Папки-передвижки

Конспект НОД «Деревья в зимней природе» в старшей группе

Евгения Таныгина
Конспект НОД «Деревья в зимней природе» в старшей группе

Деревья в зимней природе

Цель: расширение представлений детей о деревьях в зимнее время года.

Задачи:

Образовательные: закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» деревьях, о принадлежности деревьев к той или иной разновидности леса; научить детей определять возраст деревьев; формировать представления детей о приспособлении деревьев к зимним условиям.

Публикация «Конспект НОД „Деревья в зимней природе“ в старшей группе» размещена в разделах

Развивающие: активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные; развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать связную речь у детей.

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому.

Образовательные области.

Приоритетная: познавательное развитие.

В интеграции: речевое, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.

Методы и приемы, используемые в НОД: словесные, наглядные, практические, методы повышения эмоциональной активности, игровые.

Предварительная работа с детьми:

Загадки на тему «Деревья»;

Чтение художественной литературы: А. Пушкин «Зимний вечер»;

Экскурсия в «Уголок леса»;

Дидактические игры: «Времена года», «Угадай по описанию», «Назови и опиши»;

Беседа с детьми «Старичок-Лесовичок», «Животные нашего региона».

С родителями:

Изготовление зимних макетов, поделок из природного материала;

Рисование примет, связанных с деревьями;

Подбор художественной литературы в книжный уголок по теме «Деревья»;

Консультация на тему: «Как сделать зимнюю прогулку интересной».

Оборудование для педагога: мольберт с иллюстрацией «Зимушка-зима».

«Старичок-Лесовичок»- игрушка, для сопровождения детей; изображение лиственного и хвойного леса.

Оборудование для детей: картинки для каждого ребёнка с деревом нашего региона;спилы деревьев; лупы; рисунок с приметой; макеты зимнего леса; схема для описательного рассказа; фигурки диких животных для макета.

Содержание.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Посмотрите, какой – то ещё странный гость пришёл. Как вы думаете, откуда он? Как его зовут?

Дети: Из леса. Старичок-Лесовичок.

Воспитатель: А вы знаете кто такой Старичок-Лесовичок?

Дети: Да, старичок-лесовичок, который живет в лесу, он следит за порядком, охраняет лесных жителей, ухаживает за растениями.

Воспитатель: Правильно. Ребята, Лесовичку интересно узнать, что вы знаете о его доме и любите ли вы лес. Я предлагаю Вам отправиться в зимний лес. Давайте закроем глаза. Покружились, покружились, в зимнем лесу очутились.

Воспитатель: Давайте присядем на пенёчки. Ребята, а что такое лес?

Дети: Лес – это дом для мхов и трав, грибов, деревьев, животных, птиц и насекомых.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие животные обитают в лесу нашего региона?

Дети: Медведь, заяц, лиса, волк, белка, кабан, соболь.

Воспитатель: Вы перечислили животных леса. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто главные обитатели леса, без чего не будет леса?

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Дети: Дерево.

Воспитатель: Правильно. Деревья ребята высокие, они служат укрытием, домом и для некоторых животных, пищей. Ребята, а чем одни деревья отличаются от других?

Дети: На одних деревьях листья на других хвоя.

Воспитатель: Как называются деревья, на которых листья?

Дети: Деревья, на которых растут листья лиственные.

Воспитатель: А деревья, на которых хвоя?

Дети: Деревья, на которых хвоя хвойные.

Воспитатель: А если в лесу только одни хвойные деревья, как будет называться лес?

Дети: Лес будет называться хвойным.

Воспитатель: А если только лиственные?

Дети: Лес будет называться лиственным.

Воспитатель: А если деревья будут в лесу хвойные и лиственные?

Дети: Лес будет смешанным.

Воспитатель: Правильно. Давайте прогуляемся по зимнему лесу, посмотрим какие сюрпризы приготовил нам Лесовичок.

Дети: Пойдём.

Воспитатель: Посмотрите перед нами деревья, давайте назовём их и попробуем рассказать о них, в помощь вам схема.

1 Ребёнок: У меня берёза, это лиственное дерево. Её можно встретить и в лесу, и в поле и в парке. Берёза стройное невысокое дерево, ствол белого цвета с чёрными чёрточками, через которые берёза дышит. Листья имеют форму ромба. А ещё у берёзы есть серёжки с семенами и полезный берёзовый сок.

2 Ребёнок. Осина. Это лиственное дерево, которое растёт в лесу. Высокое стройное дерево. У неё круглые маленькие листочки, при малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. Её называют подружкой берёзы, у неё тоже есть серёжки, в которых находятся семена.

3 Ребёнок. Сосна – хвойное дерево, которое растёт в лесу. Это очень высокое дерево, снизу нет веток. У сосны длинные и узкие хвоинки, иголочки и округлые шишки. Сосна круглый год остаётся зелёной.

4 Ребёнок. У меня ель. Это хвойное дерево, растёт и в лесу и в городе. Ель высокое могучее дерево. Она зимой и летом одним цветом, приходит к нам на Новый год. Хвоя у ели короткая, а шишки длинные. Ветви смотрят вниз.

5 Ребёнок. Тополь. Относится к лиственным деревьям. Высокое стройное дерево, с красивыми листочками. Тополя чаще всего сажают в городах, потому что они хорошо очищают воздух от пыли.

Воспитатель: А ты знаешь, что такое тополиная вьюга?

5 Ребёнок. В конце мая на дереве созревают коробочки с семенами. Они лопаются, и тополиная метель заметает город.

6 Ребёнок. Рябина. Это лиственное дерево. Растёт как в лесу, так и в городе. Рябина стройная высокая с красивыми перистыми листочками, которые отличны от листьев других деревьев. Рябину легко узнать осенью по ягодам.

7 Ребёнок. Кедровая сосна или сибирский кедр – вечно зелёное хвойное дерево, с мощным стволом. С него собирают кедровые орешки. Высокое мощное дерево. Хвоя длинная, мягкая.

8. Ребёнок. Лиственница. Относится к хвойным деревьям. Высокое дерево. У неё тоже есть шишки и иголки, как у ели, только мелкие и мягкие.

Воспитатель: Если это хвойное дерево, почему оно называется «лиственница»?

8 Ребёнок: Потому что лиственница сбрасывает хвою на зимний период, как и лиственные деревья листья.

Воспитатель: А теперь поместите каждое дерево в свой лес. лес (на доске).

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Ребята, посмотрите, ещё один сюрприз от Лесовичка. Как вы думаете, что это?

Дети: Это деревья.

Воспитатель: Это спилы настоящих деревьев. Подержите их в руках, понюхайте, попробуйте определить название.

По какой части дерева нам можно определить, что это за дерево?

Дети: по коре.

Воспитатель: А ещё ребята мы можем узнать, сколько лет дереву. Посмотрите сколько на спиле дерева колец эти кольца, и определяют возраст дерева.

Дети: Мы можем посчитать кольца.

Воспитатель: Правильно, возьмите увеличительные стёкла и посчитайте кольца.

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, Лесовичок принёс нам шишки из леса, давайте определим, к какому дереву каждая шишка относится.

1 Группа детей: Наши шишки от ели.

2 Группа детей: Наши шишки от лиственницы.

3 Группа детей: Наши шишки от сосны.

4 Группа детей: Наши шишки от кедровой сосны.

Воспитатель: Ребята, как вы знаете, когда заканчивают осыпаться последние разноцветные листья и окутывают землю своим пестрым ковром, а серые дождевые капли уступают место зябкому холоду и первым искрящимся снежинкам, в свои права вступает зима. Она царствует целых три месяца:

Какой первый месяц?

Дети: Декабрь.

Воспитатель: Да, робкий морозный декабрь. Какой второй месяц?

Дети: Январь.

Воспитатель: Да, снежный и праздничный январь. Какой третий месяц?

Дети: Февраль.

Воспитатель: И, конечно, знаменитый своими суровыми холодами февраль. Зимой природа сладко спит, укутанная снежным покрывалом и успокоенная нестройным, но мелодичным напевом вьюги.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем, узнать какая зима будет?

Дети: Прогноз погоды мы можем посмотреть по телевизору, прослушать по радио, узнать через интернет.

Воспитатель: Правильно, через прогноз погоды, мы можем предположить, какая будет зима. Но раньше пока человек не изобрёл телевизор и интернет, что помогало ему определить прогноз погоды?

Дети: Приметы.

Воспитатель: Вы дома с родителями рисовали приметы, связанные с деревьями. Поделитесь друг с другом своими приметами.

1 Ребёнок: Мы нарисовали с мамой такую примету: Листья осенью долго не опадают с деревьев к суровой зиме.

Воспитатель: Что означает суровая зима?

1 Ребёнок: Морозная зима.

2 Ребёнок: Мы нарисовали примету: выпадение снега до опадения всех листьев предвещает лютую зиму.

Воспитатель: Хорошо.

3 Ребёнок: Пушистый иней на деревьях – будет солнечный день.

4 Ребёнок: Ворона сидит утром на верхушке дерева и каркает – к вьюге.

5 Ребёнок: Если снег начинает липнуть к деревьям, то надо ждать тепла.

6 Ребёнок: Когда вороны собираются стаями на нижних ветках – быть сильному ветру.

7 Ребёнок: Урожай ягод рябины – холод зимой.

8 Ребёнок: Если берёза начинает желтеть снизу, то зима будет поздней.

Воспитатель: Здорово. Какие вы молодцы. Настя, а что происходит с деревьями зимой?

Настя: Деревья зимой засыпают, отдыхают и набираются сил.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня были?

Дети: В зимнем лесу.

Воспитатель: Что мы там делали?

Дети: Рассказывали о деревьях нашего региона. Определяли названия леса по произрастанию в нем деревьев. Узнали, что возраст деревьев можно определить по кольцам на спиле дерева. Вспомнили природные приметы, по которым люди определяют признаки и явления зимы.

Воспитатель: Наше время пребывания в зимнем лесу подошло к концу, пора возвращаться в группу. Покружились, покружились, обратно в группу возвратились.

Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё одно чудо. Два зимних леса. Как вы думаете, какие?

Дети: Один лес лиственный, другой хвойный.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какой лес может погибнуть?

Дети: Погибнуть может лиственный лес, у него не укрыты корни снегом.

Воспитатель: Хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму. В таком лесу ветра меньше, а снега больше.

Воспитатель: А как мы можем помочь лиственным деревьям?

Дети: Мы можем укрыть корни деревьев снегом.

Воспитатель: Давайте поможем лесу (дети укрывают корни деревьев).

Воспитатель: Молодцы. А вы заметили, что Лесовичок вернулся с нами из леса? Он хочет пока пожить у нас, а чтобы ему не было скучно мы населим наш лес животными и птицами.

Создание макета зимнего леса.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Весна. Изменения в природе» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: "Весна. Изменения в природе" Цель:.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья»Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья» Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе. Тема: «Лес. Такие разные деревья». Задачи: Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе. Тема: «Осенние деревья»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе. Тема: «Осенние деревья» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе. Тема: «Осенние деревья» Составила: Воспитатель Морозова.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Деревья» Лексическая тема : Деревья и кусты Цель: Развитие речи. Обучение описательному рассказыванию. Задачи: 1. Корекционно-образовательные: Закрепить.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Деревья»Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Деревья» Цель: учить детей создавать образы разных деревьев и составлять из них композицию/ Образовательные задачи: - закреплять знания о том,.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Деревья в нашем парке»Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Деревья в нашем парке» Программное содержание. Закрепить умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности его строения. Развивать технические.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» ВидеоКонспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию "Труд людей в природе. Сажаем деревья".

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «В гости к матушке-природе»Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «В гости к матушке-природе» Конспект НОД с элементами совместной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «В гости к матушке - природе» Цель:.

Конспект НОД в старшей группе «Будь природе другом» Конспект НОД в старшей группе по теме «Будь природе другом» Цель: формировать у детей элементы экологической культуры, способствовать осознанию.

Конспект НОД в старшей логопедической группе «Деревья» Программные задачи: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Деревья в зимней природе» в старшей группе
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 13:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД