаливого человечка, а кто совсем не научился различать эти звуки - возьмут грустного человечка.
Дети отвечают на вопросы логопеда, оценивают свою деятельность