Папки-передвижки

Конспект непрерывной образовательной кружковой деятельности детей в старшей группе по теме «Русский быт«

Кристина Тонких
Конспект непрерывной образовательной кружковой деятельности детей в старшей группе по теме «Русский быт«

Автор: Тонких Кристина Сергеевна

Приоритетная образовательная область :

«Познавательное развитие» : Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа, формировать представления о народном творчестве, его разновидностях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, игры, считалки, колыбельные) Воспитывать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору

В интеграции:

Публикация «Конспект непрерывной образовательной кружковой деятельности детей в старшей группе по теме „Русский быт„» размещена в разделах

• «Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения, овладение способами взаимодействия (умение договариваться, овладение нормами речи, продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

«Физическое развитие» : формирование потребности в двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через народные игры, развивать мелкую моторику рук.

«Речевое развитие» : активизировать словарный запас при помощи слов: «русские традиции», «предметы русского быта», «русские обычаи»

• «Художественно-эстетическое развитие: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Предпосылки УУД (универсальные учебные действия) : умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка (похвалить себя).

Предварительная работа:

1. Чтение сказок, потешек, пословиц.

2. рассматривание иллюстраций, альбомов русского народного промысла и быта.

3. Беседы с детьми о русских народных традициях.

4. Знакомство детей с русскими народными играми.

Оборудование:

1. Предметы старинного быта

2. Икт- проектор для презентаций

3. Соленое тесто, инвентарь для лепки

4. Деревянные ложки

5. Угощение к чаю (крендельки)

Вводная часть (мотивационная)

[/i]Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Сегодня у нас с вами необычное путешествие – путешествие в прошлое, к корням русского народа.

Игра «Поздороваемся»

- Здравствуй, солнце золотое, (поднимают руки вверх)

- Здравствуй, небо голубое,

- Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками из стороны в сторону)

- Здравствуй, маленький цветок, (приседают и начинают потихоньку подниматься)

- Здравствуй, утро, (правую руку в сторону)

- Здравствуй, день, (левую руку в сторону)

- Нам здороваться не лень. (обнимают друг друга)

Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.

(дети проходят рассматривая избушку).

Гости на пороге – хозяйке радость

Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

(Дети присаживаются за стол).

Основная часть

В тесноте, да не в обиде. Вы пришли в горницу. - самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?

Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. На печке можно даже спать. Зимой под печкой кур держали.

Почему печь еще ласково называли кормилицей? (в ней готовили еду)

В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пирожками.

А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышит. Как вы думаете, как поставить туда чугунок?

Ответ детей

напротив печки стояли большой стол и лавки, В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. В углувисела икона Его называют «красный угол». За столом собиралась вся семья, посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей).

А вот и прялка.

У ленивой пряхи

Нет про себя рубахи!

Чтоб рубаху нам соткать,

Надо пряжу намотать!

Девушка прядут пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будет вязать тёплые вещи. Девушек называли рукодельницы, повторите! Раньше ткани были домоткаными, их ткали своими руками, с помощью деревянных станков. Из неё шили одежду, показ костюма

А теперь рассмотрим русские одежды.

раньше таких платьев да юбочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду.

Такие наряды носили русские женщины. Значит этот наряд, какой?

Дети: женский сарафан

А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил?

Дети: мужчины, парни.

Этот наряд, какой?

Дети: Рубаха-косоворотка

Ребятки чтоб сшить такой наряд девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда – электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет? Лучину

Дети: ответ.

А из чего делали лучинку?

Дети: (ответ детей). (слайд 7)

ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: Это сундук.

Отгадайте гости дорогие, что там хранится?

Дети: (дети дают предположительные ответы).

Принесла я вам, ребята, забавушек на всякий вкус:

кому – считалку, кому – скороговорку, кому – игру, а кому – ремесло.

Загадки

Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает. (Веник)

В лесу родился, на руках крестился, на ногах умер. (Лапоть)

То назад-то вперед ходит-бродит пароход

Остановишь – горе! Продырявит море. (Утюг)

Из русской печи Кашу из печи тащи. Чугунок очень рад, Что его схватил … Ответ: Ухват

«Как говорят сейчас»

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру. Я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас. (словесная игра сопровождается презентацией)

Очи – глаза

Изба-дом

Рушник-полотенце

Лучина-лампочка

Колыбелька-кроватка

Кушак-пояс

Чугунок-кастрюля

Крынка – глиняный горшок

горница - комната

Околица – изгородь, забор окружающий деревню.

Лепка из соленого теста

Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила.

В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь что -нибудь к чаю?

я вам предлагаю сделать крендельки к чаю. (слайд 20 кренделя)

(Звучит легкая Русская народная песня)

- Теперь перед работой мы обязательно помоем руки.

Знаем, знаем, да-да-да.

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Лейся понемножку.

Лейся, посмелей,

умывайся веселей!

(моют руки из кувшина, вытираются рушником,

Дети садятся за столы).

-Ребята, перед вами доски, тесто и лист для крендельков. Сейчас мы с вами раскатаем крендельки (вспоминают последовательность изготовления). Дети выполняют не сложную работу. (слайд № 21)

(Звучит легкая Русская народная песня)

Когда крендельки слеплены, они укладываются на лист и лист устанавливают в печь, где уже стоит лист с готовыми крендельками.

Пока наши крендельки пекутся, мы с вами отдохнем, «Делу время, потехе час». В старые времена был такой обычай у русских людей : когда они заканчивали работу в поле устраивали посиделки. Они собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, рассказывали сказки, танцевали, играли в игры. Старые молодых разному ремеслу учили.

А вы, любите играть в игры? Давайте возьмемся за руки,пройдем за околицу и сделаем круг. Поиграем в игру «золотые ворота»

Подвижная игра «золотые ворота»

А сейчас для всех ребятки

Загадаю я загадку.

Деревянная подружка

Без нее мы как без рук

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает (ложка).

А вы знаете почему Русь называли деревянной?

(Выслушивает ответы детей)

Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое. Даже ложки

«Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. В семье у каждого была своя ложка. И в гости ходили всегда со своей ложкой. Даже поговорку сложили – «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Предлагаю взять деревянные ложки и поиграть на них. (Дети встают,Звучит песня «Ах, вы, сени мои сени»)

Под русскую песню играют на ложках

- Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Я вам зачитываю загадку, а вы должны угадать о какой сказке идет речь?

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал её кто – то.

Кто, расправившись с зелёною кожею,

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

Помогала им яблонька,

Помогала им печка,

Помогала им голубая речка.

Все им помогали,

Все их укрывали.

К матушке и батюшке

Они домой попали. (Гуси-лебеди)

Он от дедушки ушёл,

Он от бабушки ушёл.

Круглый сам, румяный бок,

А зовётся … (Колобок)

Тянут дед, бабка, внучка,

Тянет маленькая Жучка,

Кошка с мышкой тянут крепко

Догадался? Это … (Репка)

Где и когда приключилось такое?

Мышка разбила яйцо золотое.

Дед горевал,

И печалилась баба.

Только кудахтала … (Курочка ряба)

В этом доме - вот так да! –

Поместились без труда

Мышь, лягушка, волк с лисой,

Зайка серенький, косой.

Мишка втиснулся, как мог,-

Развалился. (Теремок)

- Вы очень внимательны и ловко справились с заданием.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали, какие у них традиции. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе, давайте сравним, как жили тогда и как мы живём теперь, в чём сходство, в чём различие (Ответы детей).

А про угощение мы с вами забыли, печь у нас волшебная! наши крендельки уже готовы (достаёт из печи уже настоящие крендельки и угощает ребят. (пока дети играли, пели песни помощник воспитателя поменяла местами слепленные из соленого теста крендельки на настоящие).

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в сказку» Тема «Путешествие в сказку» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие,.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей среднего возраста «Как мы Здоровье спасали» Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи: - формировать.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по лепке «Теремок построим сами» для детей средней группыКонспект непрерывной образовательной деятельности по лепке «Теремок построим сами» для детей средней группы Цели: - формировать у детей среднего возраста бережное отношение к природе, желание помогать тем, кто нуждается в помощи; - закреплять.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы (познание) Возрастная группа 3-4 года Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ Основная образовательная цель.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста «Мой друг — светофор»Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста «Мой друг — светофор» Цель: Создание условий для знакомства с правилами безопасного поведения на улице. Задачи: • Формировать навыки безопасного поведения в.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина»Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина» Задачи: • Продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. • Формировать умение внимательно рассматривать.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей подгруппе «Что нам осень подарила»Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей подгруппе «Что нам осень подарила» Тема: Что нам осень подарила. Цель: Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Образовательные задачи:.

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Наблюдение за березой осенью»Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Наблюдение за березой осенью» Автор НОД: Молгачёва Юлия Анатольевна Цель: Создание условий для знакомства с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Портрет бабушки кота Леопольда»Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Портрет бабушки кота Леопольда» Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Портрет бабушки кота Леопольда» Задачи: 1. Продолжать учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непрерывной образовательной кружковой деятельности детей в старшей группе по теме «Русский быт«
Опубликовано: 26 января 2021 в 13:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД