Папки-передвижки

Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»

нАТАЛЬЯ бЛИНКОВА
Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель : Закреплять навыки дифференциации звуков [Р], [Р*] в слогах, словах, предложениях и познакомить с буквой, которая их обозначает.

Задачи приоритетной образовательной области:

"Речевое развитие" :

-Учить детей давать характеристику звукам «Р» и "Р*" с опорой на различные виды контроля;

- Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

- Познакомить детей с графическим образом буквы;

Публикация «Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности „Дифференциация звуков [Р], [Р’]“» размещена в разделах

-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

- Развивать общую моторику, координацию движений.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей

"Социально-коммуникативное развитие" :

- Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;

- Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;

- Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;

- Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества.

Предпосылки УУД: коммуникативные - умение слушать, проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач; участвовать в совместной деятельности, осознание нравственных ценностей (умение прийти на помощь герою);

познавательные - использовать наглядные модели для решения познавательных задач, классифицировать, осуществлять сериацию на конкретном материале;

регулятивные - умение действовать по правилам, простейшему алгоритму, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Оборудование для педагога: игрушки-куклы, звуковой алгоритм характеристики звука, звуковые символы, предметные картинки со звуками «Р» и "Р*" в начале, середине и конце слов, предметные картинки с другими звуками (баран, банан, собака, пила, грибы, арбуз, бинт, бубен, барабан, и т. п.) , три плоскостные полоски («мост») с отверстиями по схеме нахождения звука в слове. В каждой полоске отверстие показывает место звуков «Р» и «Р*» в слове (звук в начале, в середине и в конце слова) и карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор, рельсы, репка, рюкзак, дерево, кресло, прищепка, якорь, дверь, сухарь); круг - "солнце" с ленточками-лучиками; мелкие игрушки, игрушечный паровозик с тремя вагонами, на которых наклеены символы деления слов на слоги; картонные полосочки в виде рельсов по количеству предлагаемых преложений

Оборудование для детей : индивидуальные зеркала; звуковые символы, игрушечные удочки на каждого ребёнка, рюкзак.

Предварительная работа: игры на развитие слухового восприятия, работа по звуковому алгоритму, речевые игры и т. п.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Логопед:

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. У всех хорошее настроение и я предлагаю вам поделиться им со всеми: (психогимнастика)

"Дружно за руки возьмёмся,

и друг другу улыбнёмся,

мы пожмём друг другу руки -

побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

на вопросы отвечать,

заниматься и играть -

все хотим мы много знать.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Логопед читает стихотворение:

- Ррр!- ракета рвется ввысь!

- Ррр! – рычит сердито рысь.

- Ррр, - рокочет ровно робот.

- Рассказать и ты попробуй!

- Ррр! – возьмемся за учебу!

- Ррр! – язык широкий - к небу!

- Языком, передним краем

- Вверх, на десны нажимаем.

- Дунь на кончик языка,

- Чтоб сильнее задрожал.

- Ррр - раскатистый и громкий,

- Ррр - рокочущий и звонкий!

О чём будем сегодня говорить?

Дети (выделяют звук и определяют тему занятия) :

-Мы сегодня будем играть со звуками Р и Р*.

Дети исследуют артикуляционные характеристики звуков с помощью индивидуальных заркал, негромкого произнесения звука, ориентируясь на таблицу-алгоритм исследования характеристики звуков и делают вывод.

Логопед:

- Ребята, дайте характеристику звука [Р]. Какой звук [Р]? (согласный, твердый, звонкий, дрожащий).

-Когда мы произносим звук [Р], что делает язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит, посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту; горлышко дрожит.

-Вывод - звук [Р] согласный, твердый, звонкий.

-Когда мы произносим звук [Р*], что делает язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит, посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту; горлышко дрожит.

-Чем отличаются звуки [Р] и [Р*] - твёрдый и мягкий.

Логопед:

- Правильно. Я предлагаю вам игровое упражнение "Ловишки" - ловите ушками слоги и выкладывайте их звуковые схемы : ро, ри, ур, ир и т. п. Проговори свою схему Аня, Настя и т. д.

Дети выкладывают звуковые схемы слогов из квадратов синего (согласные твёрдые звуки, зелёного цвета (согласные мягкие звуки, красного цвета (гласные звуки) и проговаривают их.

Логопед:

- Ребята, к нам в гости пришли куклы, на доске их имена:

о з а

и т а

- Как странно их зовут. Что случилось с их именами?

Дети высказывают свои предположения и обобщают ответ:

- Пропали звуки Р и Р* и,поэтому, нет букв в именах.

Логопед:

- Как им помочь?

Дети:

- Найти эти буквы!

Логопед:

- Я предлагаю вам отправиться на поиски звуков и вернуть их девочкам. Ой, что-то погода портится. Ребята, кажется, дождь собирается. Подул сильный ветер. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, но для этого нужно придумать слова на заданный слог: ра - ракета, ру - руль, ар - артист и т. п. (На полу лежит круг, дети говоря слово вытаскивают ленточку-лучик.)

- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. И мы можем отправиться в путь, но с пустыми руками в путешествие не идут.

Игровое упражнение «Соберём рюкзак в дорогу».

Логопед:

- С собой нам надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р] или[Р*]. Назови их, не забудь правильно произносить звуки (Дети отбирают и называют нужные картинки и складывают в рюкзак).

Логопед:

- На пути мост, но кирпичики выпали и он разрушен, на какие схемы похож наш мост?

Дети:

- Определение места звука «Р» в слове.

Логопед:

- Вставим нужные картинки - кирпичики, но работать будем парами: мальчик с девочкой (дети выполняют инструкцию).

- Мы перешли мост и перед нами заколдованные ворота: по первым звукам в названиях картинок следует прочитать слова и ворота откроются. (Зашифрованное слово «Город»).

- Ворота открылись и куда же мы попали? (Стоят два планшета, наполненные рисовой крупой и в середине мини куколка, похожая на принцесу).

Дети:

- Всё из риса.

Логопед:

- Это королевство принцессы Рисинки. Почему её так зовут, догадались? (Ответы детей).

- А как может называться эта страна или город? (Рисленд, Рисогород, Рисландия и т. п.).

- В королевстве непорядок - пусто, давайте обустроим его предметами, в названии которых есть звуки «Р» или «Р*»? (ребята обустраивают королевство).

- А как бы вы назвали паровозик в этой стране? (Рисовозик, Рисопоезд и т. п.)

Логопед:

- Королева довольна, а вот среди жильцов спор, все хотят прокатиться на новом паровозике. - А, жители не могут разобраться, в какой вагон им сесть (на вагонах схемы деление слов на слоги). Что за схемы на вагонах, как рассадить пассажиров? (Дети догадываются и планируют предстоящую работу).

Логопед:

- Рассадили пассажиров, а рельсы не выложили, поработаем? (работа с деформированной фразой) :

Игровое упражнение «Собери предложение» :

1. Машина, ехать, по, городской, улица.

2. Пассажир, покупать, билет, у, кондуктор, в, автобус.

3. Улицы украшать деревья городские.

4. Марина рябина у фотографироваться.

5. Много дорога на транспорта.

6. Пешеходы зебра по переходить дорогу.

Логопед:

- Принцесса Рисинка дарит нам удочки, которыми мы сможем поймать наши потеряные звуки в озере. Кому, ребята, вы поручите это важное задание?

На ткани, расстеленной на полу, которая имитирует озеро, выбраные ребятами дети среди цветных квадратов ловят нужные – синий и зелёный, объясняют свой выбор.

Логопед:

- Возвращаться пора, наши куклы заждались нас. Вернули звуки, надо их вставить в имена кукол. Подскажите, в какое имя какой звук, почему? Молодцы, обратите внимание, имена напечатаны буквами и мы должны вставить буквы. Звуки «Р» и «Р* «живут в букве «Р» - вот она какая. Мы на следующем занятии познакомимся с ней получьше. Наших кукол зовут Роза и Рита, нравятся вам их имена?

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Логопед:

- Какой хороший конец у нашей истории!

Мы помогли куклам, а для нас путешествие прошло с пользой? Почему вы так думаете? какие звуки живут в букве Р?

Что в сегодняшнем путешествии оказалось для вас трудным? А что необычным? Кто научился различать звуки Р и Р* - возьмёт человечка весёлого, кто ещё путает эти звуки - возьмёт молчаливого человечка, а кто совсем не научился различать эти звуки - возьмут грустного человечка.

Дети отвечают на вопросы логопеда, оценивают свою деятельность

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сохраним воздух чистым!» Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сохраним воздух чистым» Дорохова М. А., воспитатель, Муниципальное.

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Цель: формирование слухового внимания через музыкально - продуктивную деятельность. Задачи: Образовательные: Закрепить произношение.

Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [с] и [ш]» Тема: Дифференциация звуков [с] и [ш]. Цели: Научить детей различать на слух и правильно пользоваться в устной и письменной.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Цель: Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Перелет птиц» Тема: "Перелет птиц" Образовательные задачи: Продолжать формировать умение составлять математические выражения с математическими знаками.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 летКонспект НОД по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

«Осеннее путешествие». Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Осеннее путешествие» Цель: создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Новогодний праздник» «МАДОУ комбинированного вида Детский сад №8 Динского района» Образовательная область: познавательное развитие. Конспект Непосредственной.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5–6 лет «Волшебница-соль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №81» Конспект непосредственно образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»
Опубликовано: 1 марта 2018 в 11:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»» (включая файлы) размещена пользователем нАТАЛЬЯ бЛИНКОВА (УИ 677025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД