МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по России»

Елена Ф
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по России»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32 г. Ейск МО Ейский район.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности.

Тема: «Путешествие по России».

Воспитатель: Фефелова Е. М.

Г. Ейск 2019г.

Тема: «Путешествие по России».

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Путешествие по России“» размещена в разделах

Цель: Формировать представления детей о том, что на территории России проживают люди разных национальностей и народностей.

Программные задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми народами, проживающими на территории России. Поддерживать интерес к истории народов, её населяющих.

2. Приобщать детей к культуре, традициям и обычаям других народов. Познакомить с народными промыслами, национальным костюмом, кухней, условиями жизни. Побуждать детей уважительно относиться к культуре этих народов,

3. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и народностей, чувство патриотизма и гуманной личности. Стремление жить в мире и дружбе со всеми народами.

4. Расширить знания детей о Родине. Формировать чувство гордости за неё

Словарная работа:

Расширять и обогащать словарный запас за счё т слов: тюбетейка, чак – чак. ичиги, папаха, нарты, каюр, хорей, яранга, кухлянка, торбасы и др.

Предварительная работа: чтение нанайской сказки «Айога», башкирской сказки «Как собака нашла себе хозяина». Слушание в аудиозаписи чукотской сказки «Заяц и медведь». Проведение русских народных игр «Лапоть», «Горелки», «Плетень», башкирской игры «Юрта». Слушание песен о Родине, заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

Материал: компьютер, слайды мультимедиа, настольно-печатная игра «Собери костюм». Изделия народно – прикладного искусства, торбасы, тюбетейка, лезгинский пирог, каравай, карта России.

1. Организационный момент.

Сайд № 1

Звучит песня про Родину дети, входя в зал, здороваются с гостями, рассаживаются на места.

2. Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (ответы детей). Как называются люди, которые в ней живут? (ответы)

Слайд № 2 (карта России)

Воспитатель: Ребята, посмотрите это карта России. Наша страна огромна и необъятна. Территория её протянулась от Крайнего Севера до южных морей. На ней есть высокие горы, полноводные реки, бескрайние поля, густые леса, города. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами русские. Наша страна сильна дружбой разных народов, которые живут на её территории. А народов этих очень много.

Слайд № 3

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие народы населяют нашу Родину? (ответы детей).

Воспитатель: Да, наша страна многонациональная. Даже в нашей группе есть дети других национальностей. Это Дилия – она таджичка, и Камила – она лезгинка. Девочки, а что означают ваши имена? (ответы детей).

Воспитатель: Каждый народ чтит свои традиции, говорит на своём родном языке, имеет свою историю, культуру, свой национальный костюм.

Воспитатель: Ребята, а что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Правильно, это то, что передаётся из поколения в поколение.

(Выходят дети в русских костюмах с караваем).

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Воспитатель: Ребята, а это одна из традиций русского народа, встречать гостей караваем. Каравай это символ гостеприимства. А хотите узнать, какие есть традиции у других народов, которые живут в России? (ответы детей)

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться в необычное виртуальное путешествие по нашей стране, и побывать в гостях у разных народов, которые её населяют, познакомиться с их традициями, культурой, кухней. А начнём мы наше путешествие из города, в котором мы живём, из Ейска, вот отсюда (показываю на карте). Места наших остановок мы будем отмечать на этой карте (на доске географическая карта России). Готовы? Ну, тогда в путь.

Воспитатель: А первая наша остановка в Республике Дагестан, вот здесь (находим место на карте, Посмотрите это совсем недалеко от нашего Краснодарского края. Здесь проживают родственники Камилы - лезгины. Побываем у них в гостях. Живет этот народ там, где очень высокие горы, быстрые реки, красивая природа.

Слайд №4

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на национальный костюм, который совсем не похож на русский.

Слайд № 5

Мужчины носят: рубашку, бешмет, поверх которого надевают кожаный пояс с кинжалом, шаровары. На ногах сапоги – ичиги (закрепляю название). На голове – папаха.

У женщин - булушки — традиционные платья свободного кроя с широкими рукавами. Их расшивают яркими узорами, бусами и монетками, под платье обязательно надевают штаны-шаровары, даже если их и не видно под юбкой. На голове расшитые платки. У лезгин свои традиции, праздники. Камила, расскажи, какие праздники у вас празднуют (ответ ребёнка). Ещё у них есть свой народный танец – «Лезгинка», который известен всему миру, который исполняют жители Кавказа (дети смотрят на экране видеоролик танца)

Слайд № 6

Воспитатель: Ребята, лезгины – очень гостеприимный народ. Каждый горец считает за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. Гостю подают самую лучшую пищу. Гость в дом – счастье в дом, так говорят лезгины.

Слайд № 7

И неизменным атрибутом гостеприимства этой солнечной страны, конечно же, являются национальные блюда дагестанской кухни: хин кали, шурпа, голубцы, шашлык, орехи в меду. Национальный пресный лезгинский хлеб – с очень необычным названием - Хьранфу. Ребята, посмотрите вот этот хлеб (показываю хлеб, который лежит на подносе). Ребята, мама Камилы узнала, что мы собираемся в гости, и специально испекла свой национальный хлеб, ведь в магазине мы такой не купим. Вы обязательно его попробуете во время нашего обеда. Погостили? Сколько узнали нового и интересного. Пора отправляться в путь.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. И вторая остановка будет в Республике Татарстан, вот здесь (определяем место на карте, где проживают татары, которые занимают второе место по численности населения в России. У татар своя национальная культура, свои традиции. Старинные обычаи сохранились и до наших дней. Особенно чтят татары духовные ценности и семейные традиции. На первом месте – всегда семья.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый национальный татарский костюм, тоже не похож на русский.

Слайд № 8

Мужской костюм состоит из длинной рубахи до колен, штанов и камзола. На голове тюбетейка (каляпуш). Обувь - традиционные сапоги ичиги, очень красивые и удобные (закрепляю название)

У женщин наряд состоит из платья с оборками, шаровар, камзола - безрукавки, расшитого золотыми нитками. Головного убора – калфак. Обувь лапти или узорные сапоги. Кожаные тапочки.

Воспитатель: Ребята, традиционным татарским жилищем является четырехстенный срубный дом, который внутри был разделен на женскую и мужскую половины.

Слайд № 9

Татары, как и другие народы страны, празднуют как государственные праздники, так и свои национальные.

Самый любимый Сабантуй – это праздник окончания посевных работ.

Люди собираются на открытой площади, где проходят разные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям, они могут только наблюдать. Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Посмотрите.

Слайд № 10

Роль кушака играет полотенце. Основная задача участника обхватить противника полотенцем за талию и положить его на лопатки.

Эти конкурсы придуманы для того, чтобы развеселить народ, создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями, хороводами и играми. Я предлагаю поиграть вам в народную татарскую игру «Тюбетейка», вам уже знакомо это название, что это? (ответы детей)

3. Физминутка.

Проводится татарская игра «Тюбетейка» (под народный татарский танец)

Воспитатель: Ребята, татары очень любят готовить, кухня очень разнообразна. Это плов, пельмени, пахлава. Возможно, вам знакомы эти названия, может кто-то пробовал их.

Слайд №11

Самым любимым является чак- чак.

Слайд № 12

Это сладость из теста в меду, без которой не обходится ни один татарский праздник. Все кто приезжает в Татарстан, обязательно покупают это лакомство и везут к себе домой в подарок. Посмотрите, у меня тоже есть вот такой чак –чак. Ребята, хотите попробовать? (дети пробуют чак–чак). Понравилось? Ну что, погостили у татар, пора отправляться в путь. Продолжаем наше путешествие (звучит композиция «Северный ветер»).

Воспитатель: Наш путь лежит далеко на восток, вот сюда, (отмечаю на карте) и мы попали с вами на Крайний Север. Посмотрите, как далеко это от нашего города Ейска. В северных широтах день исчезает полностью и приходит полярная ночь.

Слайд № 13

Воспитатель: На Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Ребята, как вы думаете какая погода на севере? (ответы детей).

А какая одежда должна быть у жителей севера? (ответы). А вы знаете, из чего она сделана? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, одежда чукчей сшита из оленьих шкур, она должна быть очень тёплой и удобной. Давайте рассмотрим их национальную одежду.

Слайд № 14

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь, которую они носят, называется – торбаса, её тоже делают из меха и шкур животных. Посмотрите, вот эта обувь (показываю детям торбасы, она непривычна для нашего города, а люди севера носят только такую. Кто хочет её обуть? (дети надевают, пробуют походить в ней).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется жилище чукчей? (ответы детей).

Воспитатель: Жилище, в котором живут чукчи - называется яранга (закрепляю название). Посмотрите.

Слайд № 15, 16

Яранга обтянута шкурами животных (в основном оленей, Посмотрите, как она устроена. Здесь нет кровати, стола, стульев,

Жители Севера занимаются оленеводством. Олени - это то, чем они живут. Из шкур оленей они делают себе одежду, яранги, ну а мясо и молоко употребляют в пищу, из оленьих рогов делают лекарства. Съедят олени корм и идут дальше, а за ними и оленеводы, Это значит, что чукчи не живут на одном месте, а постоянно передвигаются, кочуют. Собирают свой дом и уходят далеко к берегам Северного Ледовитого океана.

Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки.

Слайд № 17

Их запрягают в лёгкие сани – нарты, которые перевозят яранги и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой – каюр. А делает он это при помощи длинного шеста – хорея (закрепляю название).

Кроме оленеводства народы севера занимаются охотой, рыболовством. Рыбу ловят в реках, озерах. Любимым национальным блюдом у чукчей – является строганина – это блюдо из замороженной рыбы или оленины.

Слайд № 18

Сладости на севере мы не найдём, а вот такую рыбу сейчас попробуем.

Воспитатель: Ребята, чукчи большие умельцы. Народные промыслы северян – резьба по кости, шитьё одежды из меха. Вот посмотрите.

Слайд №19

Воспитатель: Есть у северных народов и свои праздники.

День оленевода – традиционный праздник северных народов. Проводится в середине весны. В этот день устраивают спортивные соревнования:

Перетягивание палки и каната

Прыжки через нарты

Гонки на оленьих и собачьих упряжках.

Также праздник сопровождается песнями и танцами. Северные танцы и песни это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение.

Сейчас мы послушаем «Танец оленя» (аудиозапись).

Самым необычным украшением Севера является Северное Сияние. Северное Сияние – это природное явление невероятной красоты, сверкающее многоцветие на небосводе. Посмотрите.

Слайд № 20

Воспитатель: Во время нашего путешествия мы побывали в гостях у разных народов, познакомились с национальной одеждой, попробовали национальную еду. В завершении предлагаю поиграть в игру, узнать, что вам запомнилось из нашего путешествия.

4. Проводится игра «Собери костюм» (дети делятся на группы, собирают из разрезных картинок элементы костюмов: кокошник, тюбетейку, папаху, чак–чак, торбасы).

5. Итог.

Воспитатель: Ну, вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами должны сделать её краше, богаче и сильнее.

А закончим наше занятие замечательным стихотворением В. Степанова: «Российская семья»

(читают дети).

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

Воспитатель: Ребята, а чем принято в России угощать гостей?

Дети: По русскому обычаю гостей принято было угощать блинами, пирогами, пряниками, баранками. Дети в русском костюме угощают гостей пряниками, остальные играют на музыкальных инструментах р. н. м. «Ах, вы, сени мои сени».

Слайд № 21

Публикации по теме:

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Кубань -жемчужина России" Программное содержание: Уточнить знания о.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие на необитаемый остров в поисках клада» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний»Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний». Программное содержание: Упражнять детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны" Цель: Развивать внимание,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Символы России»НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Символы России» Интеграция ОО :" Социально- коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие". Задачи : - закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по России»
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 21:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД