Анджела Рахматулина
Конспект НОД «Что мы знаем о перелетных птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
Возрастная группа: подготовительная.
Тема НОД: «Что мы знаем о перелетных птицах»
Образовательные области: -«Коммуникация», «Познание» «Здоровье», «Социализация».
Публикация «Конспект НОД „Что мы знаем о перелетных птицах?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Цели: развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи; обучение составлению описательного рассказа.
Задачи:
Образовательные задачи:
-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»; расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
- развитие навыка словообразования;
- упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений;
- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.
Коррекционные задачи:
Развивать мышление, речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
Активизировать употребление в речи детей существительных, сложных прилагательных, глаголов.
- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);
- закреплять правильное произношение поставленных звуков.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Словарь: соловей, ласточка, аист, скворец, грач, кукушка, стая, перья, гнездо, скворчата, аистята, грачата, кукушата; перелетные, насекомоядные, пернатые, длинноногий, длинношеий, быстрокрылая, длиннохвостая; высиживают яйца, вьют гнезда, гнездятся, щебечут.
Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: М. Пришвин «Журка», «Утка с утятами», «Подкидыш», дидактические игры «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Верно- неверно».
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.
Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Оборудование: картинки с изображением птиц, дерево с гнездом, разрезные картинки с изображением птиц.
Демонстрационный материал: слайды, картины с изображением птиц.
Раздаточный материал: Карточки с изображенными птицами и способами их перелета.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц и читает стихотворение:
Осенью птицы на юг улетают,
Ну, а весной снова к нам прилетают.
Иволга, стриж, скворец, воробей,
Ну-ка, ребята их вспомним скорей.
– Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите перелетных птиц, которых вы знаете?
Давайте посмотрим фильм о жизни птиц, о их повадках, внешнем виде, питании, способах защиты и маскировки.
Показ презентации «Перелетные птицы»
2. Основная часть
– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.
-Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, трясогузки, дрозды, жаворонки, скворцы.
-Когда замерзают водоёмы, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди.
- Давайте поиграем с вами в игру «Интервью у пернатых», я буду журналистом, а вы будете птицами, которые уже не раз перелетали в теплые края, и будете отвечать на мои вопросы:
- Какую пользу вы, перелетные птицы, приносите?
- Чем вы перелетные птицы питаетесь?
- Вьете ли вы гнезда осенью?
- Если птицы едят насекомых, значит они какие?
- Какая птица не хочет заботиться о своих птенцах и подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?
-Если птицы питаются мышами и другими грызунами, значит они какие?
(ответы детей)
Молодцы, я думаю ваши знания помогут нашим пернатым друзьям. Сейчас я проверю что вы еще знаете о птицах. Поиграем в речевую игру:
Игра «У кого какое тело?».
– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
– Молодцы, ребята, правильно отвечали, теперь давайте немного отдохнем
Физкультминутка «Скворечник»
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат.
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
Работа с пословицами.
– Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.
1. Всякая птичка свои песенки поет.
2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.
3. Невелика птичка, да коготок остер.
4. Всякая птица тепло ищет.
5. Всякая птичка сети боится.
– Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети произносят пословицы хором.)
Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые».
– Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.
В ходе игры нужно проговаривать названия групп и животных, обсуждать, правильно ли получилась группа. Воспитатель обращает внимание на ошибки, поощряет за правильные ответы и высказывания.
- Вчера я долго гуляла по парку и нашла там несколько перьев, наверное птицы обронили их, когда готовились к отлету, помогите разобраться чьи это перья:
- Перья утки – утиные
- Перья голубя- …
- Перья лебедя - …
- Перья журавля - …
- Перья ласточки - …
- Перья гуся - ….
- Все правильно ответили, все то вы знаете. Но у меня есть для вас еще задания – расскажите как улетают птицы. На столе лежат карточки, слушайте внимательно и выбирайте ту карточку, которая соответствует ответу на задание. Будьте внимательны.
Журавли улетают как? (клином)
Кукушки улетают как (поодиночке)
Лебеди, утки, гуси летят как? (рядом друг с другом, вереницей)
Ласточки, скворцы и другие мелкие птицы улетают как? (стаей)
- Как вы думаете, сталкиваются ли птицы в пути с трудностями? Какими?
(ответы детей)
Перелетные птицы улетают, а вот зимующие остаются и наша задача, помочь им пережить зиму – поэтому нам надо изготовить кормушки, для подкормки птиц и развесить их на участке. Давайте дружно все вместе позовем птиц, чтобы они к нам прилетали и нас не боялись:
Эй, зимующие птицы,
Вы не бойтесь зимовать,
Если вы к нам прилетите,
Мы вам будем помогать.
3. Итог занятия
– Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, много узнали, проявили старание при выполнении работы. Птицы наши братья меньшие и мы должны их защищать, беречь и охранять.