Папки-передвижки

Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»

нАТАЛЬЯ бЛИНКОВА
Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»

Цель : Закреплять навыки дифференциации звуков [Р], [Р*] в слогах, словах, предложениях и познакомить с буквой, которая их обозначает.

Задачи приоритетной образовательной области:

"Речевое развитие" :

-Учить детей давать характеристику звукам «Р» и "Р*" с опорой на различные виды контроля;

- Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

- Познакомить детей с графическим образом буквы;

Публикация «Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности „Дифференциация звуков [Р], [Р’]“» размещена в разделах

-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

- Развивать общую моторику, координацию движений.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей

"Социально-коммуникативное развитие" :

- Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;

- Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;

- Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;

- Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества.

Предпосылки УУД: коммуникативные - умение слушать, проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач; участвовать в совместной деятельности, осознание нравственных ценностей (умение прийти на помощь герою);

познавательные - использовать наглядные модели для решения познавательных задач, классифицировать, осуществлять сериацию на конкретном материале;

регулятивные - умение действовать по правилам, простейшему алгоритму, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Оборудование для педагога: игрушки-куклы, звуковой алгоритм характеристики звука, звуковые символы, предметные картинки со звуками «Р» и "Р*" в начале, середине и конце слов, предметные картинки с другими звуками (баран, банан, собака, пила, грибы, арбуз, бинт, бубен, барабан, и т. п.) , три плоскостные полоски («мост») с отверстиями по схеме нахождения звука в слове. В каждой полоске отверстие показывает место звуков «Р» и «Р*» в слове (звук в начале, в середине и в конце слова) и карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор, рельсы, репка, рюкзак, дерево, кресло, прищепка, якорь, дверь, сухарь); круг - "солнце" с ленточками-лучиками; мелкие игрушки, игрушечный паровозик с тремя вагонами, на которых наклеены символы деления слов на слоги; картонные полосочки в виде рельсов по количеству предлагаемых преложений

Оборудование для детей : индивидуальные зеркала; звуковые символы, игрушечные удочки на каждого ребёнка, рюкзак.

Предварительная работа: игры на развитие слухового восприятия, работа по звуковому алгоритму, речевые игры и т. п.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Логопед:

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. У всех хорошее настроение и я предлагаю вам поделиться им со всеми: (психогимнастика)

"Дружно за руки возьмёмся,

и друг другу улыбнёмся,

мы пожмём друг другу руки -

побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

на вопросы отвечать,

заниматься и играть -

все хотим мы много знать.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Логопед читает стихотворение:

- Ррр!- ракета рвется ввысь!

- Ррр! – рычит сердито рысь.

- Ррр, - рокочет ровно робот.

- Рассказать и ты попробуй!

- Ррр! – возьмемся за учебу!

- Ррр! – язык широкий - к небу!

- Языком, передним краем

- Вверх, на десны нажимаем.

- Дунь на кончик языка,

- Чтоб сильнее задрожал.

- Ррр - раскатистый и громкий,

- Ррр - рокочущий и звонкий!

О чём будем сегодня говорить?

Дети (выделяют звук и определяют тему занятия) :

-Мы сегодня будем играть со звуками Р и Р*.

Дети исследуют артикуляционные характеристики звуков с помощью индивидуальных заркал, негромкого произнесения звука, ориентируясь на таблицу-алгоритм исследования характеристики звуков и делают вывод.

Логопед:

- Ребята, дайте характеристику звука [Р]. Какой звук [Р]? (согласный, твердый, звонкий, дрожащий).

-Когда мы произносим звук [Р], что делает язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит, посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту; горлышко дрожит.

-Вывод - звук [Р] согласный, твердый, звонкий.

-Когда мы произносим звук [Р*], что делает язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит, посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту; горлышко дрожит.

-Чем отличаются звуки [Р] и [Р*] - твёрдый и мягкий.

Логопед:

- Правильно. Я предлагаю вам игровое упражнение "Ловишки" - ловите ушками слоги и выкладывайте их звуковые схемы : ро, ри, ур, ир и т. п. Проговори свою схему Аня, Настя и т. д.

Дети выкладывают звуковые схемы слогов из квадратов синего (согласные твёрдые звуки, зелёного цвета (согласные мягкие звуки, красного цвета (гласные звуки) и проговаривают их.

Логопед:

- Ребята, к нам в гости пришли куклы, на доске их имена:

о з а

и т а

- Как странно их зовут. Что случилось с их именами?

Дети высказывают свои предположения и обобщают ответ:

- Пропали звуки Р и Р* и,поэтому, нет букв в именах.

Логопед:

- Как им помочь?

Дети:

- Найти эти буквы!

Логопед:

- Я предлагаю вам отправиться на поиски звуков и вернуть их девочкам. Ой, что-то погода портится. Ребята, кажется, дождь собирается. Подул сильный ветер. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, но для этого нужно придумать слова на заданный слог: ра - ракета, ру - руль, ар - артист и т. п. (На полу лежит круг, дети говоря слово вытаскивают ленточку-лучик.)

- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. И мы можем отправиться в путь, но с пустыми руками в путешествие не идут.

Игровое упражнение «Соберём рюкзак в дорогу».

Логопед:

- С собой нам надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р] или[Р*]. Назови их, не забудь правильно произносить звуки (Дети отбирают и называют нужные картинки и складывают в рюкзак).

Логопед:

- На пути мост, но кирпичики выпали и он разрушен, на какие схемы похож наш мост?

Дети:

- Определение места звука «Р» в слове.

Логопед:

- Вставим нужные картинки - кирпичики, но работать будем парами: мальчик с девочкой (дети выполняют инструкцию).

- Мы перешли мост и перед нами заколдованные ворота: по первым звукам в названиях картинок следует прочитать слова и ворота откроются. (Зашифрованное слово «Город»).

- Ворота открылись и куда же мы попали? (Стоят два планшета, наполненные рисовой крупой и в середине мини куколка, похожая на принцесу).

Дети:

- Всё из риса.

Логопед:

- Это королевство принцессы Рисинки. Почему её так зовут, догадались? (Ответы детей).

- А как может называться эта страна или город? (Рисленд, Рисогород, Рисландия и т. п.).

- В королевстве непорядок - пусто, давайте обустроим его предметами, в названии которых есть звуки «Р» или «Р*»? (ребята обустраивают королевство).

- А как бы вы назвали паровозик в этой стране? (Рисовозик, Рисопоезд и т. п.)

Логопед:

- Королева довольна, а вот среди жильцов спор, все хотят прокатиться на новом паровозике. - А, жители не могут разобраться, в какой вагон им сесть (на вагонах схемы деление слов на слоги). Что за схемы на вагонах, как рассадить пассажиров? (Дети догадываются и планируют предстоящую работу).

Логопед:

- Рассадили пассажиров, а рельсы не выложили, поработаем? (работа с деформированной фразой) :

Игровое упражнение «Собери предложение» :

1. Машина, ехать, по, городской, улица.

2. Пассажир, покупать, билет, у, кондуктор, в, автобус.

3. Улицы украшать деревья городские.

4. Марина рябина у фотографироваться.

5. Много дорога на транспорта.

6. Пешеходы зебра по переходить дорогу.

Логопед:

- Принцесса Рисинка дарит нам удочки, которыми мы сможем поймать наши потеряные звуки в озере. Кому, ребята, вы поручите это важное задание?

На ткани, расстеленной на полу, которая имитирует озеро, выбраные ребятами дети среди цветных квадратов ловят нужные – синий и зелёный, объясняют свой выбор.

Логопед:

- Возвращаться пора, наши куклы заждались нас. Вернули звуки, надо их вставить в имена кукол. Подскажите, в какое имя какой звук, почему? Молодцы, обратите внимание, имена напечатаны буквами и мы должны вставить буквы. Звуки «Р» и «Р* «живут в букве «Р» - вот она какая. Мы на следующем занятии познакомимся с ней получьше. Наших кукол зовут Роза и Рита, нравятся вам их имена?

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Логопед:

- Какой хороший конец у нашей истории!

Мы помогли куклам, а для нас путешествие прошло с пользой? Почему вы так думаете? какие звуки живут в букве Р?

Что в сегодняшнем путешествии оказалось для вас трудным? А что необычным? Кто научился различать звуки Р и Р* - возьмёт человечка весёлого, кто ещё путает эти звуки - возьмёт молчаливого человечка, а кто совсем не научился различать эти звуки - возьмут грустного человечка.

Дети отвечают на вопросы логопеда, оценивают свою деятельность

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сохраним воздух чистым!» Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сохраним воздух чистым» Дорохова М. А., воспитатель, Муниципальное.

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Цель: формирование слухового внимания через музыкально - продуктивную деятельность. Задачи: Образовательные: Закрепить произношение.

Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [с] и [ш]» Тема: Дифференциация звуков [с] и [ш]. Цели: Научить детей различать на слух и правильно пользоваться в устной и письменной.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Цель: Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Перелет птиц» Тема: "Перелет птиц" Образовательные задачи: Продолжать формировать умение составлять математические выражения с математическими знаками.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 летКонспект НОД по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

«Осеннее путешествие». Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Осеннее путешествие» Цель: создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Новогодний праздник» «МАДОУ комбинированного вида Детский сад №8 Динского района» Образовательная область: познавательное развитие. Конспект Непосредственной.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5–6 лет «Волшебница-соль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №81» Конспект непосредственно образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [Р], [Р’]»
Опубликовано: 1 марта 2018 в 11:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД