Киселева Софья Георгиевна
Конспект НОД для детей 4–5 лет с элементами сюжетно-ролевой игры «Наша Родина — Приморский край!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность для детей
разновозрастной группы (4-5 лет) с элементами сюжетно-ролевой игры.
Тема: «НАША РОДИНА – ПРИМОРСКИЙ КРАЙ!»
Подготовила: воспитатель Киселева С. Г.
Образовательная область: «Познание»
Цели:
Публикация «Конспект НОД для детей 4–5 лет с элементами сюжетно-ролевой игры „Наша Родина — Приморский край!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Приморский край
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
1. Углубить и закрепить знания детей о расположении и природе Приморского края.
2. Закрепить знания о символах Приморского края.
3. Дать представление о красоте и богатстве Приморского края, как места, в котором мы живем.
4. Познакомить с красивыми легендами края.
5. Развивать интерес к изучению уникальных мест родного края, района и села.
6. Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цели:
1. Упражнять детей в правильном и точном произношении слов.
2. Следить, чтобы дети при опросе, старались давать полный ответ.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Цели:
1. Проявлять самоконтроль и самооценку при выполнении упражнений с препятствиями.
2. Закрепить умение точно выполнять команды воспитателя.
Оборудование:
1. Презентация. Содержание презентации: изображение карты - России, Дальнего Востока и Приморского края, флаг, герб. Природа Приморья – скалы, горы, равнины, леса, берег моря. Изображения животных и растений: тигр, олень, женьшень, лиана винограда «кишмиш», лиана лимонника, цветущий багульник, лотос).
2. Декорация озера, мусор (бутылки пластмассовые, бумага, 2 мусорных пакета.
3. Дары: шишка кедровая, сухая лиана лимонника, корень женьшень или имбирь (замотаны в гофрированную бумагу); лотосы из цветной бумаги.
4. Спортивный инвентарь: дуги 3 шт., вырезанные из картона круги (кочки) 10шт.
Предварительная работа:
1. Знакомство с красной книгой Приморского края. Изучение диких животных, птиц и растений Приморского края и Дальнего Востока.
2. Изучение геральдики Российской федерации и Приморского края.
3. Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные, птицы и растения».
4. Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные», «Птицы средней полосы», «Деревья», «Растения Дальнего Востока».
5. Рассматривание иллюстраций и показ презентаций по темам: «природа Приморского края». «Редкие растения». «Дикие животные разных стран». «Забота человека о диких животных». «Зоопарк». «Животные и птицы Приморского края».
6. Подготовка к созданию собственного фильма «Легенда о лотосе». Помощь воспитанников при изготовлении декораций к фильму. Заучивание текста ролей действующих персонажей.
Содержание организованной деятельности детей.
Дети, вместе с воспитателем, под музыку («Родина моя» дет. хор Непоседы) входят в музыкальный зал и садятся на стульчики, расставленные с двух сторон, около проектора. На проекторе демонстрируются, друг за другом, планета Земля, карта России, Дальнего востока, Приморского края.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. К нам приехали гости! Давайте их поприветствуем! И покажем, как мы проводим время вместе.
Слайд № 2: демонстрируется на экране проектора планета Земля.
Воспитатель: А теперь обратите внимание на экран. Что вы видите?
Дети отвечают: Это планета Земля.
Воспитатель: Правильно, это наш большой дом. Сколько здесь разных стран!
Слайд № 3: земной шар с картой России.
Воспитатель: Но самая таинственная и удивительная страна, это наша Родина! Как она называется?
Дети отвечают: Россия.
Воспитатель: Правильно ребята. Посмотрите, какая она большая и необъятная.
Слайд № 4: карта России
А теперь посмотрите на карту России (показываем, где расположен Дальний восток на карте, это Дальний восток. Как вы думаете, почему он так называется?
Дети отвечают: Из-за расположения, далеко находится.
Слайд № 5: карта Приморского края.
Воспитатель: А на юге Дальнего Востока, на самом берегу Японского моря, расположился Приморский край - земля, где нам выпало счастье родиться (показываем расположение Приморского края).
Воспитатель: А где мы живем?
Слайд № 6: фотография села Новосысоевки.
Дети: Мы живем в селе Новосысоевка, Яковлевский район, Приморский край.
Слайд № 7: демонстрируется герб и флаг Приморья.
Воспитатель: Ребята, а теперь, что мы видим?
Дети: Герб и флаг Приморского края.
Воспитатель: Верно ребята, давайте расскажем, что символизируют цвета на наших символах.
- В гербе мы видим Андреевский синий крест, он символизируют край, как военно-укрепленную крепость России на Дальнем Востоке.
1ый ребенок: Синий цвет креста – цвет моря, зеленый – цвет тайги, изобилия и надежды.
2ой ребенок: Золотой уссурийский тигр – символ уникальной природы края, могущества, богатства и справедливости.
3ий ребенок: На флаге Красный цвет – символ храбрости, мужества, подвига местных жителей.
4ый ребенок: Голубой – символизирует честность, верность идеалам, цвет моря.
5ый ребенок: Белая разделяющая полоса – единство Приморского края и России.
Слайд № 8: демонстрируется на экране проектора фотографии природы Приморского края.
Воспитатель: Наш край уникален. А знаете почему? Давайте я вас познакомлю с легендой о Приморском крае. Господь во время сотворения мира позабыл про край наш Приморский. И вспомнил о нем только на седьмой день. Тогда он собрал все, что у него осталось, и бросил на Уссурийский край, так раньше называлось Приморье.
Слайд № 9: природа Приморского края.
Воспитатель: И действительно, многолики ландшафты нашего края. Есть скалистые вершины, каменистые склоны. Горные речки, водопады и спокойные равнинные потоки. Есть каменные побережья и песчаные пляжи. Степи и непроходимые леса.
А теперь дети, расскажите, пожалуйста, какими животными и растениями славится наша тайга.
Демонстрируется на экране проектора фотографии тигра, оленя, женьшень, лиана винограда «кишмиш», лиана лимонника, цветущий багульник, лотос.
Слайд № 10: тигр, олень.
1ый ребенок: в кедровых лесах живет хозяин тайги уссурийский тигр и благородный пятнистый олень.
Слайд № 11: женьшень.
2ой ребенок: под кедрами, глубоко в земле, живет «женьшень» - золотой корень. Источник силы и здоровья.
Слайд № 12: кишмиш и лимонник.
3ий ребенок: в таёжных лесах, обвивая кедры и ели, растёт виноград кишмиш и лимонник - лиана здоровья и силы.
Слайд № 13: багульник.
4ый ребенок: багульник - красота неописуемая, когда цветет весной. Отличное лекарственное растение.
Слайд № 14: тайга, берег озера.
Воспитатель: Все верно вы рассказали. Сегодня, я хотела бы вас познакомить с уникальным озером. Озеро Ханка – самое большое пресное озеро не только в Приморском крае, но и на всем Дальнем Востоке. Давайте отправимся к нему и сделаем на берегу привал…
Дети поднимаются со стульев и делают круг по залу под музыку «Вместе весело шагать», встают полукругом около зоны с дугам. К ним выходит сказочный персонаж – Царица тайги и преподносит сундук с лесными дарами, ставит его на пол.
Царица тайги: Здравствуйте ребята, я Царица Уссурийской тайги, хранительница лесных даров. Живу здесь. И мне очень понравилось, что вы рассказывали о нашем доме. Действительно, край наш богат и могуч и что бы вы об этом не забывали, я принесла дары приморские.
Дети с Царицей Тайги открывают сундук, но он пуст, кто - то украл дары. На дне лежит записка.
Царица: Куда же все пропало. Погодите здесь записка: «Дары спрятаны в лесу. Если все испытания с честью пройдете, то все дары назад вы вернете. Д. Л.».
- Какой-то неизвестный Д. Л. спрятал их в потайных местах по всему лесу. И что бы их найти надо, преодолеть препятствия. Дары надо обязательно найти, а то тайга наша Уссурийская тайга опустеет (берется за голову, горюет).
Воспитатель: Ну что же ребята, надо спасать наш лес, отправляемся в путь.
Царица: А я пойду, поспрашиваю у зверей и птиц. Может они что видели. Удачи вам, ребята! (уходит).
Дети под музыку «Вместе весело шагать» с воспитателем делают круг по залу, выстраиваются около дуг «поваленных деревьев».
1. Первое испытание: «На пути поваленные деревья!»
- Нам преградили путь поваленные деревья. Надо проползти под ними».
Дети пролезают поочередно на корточках, под тремя дугами, не касаясь спиной - верхнего края дуги (3 дуги стоят на расстоянии 50 см одна от другой на одной линии). Когда испытания пройдут все, дети находят первый дар (кедровую шишку, замотанный в листья.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы дружно и быстро прошли испытание. И освободили первый наш дар - кедровую шишку.
Слайд № 15: шишки, кедр.
Она пахнет смолой. Орешки ее очень вкусны, сытны и полезны. А какие жители тайги, могут ей полакомиться?
Дети: белки, бурундуки и даже медведи.
Воспитатель: Давайте положим ее в сундук и отправимся дальше.
Дети под музыку «Вместе весело шагать» с воспитателем делают круг по залу, выстраиваются около «болотных кочек»
2. Второе испытание: «Преодолей болото дремучее».
- Детки, впереди болото дремучее. Не хочет нас загадочный Д. Р дальше пускать. Усложняет наш путь. Но мы просто так не остановимся, давайте перейдем это страшное болото по кочкам. Будьте осторожны, в трясину не попадите!
Дети поочередно перепрыгивают с кочки на кочку - вырезанным кругам из картона. Находят дар – лиана лимонника.
Слайд № 16: лиана лимонника с ягодами.
Воспитатель: Мы нашли лиану лимонника! А вы знаете, почему это растение называют лимонником? Лиана совершенно не похожа внешне на лимон, но если, ее понюхать, то можно ощутить приятный запах лимона. Из листьев и коры заваривают чай, ягоды используют для джемов и прохладительных напитков. Мы преодолели второе препятствие, но надо двигаться дальше.
Дети под музыку «Вместе весело шагать» с воспитателем делают круг по залу, встают полукругом и делятся на пары.
3. «Упражнения парами».
Воспитатель: Мне кажется, следующий дар должен быть на этой полянке. Но здесь все заросло кустарниками непроходимыми. Туман все опутал. Как будто кто-то нас нарочно хочет отсюда увести. Но я знаю, что наша дружба должна рассеять все чары. Давайте разделимся на пары, повернемся лицом друг к другу, возьмемся за руки. И представим, что мы с вами необычные вентиляторы - для разгона туманов на болотах.
1. «Вентилятор». Держась за руки, в зеркальном повторении, выносим вперед правую, затем левую руку (6 раз).
- Покрутили наши вентиляторы вперед, поменяли направление.
2. «Наклоны». И. п. – лицом друг к другу, взявшись за руки. 1 - наклонились вправо, 2 – выпрямились, 3 – наклонились влево, 4 – исходное положение (6 раз).
- Выполняем наклоны, взявшись за руки, начиная справа.
Воспитатель: Молодцы, туман почти рассеялся, запустим насосы.
3. Упражнения «Насосы». И. п. – лицом друг к другу, взявшись за руки. 1 – делаем вдох через нос, 2 – приседаем и делаем выдох, через рот со звуком «ш-ш-ш». 3- возвращаемся в исходное положение, повторяем 5-6 раз.
В конце упражнения дети говорят друг другу: «ты мой друг и я твой друг, мы с тобой друзья» и обнимаются.
Слайд № 17: растение с ягодами и корень женьшень.
Воспитатель: Какие вы дружные ребята, разогнали весь туман, и нашли самый важный дар. Это целебный корень женьшень – корень дающий людям силу и здоровье.
Звучит штормовой звук волн.
Воспитатель: Но что я слышу, это звук волн, но как то они беспокойно бьются. Давайте посмотрим, что же там такое?
Дети под музыку «Вместе весело шагать» с воспитателем делают круг по залу, встают полукругом около озера.
Слайд № 18: демонстрируется о. Ханка
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы так увлеклись, что не заметили, как добрались до озера. Как оно называется?
Дети: озеро Ханка.
Воспитатель: Верно ребята. Давайте сядем на берег. Я бы хотела уточнить дети, что особенностью озера являются не только его размеры, но и глубина. Озеро Ханка очень мелкое, соответственно, оно хорошо прогревается весной и летом. И поэтому в его водах водится огромное количество рыб, моллюсков. На берегах произрастает большое количество краснокнижных растений. Гнездится большинство видов птиц Дальнего Востока. Из-за такого количества пернатых в старину озеро называли «Море птичьих перьев».
Озеро Ханка очень древнее и, естественно о нем ходят легенды. Самая красивая легенда - о прекрасном лотосе, который растет здесь.
Слайд № 19: изображение героев легенды о лотосе.
- И сейчас, наши воспитанники познакомят вас, и наших гостей с этой легендой. Давайте обратим свое внимание на экран.
На экране проектора демонстрируется фильм «Легенда рождения лотоса». Фильм озвучивается детьми.
Взрослый: В основе легенды рождения лотоса, лежит история любви, красивого юноши Энтоя, ветреной красавицы Эйны и Лоты, безответно влюбленной в Энтоя.
1ый ребенок: Однажды красавица Эйна потребовала от Энтоя подарок, которого никто во всем свете не видел. И если он его принесет, то она станет его женой. Долго путешествовал Энтой в поисках подарка, но так ничего и не нашел.
2ой ребенок: А дома Энтоя ждала другая девушка Лота, которая любила его всем сердцем. Увидев, что он вернулся с пустыми руками, она бросилась в озера и стала красивым розовым цветком.
3ий ребенок: Этот цветок подарил Энтой своей возлюбленной. Увидев такую красоту, Эйна полюбила его всей душой. Они жили долго и счастливо, а цветок все время цвел и не увядал. Радовался их счастью.
Взрослый: С тех пор на озере каждый год расцветают прекрасные розовые цветы, которые назвали, в честь Лоты - лотосы.
Воспитатель: Какую красивую легенду мы узнали. Эти цветы занесены в красную книгу. Давайте их рассмотрим.
Дети поднимаются и рассматривают берег.
- Ребята, лотосов нигде не видно (оглядывается по сторонам, разводит руками, зато весь берег усеян мусором (бумаги и бутылки). А разве можно оставлять мусор на природе?
Слайд № 20: правила поведения на природе.
- Что мы должны всегда помнить.
Дети хором повторяют:
Костер в лесу не разжигай,
Сор за собой не оставляй
Травинки, ветки не ломай,
Зверей и птиц оберегай.
Воспитатель: Бумагу природа может переработать со временем, а бутылки и пакеты, ни как не исчезнут. Давайте сделаем доброе дело и все уберем, ведь нельзя оставлять после себя мусор. Может и озеро успокоится и лотосы появятся.
После того как дети убрали мусор к ним выходит Царица тайги с лотосами и угощением.
Дети встают перед зрителями полукругом.
Царица: Ребята, я встретила самого Духа леса. Он вас похвалил, оказывается, это он сам скрыл свои дары от людей. Т. к. люди обидели его, своим неуважением. Мусор везде разбросали. Но он наблюдал за вами, и понял, что вы достойны даров. А наш край останется самым богатым и красивым, благодаря вам. Дух леса вернул последний дар – лотосы и небольшой гостинец.
Слайд № 21: озеро с лотосами.
Воспитатель: Мы справились, ура. Благодаря нашей дружбе, что мы ребята спасли?
Дети перечисляют: Дары нашего края.
Воспитатель: Давайте их, перечислим?
Дети: Лотосы, женьшень, кедровая шишка, лимонник.
Воспитатель: Молодцы, вы все точно перечислили. Давайте еще раз скажем, как наш край называется?
Дети: Наш край называется - Приморский.
Воспитатель: Приморский край – это наша малая Родина. А сейчас давайте спаем песню о нашей Родине.
Дети исполняют песню «Широко колышется сочная трава,
Песенку о родине сочиняю я…»
Слайд № 22: природа Приморья
После исполнения песни дети и воспитатель под музыку «Родина моя» уходят из зала…