Юлия Жданова
Конспект НОД «Беседа об осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Материал: Объекты экологической тропы: рябина, береза, клумба, кормушка для птиц. Осенние листья разных деревьев.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций изображающих природу. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.
Ход занятия.
Занятие рекомендуется проводить на улице.
Публикация «Конспект НОД „Беседа об осени“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Воспитатель: А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Дети: Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.
Воспитатель: Почему это стихотворение грустное?
Дети: Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.
Дети: «Чернотропник», «предзимник», «ворота зимы».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе. (Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед).
Дед Природовед: Здравствуйте ребята!
Милые друзья.
Видеть вас сегодня очень рад и я.
Я здороваюсь со всеми.
Дома и на улице.
«Здравствуй» - говорю я И соседней курице.
Меня зовут дед Природовед. А зовут меня так, потому, что я знаю много тайн и секретов природы.
( Дыхательные упражнения: глубокий вдох носом и шумный выдох ртом.) Воспитатель: Здравствуй солнце золотое.
Дети: (руки вверх, вдох носом.)
Воспитатель: Здравствуй небо голубое.
Дети: (шумный выдох носом.)
Воспитатель: Здравствуй вольный ветерок.
Дети: (руки на грудь, вдох носом.)
Воспитатель: Здравствуй маленький дубок.
Дети: (шумный выдох носом.)
Воспитатель: Здравствуй утро.
Дети: (правую руку в сторону, вдох носом.)
Воспитатель: Здравствуй день.
Дети: (левую руку в сторону, шумный выдох носом.)
Воспитатель: Мне здороваться не лень.
Дети: (поклон.)
Дед Природовед: Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят.
Листья весело шуршат!
Воспитатель: Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?
Воспитатель: Ноябрь - последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц.
Его миссия - соединить глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?
Воспитатель: Ребята давайте, и мы с вами поздороваемся со всеми, что нас упражнения.
Воспитатель: Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?
Дети: Да.
Дед Природовед: Я хочу вам почитать стихотворение М. Авдеевой: (Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.) Воспитатель: Раз, два, три - к рябине беги!
(Дети бегут к рябине.)
Дед Природовед: Дети, а как вы узнали, что это рябина?
Дети: У рябины гроздья алых ягод.
Дед Природовед: Правильно. Найдите и покажите мне лист рябины.
Внимательно рассмотрите рябиновые листочки. Какого они цвета?
Дети: Осенью листья рябины золотисто-красного цвета.
Дед Природовед: Кроме листьев на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Воспитатель: Дед Природовед, а ребята знают народную примету о рябине.
Дети: «Если рябины уродилось много, то осень будет дождливая, а зима - морозная».
Дед Природовед: Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. Какие вы видите цветы на клумбе?
Дети: Розы.
Воспитатель: Какие еще вы знаете осенние цветы?
Дети: Дубки, панычи, бархатцы, астры.
Дед Природовед: Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе?
Дети: Красные, синие, белые, розовые.
Дед Природовед: Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Астры бывают разного цвета, они не пахнут. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?
Дети: Чтобы было красиво.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут цветы!
Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры?
Дети: Клумба, на которой растут астры, круглой формы.
Дед Природовед приглашает детей пройти дальше по экологической тропинке.
Воспитатель: А вот еще дерево: показывает на липу. Кто знает, как оно называется?
Дети: Липа.
Дед Природовед: Дерево стройное, высокое, темноствольное, листья похожи на золотые сердечки. Они толстым слоем устилают землю под деревом и защищают корни от морозов.
Воспитатель: кто знает, что говорили про липу в старину.
Дети: «Липа человека обувает, кормит и поет».
Дед Природовед предлагает детям найти дерево березу на экологической тропинке.
Дети: Вот береза.
Воспитатель: А дети знают стишок про березу.
Дети читают стих про березку.
Береза.
Березка белый Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица - душа!
Дед Природовед: Молодцы ребята. А теперь, что бы мы ни болели, давайте сделаем массаж лица и рук (по А. А. Уманской) под березкой. Потому, что береза - щедрое и доброе дерево.
Массаж.
1. Поглаживание лба, щек, крыльев носа от центра к вискам.
2. Надавливание пальцами на переносицу, середину бровей.
3. Рисуем красивый изгиб бровей, затем щипками «лепим» густые брови от переносицы к вискам.
4. Активно трем ладошки до ощущения сильного тепла.
5. Вытягиваем каждый пальчик, надавливая на него.
Дед Природовед: Молодцы ребята, а теперь мы можем продолжить наш путь. Воспитатель: Ребята посмотрите, а что висит у нас на дереве?
Дети: Кормушка.
Дед Природовед: А как вы думаете, для кого это здесь повесили кормушку? Дети: Для зимующих птиц. Когда станет, совсем холодно мы будем насыпать в кормушку корм для птицы.
Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической
тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного об осени.
Дед Природовед: Дети мне было очень с вами интересно! До свидание. До следующей встречи.
Дети: До свидание.
Воспитатель: А теперь давайте соберем букет из осенних листьев.
Дети собирают букет.