Папки-передвижки

Конспект НОД «Битва за Москву»

Елена Берюхова
Конспект НОД «Битва за Москву»

Цели и задачи:

Уточнять и расширять представления детей о защитниках страны в годы ВОВ, о нравственных качествах солдата.

Закрепить и обобщить знания детей о Городах – героях, о решающих битвах в ходе ВОВ;

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображения

Словарная работа: подвиг, герой, эвакуация. Материалы:

Презентация «Путь к Победе», картинки с изображением Городов-Героев, карта европейской части России, звёздочки с названиями городов, картинки к игре «Военные профессии»

Публикация «Конспект НОД „Битва за Москву“» размещена в разделах

Ход занятия:

- Ребята, я наводила порядок, и мне попалась шкатулка. Хотите посмотреть, что в ней? (открывает шкатулку, в ней – старые поздравительные открытки).

- Вы знаете,для чего нужны открытки? (поздравлять с праздниками)

- Родные, близкие поздравляли меня и мою семью с праздниками. Раньше не было компьютеров, интернета, смартфонов и люди писали друг другу письма и открытки, и отправляли их по почте. Интересно посмотреть с какими праздниками эти открытки? (дети рассматривают открытки: с Днём рождения, с Новым годом, с 23 февраля, с 8 марта.) Какие ещё праздники отмечают в вашей семье? Есть у меня ещё открытка с праздником, о котором говорят «праздник со слезами на глазах»? О каком празднике идёт речь? (О Дне Победы).

- Когда отмечается этот праздник? (Этот праздник отмечается 9 мая).

- Сколько лет исполняется Великой Победе в мае следующего года? (75 лет). Это юбилейная дата и все люди нашей страны уже сейчас готовятся к этому великому празднику.

Но прежде, чем наступил День Победы, была длинная, кровопролитная война. Наши прадедушки и прабабушки потом и кровью, своей жизнью «ковали» для нас Победу, спасали нашу Родину от захватчиков. Мы живём благодаря им, и обязаны всегда об этом помнить, чтоб передать эту память следующим поколениям.

Сегодня наш разговор будет похож на перелистывание страниц большой книги, а так как мы с вами живём в век компьютерных технологий, то и книга наша будет не обычная, а видео-книга. И смотреть её мы будем на экране телевизора. (Занимайте места)

Называется наша книга «Поклонимся великим тем годам» (слайд 1)

Перелистывая страницы и слушая рассказы, попробуйте поставить себя на место тех, о ком сегодня поведём речь, задумайтесь, хватило бы у вас духа и мужества вынести то, что вынесли они.

1-я глава нашей книги «Вставай, страна огромная!»

(слайд 2)

- Ребята, всмотритесь повнимательнее в лица людей и представьте те чувства, которые они испытали, услышав объявление о начале войны. (Звучит фонограмма Ю. Левитана (объявление о начале войны)

–Ребята, а вы знаете, когда началась война? (Ответы детей)

– Это случилось летним воскресным утром 22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда все люди спали безмятежным сном. Мирную тишину разорвали взрывы бомб и снарядов.

(слайд 3)

Так началась Великая Отечественная война.

–Скажите, ребята, а почему войну назвали Великая Отечественная? Что обозначают эти слова? (Ответы детей): Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, а наша страна в то время была ещё больше и называлась Советский Союз. В её состав входили 15 республик, Россия в их числе. Таким образом, в войне участвовали десятки миллионов людей.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества.

(слайд 4)Фашистская Германия во главе с Гитлером давно мечтала захватить богатства нашей стран, (уголь, лес, нефть, заводы, а народ поработить: часть уничтожить, а другую - выселить за Урал, устроив для русских людей специальное поселение за колючей проволокой.

Враг разработал план нападения, который предполагал молниеносный разгром наших войск, захват крупных городов, в том числе главного города Москвы, а затем и всей страны.

(слайд 5) Огромные вражеские силы двинулись на нашу Родину. Фашисты уничтожали всё на своём пути, разрушали и жгли города и сёла, убивали людей, не жалея ни детей, ни стариков.

(слайд 6) Первые внезапные удары фашистской армии пришлось отражать военным: солдатам и офицерам советской армии. Они сражалась мужественно, упорно, держались до последнего человека, ежедневно проявляли чудеса героизма и стойкости.

Д/И: «Военные профессии»

- В пехоте служит (пехотинец)

- Танком управляет (танкист)

- С парашютом прыгает (десантник)

- Из пушки стреляет (артиллерист)

- На корабле плавает (моряк)

- На самолёте летает (летчик)

- Границу охраняет (пограничник)

- На подводной лодке служит (подводник)

(Воспитатель задает вопрос и показывает картинку, правильно ответивший ребёнок прикрепляет картинку на доску)

– У военных всех родов войск своя форма.

Д/И «Подбери и назови головной убор» (карточку с головным убором ставят в соответствие военному: пилотка, бескозырка, шлем танкиста, каска, шлем лётчика)

Молодцы, хорошо разбираетесь в военных профессиях.

(слайд 7) Несмотря на героизм наших военных в первые недели войны немецкие войска стремительно продвигались вглубь советской территории.

И тогда, на защиту своей Родины встал весь народ. Тысячи простых людей уходили на войну. Не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Всюду были развешены плакаты с призывами идти на фронт. Самый известный из них «Родина-мать» зовёт», женщина держит в руках текст военной присяги. Также поднимали боевой дух и песни того времени. (Вставай, страна огромная)

2-я глава нашей книги «От героев былых времен…» (слайд 8)

Не было семьи, которая не проводила на фронт мужа, сына, отца. Вдали от родного дома они героически сражались, совершали подвиги, чтобы защитить свою родину, своих родных и близких.

Ребята, а вы знаете, что такое подвиг? Как вы понимаете это слово?

Ответы детей: Это смелый, отважный поступок, героический поступок, совершенный во имя других.

– Да, ребята - это великий поступок, когда ради счастья других людей герои не жалеют собственной жизни.

– Как называют человека, совершившего подвиг?

Дети - Герои. (Давайте пройдём на ковёр т там поговорим о героях)

Игра (с мячом) «Герой, – какой он?»

Ход: Дети ловят мяч и бросают обратно, называя качества героя. (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)

В каждой семье есть свой герой. И в моей семье оба моих дедушки ушли на фронт. Один вернулся тяжело раненым, а второй погиб. Кто хочет рассказать нам сегодня о своём герое?

(рассказы 3-4 детей с показом фотографий)

Очень многих солдат войны уже нет в живых. Но мы будем о них помнить вечно и преклоняться перед их подвигами и стараться быть хоть немного похожими на них.

Прежде чем мы перейдем к следующей главе нашей книги, я предлагаю вам поиграть, проявить в игре свои лучшие качества: быстроту, ловкость, осторожность

Игра «Артиллеристы». (под музыку)

Оборудование: 2 обруча (корзины) для каждой команды, кегли (по 10 шт. для каждой команды). Ход игры: Команды должны встать плечом друг к другу, тем самым составив цепь. За отведенное время игроки должны передать по одной кегле (снаряд) с одного края команды в другой. Побеждает та команда, которая доставит больше снарядов за отведенное время в пункт назначения

3-я глава нашей книги «Города-герои» (слайд 9)

Но не только люди получали это высокое звание, этим званием были удостоены и целые города. 12 городам бывшего Советского Союза, оборона которых была упорной, и в битвах за которые фашисты несли огромные потери, присвоены звания «Город-герой.

Сегодня мы поведем разговор лишь об одном из них. Отгадайте, о каком.

Всюду в столице счастливые лица,

Только в России такая столица,

Всех городов и селений глава

Самый прекраснейший город (МОСКВА)

Слайд 10. Гитлеровцы все ближе и ближе подходили к Москве. Они хотели провести операцию «Тайфун». Так называют ураган огромной разрушительной силы. Но защитников Москвы не испугало количество немецко-фашистских войск.

Слайд 11.20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Это означало, что из столицы стали вывозить детей, стариков и женщин. А оставшиеся жители начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг Москвы.

Слайд 12-16. На высоких зданиях поставили зенитные орудия. В часы воздушных налетов москвичи занимали на крышах домов боевые посты

Дети, старики, женщины спускались в метро, которое стало надежным укрытием.

Чтобы город был неузнаваем для вражеских летчиков, его тщательно замаскировали

По ночам в небо поднимались аэростаты воздушного заграждения. Москва была надежно прикрыта от нападения с воздуха

Под Москвой завязались жаркие бои. Командовать армией было поручено талантливейшему полководцу Георгию Константиновичу Жукову. Бойцы сражались за каждый клочок земли, не уступая врагам

Слайд 17. В битве за Москву было совершено много подвигов-один из них подвиг лётчика младшего лейтенанта В. Талалихина. Когда вражеские самолеты приближались к Москве, Талалихин патрулировал небо вблизи Подольска, где и обнаружил вражеский бомбардировщик. Не раздумывая ни минуты, Виктор смело пошел на сближение и открыл огонь. Фашист не выдержал, он развернул самолет и полетел назад. Виктор прибавил газ и всей своей машиной ударил по вражескому самолету. Сильный толчок, треск двух ударившихся самолетов. Вражеский бомбардировщик, горящим факелом, прочертил по небу огненную дугу и, развалился на куски. Виктору Талалихину посмертно присвоено Звание Героя Советского Союза.

Слайд 18 Очень известен подвиг 28 бойцов дивизии генерала И. В. Панфилова. Уже стоят страшные зимние морозы, много снега – по колено. Разведка донесла, что у деревни Нелидова может прорваться враг. И генерал Панфилов отправляет взвод (а это 28 человек, чуть больше, чем детей у нас в группе) на защиту высоты. Командир взвода Василий Клочков дает команду бойцам окопаться и занять круговую оборону. И вот из – под горы появился вражеский танк, за ним еще один, третий, четвертый. Бойцы насчитали 20 танков и много-много автоматчиков. Наши бойцы решили подпустить врага ближе, чтобы стрелять наверняка. И открыли огонь! Автоматчики падали один за другим. Вот уже один танк горит, у второго снесло башню, у третьего пробит двигатель, а там еще и еще горят танки. И фашистские танки дрогнули, и повернули назад. Атака была отбита. Наступила тишина. Все радовались, бойцы подбили из 20 танков 12. Но, к сожалению, и наши бойцы понесли потери. Наступила ночь, а за ней хмурое морозное утро следующего дня. И опять появились танки. Один за другим они выползали из-под горы и шли на наших солдат. Танков насчитали около 30, а у наших солдат совсем мало боеприпасов. И вот танки совсем близко. Завязался ожесточенный, кровопролитный бой. И снова горят танки, но их так много. Во весь рост поднялся командир Василий Клочков, держа в руках связку гранат, обратился к своим бойцам: «Братцы, велика Россия, а отступать некуда: позади Москва», и бросился со своей связкой гранат под танк. Танк загорелся. Погиб Василий Клочков. Один за другим поднимались бойцы и бросались под танки с гранатами. Вражеские танки дрогнули и повернули назад. Атака захлебнулась. Таким образом, 28 человек задержали танки, шедшие на Москву. И в живых осталось только несколько человек. Всем бойцам было присвоено самое высокое звание – звание Героя.

Слайд 19

Несмотря на то, что Москва была окружена, велись непрерывные бои, командование приняло решение провести 7 ноября парад на Красной площади. Ровным строем промаршировали бойцы по площади, среди них курсанты военных училищ, совсем юные мальчишки. С парада они сразу уходили на защиту Москвы, совершали подвиги, отдавали свои жизни.

Слайд 20. 5 декабря 1941 года после 5-ти месяцев отступления и оборонительных боев Красная армия, которую враг объявил уже разгромленной, перешла в наступление. Враг был отброшен далеко от Москвы. Впервые фашистские захватчики потерпели поражение. Это была первая победа наших войск в ВОВ.

Поражение немцев под Москвой подняло дух советского народа и оказало решающее влияние на ход Великой Отечественной войны.

Командующему фронтом Г. Жукову удалось собрать все силы и начать наступление.

Теперь этот день ежегодно отмечают в нашей стране, как День воинской славы.

За эту битву в 1965 году Москве было присвоено звание город-герой.

Слайд 21-22

Страна помнит своих героев, их подвиги отражены в монументах и памятниках, которых в Москве очень много.

В благодарность и в память о погибших в войне, в Москве на Поклонной горе был построен Парк Победы.

В честь всех воинов погибших в боях в Москве, в Александровском саду, у Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь

На Красной площади стоит памятник этому великому человеку

Во время войны было придумано много пословиц и поговорок

Герой никогда не умрет – он вечно живет.

Мы будем ещё много говорить о войне, о городах-героях на других занятиях.

А сейчас давайте подойдем к карте и отметим города-герои звёздочкой.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Поездка в Москву» Тема «Поездка в Москву» Беседа Программное содержание Расширять представления детей о Москве – главном городе столице России – ее исторических.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Сталинградская битва» 2 февраля. День воинской славы России — Победа в Сталинградской битве Цель: расширить знания детей об истории города-героя Волгограда-Сталинграда.

Фото зарисовка «Путешествие на поезде из Златоуста в Москву»Фото зарисовка «Путешествие на поезде из Златоуста в Москву» Здравствуйте, друзья, коллеги и все, все, все! Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие на поезде № 391 «Челябинск – Москва». Так сложилась.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Сталинградская битва» .

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Новый год пришел в МосквуНовый год пришел в Москву В эти Новогодние дни Москву не узнать. Прогулка по вечернему городу доставила мне большое удовольствие (не смотря, что на улице было очень.

Паломническая экскурсия в Сергиев Посад и Москву  (фоторепортаж)Паломническая экскурсия в Сергиев Посад и Москву  (фоторепортаж) Эта экскурсия осуществилась в конце июля 2015года, в последнюю субботу. Давно я вынашивала мечту посетить Москву и попасть в гости к Матронушке.

Свадебное путешествие в Москву (часть 2) фоторепортажСвадебное путешествие в Москву (часть 2) фоторепортаж Как и обещала, вторая часть нашего путешествия в Москву. Но сначала хочется сказать немного слов о моих первых впечатлениях об этом городе.

Свадебное путешествие в Москву (фоторепортаж) часть 1Свадебное путешествие в Москву (фоторепортаж) часть 1 Для меня это лето началось прежде всего с отпуска. После выпускного и итогового педсовета сразу же в отпуск! И вот 8 июля! ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Битва за Москву»
Опубликовано: 23 октября 2020 в 10:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД