Конспект НОД для детей подготовительной группы «Как человек улучшал своё жилище»

Татьяна Демидова
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Как человек улучшал своё жилище»

Предварительная работа.

1. Посещение мини-музея по краеведению детского сада,.

2. Чтение художественной литературы, рассматривание книг.

3. Классификация картинок, объединяя их в группу «инструменты», «профессии», «жилье».

4. Сообщение детям энциклопедических сведений об эволюции жилья человека.

5. Экскурсии в библиотеку и музыкальную школу.

6. Цикл занятий и бесед об усовершенствовании жилья человека.

7. Первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий.

8. Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов.

9. Занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

10. Работа специалистов по данной теме.

11. Изготовление макетов жилья разных народов.

12. Дидактические и словесные игры.

13. Словарно-логические упражнения.

14. Для активизации словаря; узнавание и называние предметов, выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление сходства и различия, активизация прилагательных.

Программное содержание

1. Обогатить опыт детей знаниями и сведениями о жилье человека. Развивать понятие об эволюции жилища человека от древнего мира до сегодняшних дней. Научить делать сравнение и анализ, видеть связь между явлениями, развивать любознательность.

2. Углубить знаний детей об истории жилища. Научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище. Вызвать интерес к истории возникновения жилища. Активизировать познавательную деятельность.

3. Помочь детям раскрыть удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда.

4. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях. Учить группировать, объединять профессии по общему признаку.

5. Продолжать формировать связную разговорную речь, рассказывая о жилье. Пополнять лексику многообразием слов. Обогатить словарный загас определениями, прилагательными.

Пассивный словарь: рубленная, традиционный, посиделки, индивидуальный, фундамент на сваях, комфортабельный.

Активный словарь: деревянная, бревенчатая, смолистая, полезная, просторная, ладная, нарядная, расписная, фигурная, причудливая, затейливая, узорчатая, многоэтажный, многоквартирный, современный, уютный, изолированный, оснащенный, светлый, теплый, удобный, просторный, газифицированный, кирпичный, панельный, высотный.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эти картины. Что вы видите перед собой?

Дети: пещеру, деревенскую избу, многоэтажный дом.

Воспитатель: Как одним словом можно это назвать?

Дети: жилье человека.

Воспитатель: Для чего людям нужно жилье?

Дети: Жилье помогает укрыться от дождя, снега и ветра. Дома строят, чтобы иметь кров защиту, После детского сада мы возвращаемся домой. Это место, где ночуем, едим, отдыхаем.

Воспитатель: Что общего между этими изображениями?

Дети: Они являются жильем человека. Это сооружения, в которых живут люди. Это разные виды жилья.

Воспитатель: Если ли разница между ними?

Дети: Деревянную избу и многоэтажные здания строят люди. Пещеры — подарок природы. Люди перемещались в поисках пищи и набредали (находили) пещеры.

Воспитатель: Все человеческие существа нуждаются в жилье, чтобы выжить и еще дом для нас это место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту.

А сейчас я предлагаю вам немного пофантазировать и совершить полет на машине времени, для того, чтобы заглянуть в прошлое планеты и узнать, как раньше жили люди, где живут сейчас и почему люди всегда благоустраивали жилище.

Вы согласны отправиться в путь? Пристегните ремни, закроем глаза. Мы летим в прошлое. Наша машина летит со скоростью света.

Звучит музыка. Дети открывают глаза Воспитатель: Открывайте глаза. Где же мы оказались?

Девочка: Вы в каменном веке. А это — наше жилье. Мы, древние люди, укрываемся в пещерах. В них можно спрятаться от дождя и холода, мы разжигаем костры, готовим пищу и греемся около огня.

Воспитатель: Как вы поняли, пещера стала для нашего предка его первым домом. Давайте подумаем, что же хорошего было в данном виде жилья.

Дети: можно укрыться от непогоды, холода, от опасных диких зверей, от холода, т. к. пещера нагревалась костром, нет совсем мебели.

Воспитатель: Древний человек был рад такому виду жилья, но оно содержало и ряд неудобств.

Пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была не надежным жилищем. И человек стал думать об улучшении своего жилья. Он решил строить свои дома из того, что было под руками, приспосабливаясь к природным условиям. Так появились собратья наших домов. А что это за дома, вы узнаете, если правильно соедините точки на карточках. Как называются дома, которые получились у вас после соединения точек? Расскажите о них.

Ответы детей.

В таких традиционных жилищах живут люди в разных концах света. Вам предстоит из предложенных картинок, найти человечка, который живет в таком домике и заселить его.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Такие необычные жилища сооружали еще в глубокой древности, но и в наше время в таких национальных домах люди живут и по сей день. И, конечно, каждый хозяин считает свое жилище лучшим, потому что это его родной дом. Посмотрите, сколько много собратьев у наших домов, но это еще не все, с некоторыми нам еще предстоит встретиться.

Ну что же, до свиданья, пещерный человек! Нам пора лететь дальше. Полетели, ребята.

Звучит музыка.

Воспитатель: Чем умнее, образованней, любознательней становились люди, тем больше возникала потребность в более основательном жилье.

Внимание! Наша машина приземлилась. Мы в Древней Руси! И здесь нас кто-то встречает

Девочка: Здравствуйте, люди добрые!

Воспитатель: Здравствуй, девочка! Расскажи нам, пожалуйста, о своем жилье.

Девочка: Мы, жители Древней Руси, живем в деревянных домах, которые называются избами. Когда изба строится бревна кладутся очень плотно одно на другое, в щели конопатятся сухим мхом, чтобы в избу не проник холод и ветер. Крыша кроется соломой, ветками.

Я приглашаю вас войти в деревенскую избу к ощутить атмосферу того времени.

Воспитатель: Воспользуемся приглашением и посетим с вами деревенскую избу. Как видите главным предметом избы была вот такая русская печь, которую топили дровами. Она не только грела, но на ней готовили и даже спали. Мебель то же была деревянной. Она в основном состояла из большого стола, широких лавок вдоль стен. Каждый хозяин старался украсить свою избу. Дети, опишите, избу, какая она?

Дети: Деревянная, бревенчатая, теплая, смолистая, полезная, просторная, ладная, нарядная, расписная, фигурная, причудливая, затейливая.

Воспитатель: Вот сколько слов вы вспомнили. Ребята, а когда строили избу, на концах бревен делали вырубки топором, чтобы они плотно сцеплялись друг с другом, поэтому избу еще называют рубленной. Да, деревянные строения Древней Руси — это сказочная радость русского мастерства.

В те древние времена при слабом свете лучины, а позднее и восковой свечи девушки и юноши собирались на посиделки, где они разговаривали, пели песни, вышивали, вязали. Давайте и мы зажжем свечи, посмотрим на пламя свечи и представим, что мы находимся на посиделках в деревенской избе и тихо поговорим. Как вы думаете, что хорошего можно сказать о данном виде жилья?

Дети: Оно теплое, просторное. Здесь можно укрыться от холода, дождя, ветер не дует. На печке можно приготовить еду н высушить одежду, если промокнешь. Еще на печке можно спать. Здесь просторно. Сюда не зайдут дикие звери.

Воспитатель: А какие же недостатки у этого вида жилья?

Дети: Нет света, Нужно постоянно заготавливать дрова для печки. Крыша может протекать. Воды нет в доме. Надо ходить в колодец. Деревянная изба может сгореть. Там живет много людей.

Воспитатель: Изба — это традиционное жилище русских. Такие индивидуальные дома встречаются и сейчас, особенно в сельской местности. Спасибо, девочка, за гостеприимство, ну а нам пора в путь.

Звучит музыка.

Воспитатель: Человек постоянно стремился улучшить свое жилье и придумал большие дома. Вот мы с вами и очутились в городе. Как вы думаете, почему человек стал строить большие дома?

Дети: В городе живет много людей и чтобы всем хватило жилья, дома строят многоэтажные.

Воспитатель: А здесь нас тоже кто-то встречает. Здравствуй, девочка.

Девочка: Здравствуйте! Вам нравятся наши дома? А я живу в таком доме. И он мне очень нравится. Наш дом построен на сваях, крепком фундаменте, с прочными стенами, с хорошей крышей.

Воспитатель: Те, кто живут в таком доме, не нужно бегать за водой к реке или колодиу — есть водопровод.

Девочка: Не нужно топить печи — есть газ и центральное отопление. Не нужно покупать для освещения свечи — есть электричество.

Воспитатель: В таких домах мы с вами и живем. Дети, а в строительстве многоэтажного дома принимают участие множество людей и каждый из них выполняет свою работу.

Вспомните, люди каких профессий строят дома?

Дети: монтажник, каменщик, бульдозерист, крановщик, маляр, плотник, кровельщик, штукатур, экскаваторщик, архитектор, отекольщик, сантехник, электрик.

Как называют этих людей одним словом?

Дети: Строители.

Воспитатель: А вы хотите ненадолго стать строителями? Поделитесь на бригады, подойдите к рабочим местам. Перед вами лежат инструменты, подумайте и выберите те, которые, по вашему мнению, помогут построить дом.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Назовите эти инструменты. Почему вы отложили другие картинки?

Дети: Потому что там садовые инструменты. Ими нельзя строить дом. Ими можно работать в огороде.

Воспитатель: Правильно. У каждого строителя свое орудие труда, вы должны подумать и выбрать то орудие труда, которое соответствует плотнику, каменщику, маляру.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Вы правильно выбрали инструменты. Работать в строительной бригаде может далеко не каждый, нужно иметь определенные знания, навыки, опыт, мастерство. Все это помогает возвести дом, в котором мы живем. Труд строителя почетен. Даже есть такой праздник — день строителя, который отмечает вся страна.

Пройдут столетия и тысячелетия, постепенно люди, а может кто-то из вас станет строителями и придумают более удобные конструкции, изобретут новые материалы, оборудование для строительства.

Однако не будем забывать о первых домах, благодаря которым человек выжил в глубокой древности, чтобы спустя тысячелетия возводить многоэтажные небоскребы.

А теперь, давайте еще раз вспомним, как же совершенствовалось жилье

человека: пещера, деревенская изба, многоэтажный дом. Это наша история.

Публикации по теме:

Конспект занятия по валеологии «Береги своё здоровье» ЦЕЛИ: -сформировать представление о здоровье; -формировать основные гигиенические навыки; -развивать смекалку, внимание, навыки самостоятельной.

«Человек и природа». НОД в подготовительной группе «Человек и природа.» НОД в подготовительной группе Подготовила воспитатель Пясецкая А. А. Цель: Воспитывать у детей любовь к природе, стремление.

«Как сберечь своё здоровье» (Занятие по ОБЖ в подготовительной группе) Цель: Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Сохрани своё здоровье сам» Здоровье - это самое главное богатство человека! Цель: Здоровьесбережение. Задачи: Дать детям общее представление о здоровье как ценности,.

Конспект НОД по познавательному развитию из цикла «Я — человек», проведенного в логопедической подготовительной группе Цель: формирование у дошкольников элементарных представлений об опорно-двигательном аппарате человека. Познавательные задачи: 1. Познакомить.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе ЗПР «Человек часть природы» ГБДОУ детский сад компенсирующего вида № 93 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Конспект НОД в подготовительной группе ЗПР Человек.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

Конспект занятия по валеологии «Береги своё горло» для воспитанников шестой группы детей с ОВЗ Цель: Способствовать сохранению здоровья детей и формированию знаний об оказании помощи при простудных заболеваниях. Задачи: Дать детям.

Конспект занятия «Как менялось жилище человека» Цель: Углубить знание детей об истории жилища человека, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить.

Конспект занятия в старшей группе «Право на жилище» Цель: расширение знаний детей о правах человека. Задачи: Образовательные: -Закрепить знания о правах: «Право на имя», «Право на проживание.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Как человек улучшал своё жилище»
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 23:06
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий мероприятия «30 сентября — День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических...
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника по ПДД в форме совместной НОД с детьми и родителями...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...
Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку»
Что такое библиотека? Как донести это понятие для детей дошкольного возраста? Библиотека это удивительный мир книг , где можно найти любую книгу, а...
Долгосрочный проект «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)
Долгосрочный проект « Родной свой край - люби и знай» ( средняя группа «Божьи коровки») Подготовила: Воспитатель: Пермякова А. И. 2018г....