Севинч Мамедова
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в царство снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Цели:
систематизировать знания детей об арктических животных;
развивать познавательный интерес, мышление.
Задачи:
расширять представления об особенностях географического положения Арктики, ее природных условиях и обитателях (познавательное развитие);
обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь (речевое развитие);
развивать эмпатию (социально-коммуникативное развитие);
формировать эстетическое отношение к миру природы (художественно-эстетическое развитие);
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „Путешествие в царство снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
применять современные здоровьесберегающие технологии: самомассаж, динамические паузы (физическое развитие).
Виды деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа:
провести занятия и беседы по теме «Животный мир Арктики»;
рассмотреть иллюстрации, посмотреть презентации, видеофильмы, прочитать статьи о животных в детских энциклопедиях, книгах;
провести занятия по оригами, рисованию, лепке, аппликации на тему «Животные полярных пустынь»;
провести дидактические и подвижные игры;
провести экспериментирование.
Оборудование: аудио- и видеоаппаратура; иллюстративный материал; энциклопедическая литература; глобус; закрытая пластиковая бутылка с листком с заданием внутри; рисунки, поделки детей; мягкие игрушки «Животные Арктики»; следы животных на листах; бинокль; фотоаппарат; презентация «Животный мир арктических пустынь»; рюкзаки; картинки с изображением предметов одежды; емкость с водой, салфетки, полоски бумаги, кусочки цветного льда (для исследовательской деятельности).
Ход деятельности:
Дети и воспитатель входят в зал.
Воспитатель: Посмотрите, какой сегодня прекрасный день! К нам пришло много гостей. У всех хорошее, радостное настроение.
Раздается звук летящего НЛО. Появляется Инопланетянин (воспитатель берет игрушку и от его имени здоровается с детьми).
Воспитатель: К нам прилетел необычный гость — Инопланетянин. Он никогда не был на нашей планете, ничего не знает о ней. Давайте отправимся с ним в путешествие, в настоящую экспедицию в Арктику — в царство снега и льда, где проведем небольшие исследования. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы знаете, что такое Арктика? Где она расположена?
Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы.
Информация для выступления детей
Арктика — это Северный Ледовитый океан и земли, которые к нему прилегают. Это белоснежное царство холода, снега и льда. Арктика — северная полярная область Земли. В переводе с греческого языка означает «медведица».
Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли это так. Что нам поможет?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: Это маленькая модель Земли.
Воспитатель: Кто покажет Арктику на глобусе?
Один воспитанник показывает на глобусе, где находится Арктика.
Воспитатель: Что вы знаете о погоде в Арктике?
Дети рассказывают об арктическом климате. Воспитатель, по необходимости, поправляет и обобщает их ответы.
Информация для выступления детей
Климат в Арктике очень суровый. Зимой температура опускается до -60 °С. Зимой несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается над горизонтом. Такой период называется полярная ночь. Только луна освещает зимние, снежные просторы. Летом в Арктике наступает полярный день. Солнце светит круглые сутки. Но солнце не поднимается высоко и не греет землю. Поэтому в Арктике холодно в течение всего года, зимой и летом.
Воспитатель: В путешествие в Арктику необходимо взять теплые вещи. Давайте соберем их.
Дидактическая игра «Соберем вещи в дорогу»
Дети выбирают картинки с изображением теплых вещей, складывают их в рюкзак.
Воспитатель: В Арктике очень холодно. Чтобы не заболеть, нужно сделать массаж.
Массаж биологически активных зон
Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело. (Дети поглаживают ладонями шею сверху вниз.)Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать. (Указательным пальцем растирают крылья носа.) Лоб мы тоже разотрем, Ладошку держим козырьком. (Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны — вместе».) «Вилку» пальчиками сделай, Массируй ушки ты и шею. (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами.) Знаем, знаем мы всегда: Нам простуда не страшна! (Потирают обе ладони.)
Воспитатель (смотрит в бинокль) : Вижу, что вы готовы к путешествию. А теперь я назову состав нашей экспедиции: начальник экспедиции, ученые, фотограф, исследователи.
Воспитатель: Обратите внимание на глобус : Арктика далеко расположена?
Дети: Да!
Воспитатель: Добираться до нее нам придется на самолете. Давайте вспомним правила безопасности в полете.
Дети: Надо пристегнуть ремни, не вставать с мест, не открывать иллюминаторы, выключить мобильные телефоны.
Воспитатель: А сейчас произнесем волшебные слова: «Летим туда, где круглый год снег и лед, снег и лед». (Дети повторяют.) Взлетаем. Летим над облаками. Посмотрите в иллюминатор, какие они красивые, легкие, воздушные.
Динамическая пауза «Облака»
Дети проговаривают текст и повторяют за воспитателем соответствующие движения.
Воспитатель:
Беленькое облако (Округленные руки держат перед собой, пальцы в замок.)
Поднялось над крышей, (Не расцепляя пальцев, поднимают их над головой.)
Устремилось облако (Выпрямляют руки.)
Выше, выше, выше! (Тянутся за руками вверх.)
Ветер это облако (Плавно покачивают руки над головой из стороны в сторону.)
Зацепил за кручу, (Сцепляют руки кончиками пальцев над головой.)
Превратилось облако
В дождевую тучу (Описывают руками через стороны вниз большой круг и приседают.)
Воспитатель: Будьте внимательны! Самолет идет на посадку. Мы приземляемся. Покидаем борт самолета. Здесь так холодно. Кругом царство снега и льда. Посмотрите на небо. Какое прекрасное зрелище! Это северное сияние. А кто знает, что это?
Дети рассказывают про северное сияние. Воспитатель показывает его с помощью видеоаппаратуры.
Информация для выступления детей
Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер. Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся на небе. Появляются полоски разного цвета: красные, синие, желтые, зеленые.
Воспитатель смотрит в бинокль на пол, видит бутылку, поднимает ее.
Воспитатель: Посмотрите, в вечной мерзлоте кто-то оставил бутылку. Но она непустая.
Воспитатель открывает бутылку, достает листок с заданиями, читает их. Дети выполняют задания.
Задание 1. Определите, почему айсберг не тонет в воде?
Дошкольники проводят опыт со льдом.
Воспитатель раскладывает на полу следы животных.
Воспитатель: Здесь по снегу проходили северные животные и оставили свои следы. Надо их сфотографировать.
Ребенок-«фотограф» снимает следы зверей.
Воспитатель: Теперь давайте определим, чей это след.
Дидактическая игра «Чей след?»
Воспитатель: Кто расхаживал по снегу, Догадайся-ка по следу! Каждый снежный след Затаил в себе секрет.
Дети-«ученые» рассматривают по очереди следы в бинокль и рассказывают, каким животным они принадлежат.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно определили. А теперь посмотрите на экран.
На экране демонстрируются изображения животных.
Воспитатель: Расскажите нашему гостю, какие животные обитают в Арктике.
Дети рассказывают о полярных животных: нарвале, косатке, лемминге, белом медведе, тюлене, морже.
Информация для выступления детей
Нарвал — буроватый в крапинку кит. Он обитает в Северном Ледовитом океане. Питается рыбой, кальмарами и крабами. Длина его тела — 4–5 м. Нарвала еще называют единорогом. У самца спереди головы торчит длинный (до 3 м в длину) прямой тонкий рог. Это зуб, закрученный всегда против часовой стрелки. С правой стороны тоже имеется зуб, но его не видно.
Косатка — млекопитающее, родственница дельфина. У нее есть спинной плавник. Он изогнут как сабля. Плавники помогают косатке ориентироваться в воде. Это самое быстрое водное млекопитающее. Живут косатки семьями. Всегда помогают друг другу. Между собой косатки общаются при помощи звуков, напоминающих пение. Косатки очень умные, их можно научить делать трюки. Косатки имеют черно-белую окраску. В Тихом океане встречаются косатки без белых пятен, полностью черные. Их называют меланистами. Но есть и полностью белые косатки — альбиносы. Одни косатки любят лакомиться сельдью, другие — предпочитают ластоногих. «Китами-убийцами» называть косаток-бродяг. Они питаются дельфинами, китами, ластоногими, морскими львами и даже оленями и лосями. На человека косатки не нападают.
Лемминги — звери-грызуны, живут в арктической тундре. У них плотное телосложение, короткие лапы, тупая мордочка, скрытые в меху ушки и короткий хвостик. Мех очень густой, окраска серо-коричневая или пестрая. В зимнее время года когти у лемминга разрастаются, приобретая форму копыт. Они помогают ему разрывать мерзлую землю в поисках корней осоки. Питаются лемминги корневищами, побегами тундровых растений. Зимой они строят под снегом теплые гнезда-укрытия, которые спасают их от холода.
Хохлач — млекопитающее животное, относится к тюленям. Обитает на ледяных полях Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Имеет голубовато-серый с пятнами окрас. Длина животного — 2–3 м. У взрослого хохлача на верхней части мордочки имеется кожный мешок. Питается он рыбой — сельдью, морским окунем, треской, — моллюсками и ракообразными. Враги его — полярная акула, косатка и белый медведь.
Белого медведя называют полярным, так как он живет недалеко от Северного полюса. Вода — его привычная стихия: на дрейфующих льдинах он проплывает сотни километров. У белого медведя под густой шерстью есть толстый слой подкожного жира, который помогает животному сохранять тепло. Шерстью покрыта даже большая часть стоп медведя. Длинные загнутые когти облегчают белому медведю передвижение по гладкому льду и помогают схватывать добычу. Самая любимая еда белого медведя — нерпы и морские зайцы (лахтаки). Он нападает на моржей, ест рыбу и морских птиц.
Морж — самое крупное наземное животное Арктики. Живет в прибрежных водах Северного Ледовитого океана. Длина моржа достигает 3 м. Он похож на огромного тюленя со складками на коже. Морж имеет два больших костяных бивня (это верхние клыки) длиной 1 м. Этими гигантскими зубами животное роется в морском дне, добывая раковины устриц и других моллюсков, продвигается по льду. Толстый подкожный слой жира защищает моржа от холода и помогает держаться на плаву.
Воспитатель достает из бутылки следующее задание.
Задание 2. Покажите, почему животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в холодную воду и выходят оттуда сухими.
Дети проводят опыт с полосками бумаги.
Воспитатель (смотрит в бинокль) : Ребята, вдали показался остров Врангеля. Расскажите нашему гостю про этот остров.
Дети рассказывают о заповеднике «Остров Врангеля».
Информация для выступления детей
Когда человек начал осваивать Арктику, он стал наносить вред природе, особенно животным. Поэтому сейчас в нашей стране существуют проекты по защите арктических животных. Проекты контролирует лично президент Владимир Владимирович Путин. Среди них — программа «Белый медведь». Ее цель — изучить, сохранить и восстановить численность белых медведей в российской Арктике. Также были созданы заповедники. Например, заповедник «Остров Врангеля». Это арктический остров. Он назван в честь российского полярного исследователя Фердинанда Петровича Врангеля.
Воспитатель: Я как начальник экспедиции объявляю об окончании нашего путешествия на Северный полюс. Мы много интересного узнали об Арктике и ее обитателях. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, какое животное стало символом Арктики?
Дети: Маленький белый медвежонок Умка.
Под песню «Колыбельная медведицы» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева) дети машут рукой арктическим животным, изображенным на экране.
Воспитатель: Нам пора подниматься на борт самолета.
Динамическая пауза «Облака»
Воспитатель: Наш самолет совершил посадку в аэропорту в детский сад. Мы вернулись в любимый детский сад. Давайте покажем инопланетному гостю, какие поделки мы умеем делать, и еще раз вспомним Арктику.