МААМ-картинки

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Цикл занятий «Путешествие по глобусу»

Аксенова Светлана Алексеевна
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Цикл занятий «Путешествие по глобусу»

Тема "Горная страна".

Цель:

Познакомить детей с природой гор, географическом положении, растительным и животным миром.

Задачи:

- Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней.

- Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.

- Познакомить детей с природным явлением – вулканом, развивать познавательную активность детей.

- Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы, Цикл занятий „Путешествие по глобусу“» размещена в разделах

Активизация словаря: геологи, пологие, крутые, снежные.

Оборудование: глобус, карта; слайды или картинки «Горы России», «Животные, птицы, растения»(макет вулкана, сухая красная краска, сода, лимонная кислота, бутылка с водой, разные камни, мел, лупы, гвозди, монетки, две емкости с водой, схема последовательности опытов.

Предварительная работа:

- рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

- чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы».

- сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)

- беседы о животном и растительном мире гор.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня вас ждет много интересного! Пожалуйста, будьте внимательными и активными.

Загадка.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры -

Знаешь ты, что это … (горы)

- Да, это горы. Сегодня вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы в нашей стране.

Загадка:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

- Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? На карте? (Ребенок показывает на глобусе горы).

- Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)

Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

- А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).

- Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)

- Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет. Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Послушайте одну историю.

«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

– Вулкан работает, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.»

- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как-будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».

- У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой». Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.

- Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, посмотрим, что у нас получится.

Опыт «Вулкан»

Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане – красная краска и сода). Наблюдают «извержение вулкана».

- Ребята, скажите, горы могут нам что – нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

Физкультминутка.

А сейчас все дружно встали,

Отдохнули на привале.. .

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

Руки в бок, и на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

- А сейчас мы отправимся в путешествие по горам России.

Слайд – «Горы России». или картинки.

- Какая красота. Вам понравилось?

- Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно? (Ответы детей)

- Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть

воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли.

-А вы знаете из чего состоят горы? (ответы детей «камни, разные породы»)

Ребята, по камням ученые (геологи) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.

– Я приглашаю вас в лабораторию. (Опыты)

– Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам быть учеными. Сегодня вы исследуете свойства камней.

– Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет, в какой последовательности эксперименты вы будете проводить. Все знаки вам уже знакомы.

– Расскажи (имя ребенка) что мы сегодня должны узнать о камнях?

(Ребенок выходит к доске и рассказывает по схеме).

1 опыт.

Выберите один камень и обследуйте его. ( Беседа с детьми индивидуально:

Какой камень на ощупь – гладкий или шершавый?

– Скажите, какой камень на ощупь? (Ответы 2-х детей).

2 опыт. (цвет)

- Что можно сказать о цвете камней? (Они разноцветные)

– Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой.

(Дети рассматривают, воспитатель индивидуально спрашивает: Что ты увидел на камне?

– Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой)

3 опыт. (твердый – мягкий)

Проверим камень на твердость. (твердый, мягкий)

– Поцарапайте камень ногтем, на камне появилась царапина? Попробуйте поцарапать камень монетой, гвоздем. ( Индивидуально: какой камень у тебя)

– Что можно сказать о камне, какой он? (ответ ребенка)

– Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

“Белый камушек растаял

На доске следы оставил”

– О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.

– Найдите среди камней мел и покажите его мне.

– Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

– Скажите, какой он по твердости. Попробуйте провести по нему гвоздем.

– Что можно сказать о меле? (мел мягкий)

Вывод: Значит, камни бывают и мягкие и твердые.

4 опыт. (растворимость)

– Возьмите камень и мел и опустите их в воду. Что происходит (Ответы детей)

- Молодцы, вы настоящие ученые! А еще в горах есть все нам известные ископаемые: каменный уголь, нефть, газ, поваренная соль, известняки, глины, слюда, железная руда, цветные металлы, драгоценные камни.

- А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

-Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в

горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

- Да, в горах живут горные бараны- архары, они очень сильные, у них выносливые ноги, которые легко и быстро скачут по горным кручам. Красивые рога, изогнутые внизу. Еще один обитатель горных вершин – марал. Самый крупный олень, с большими, тяжелыми рогами, которые сбрасывают каждый год, и на их месте вырастают новые. Питается сочной травой. Снежный баран похож на архара, крупный, могучий, только ноги короче, голова массивная, рога толстые. Живут в самых высоких горах. У них плотная длинная шерсть. Питаются ветками кустарников, ягодными кустами, травой. Дзерен- белая антилопа. Держатся небольшими стадами, очень осторожны. Прыгают до 6 м. в длину. У самцов небольшие рожки, с кольцами, сколько колец, столько лет животному. Снежный барс- огромная кошка, размером с леопарда. Красивый, ловкий, изящный. Любит одиночество- осторожный, скрытый. Охотится на горных баранов, архаров, косуль, может поживиться и зайцем. (хищник).

- Обитают птицы: Черный гриф, Скалистый голубь, Бородач – ягнятник, Горный гусь, Каменная куропатка (кеклик, Улар.

-Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья)

- Эдельвейс, Альпийский мак, Бадан, Сибирский барбарис, Маралий корень.

-А еще в горах есть чистейшие озера, реки, водопады.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

- О чем же нам рассказали горы? ( Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

- Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали.

Публикации по теме:

Цикл бесед для детей подготовительной к школе группы «Сохранение и укрепление здоровья». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка», г. Белоярский.

Цикл музыкальных занятий на тему «Осень» для детей старшей группы Цикл музыкальных занятий на тему «Осень» в старшей группе (5-6лет) Занятие №1 «Мелодии осени» Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский, «Осенняя.

Цикл занятий по адаптации детей ясельной группы к детскому саду Занятия по адаптации детей ясельной группы к детскому саду Ребенок-малыш впервые переступил порог детского сада. Такой переход малыша в.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказочных героев» Тема: «Путешествие в мир сказочных героев» Цель: обогащение представлений о сказках и закрепление знаний о сказочных героях. Задачи: 1).

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Мы готовы к школе» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД) по теме «Мы готовы к школе» Подготовила воспитатель МБУ.

Конспект НОД «Необыкновенное путешествие» с детьми с подготовительной к школе группы Конспект НОД "Необыкновенное путешествие" с детьми с подготовительной к школе группы Воспитатель: Л. Шперова 2017г. Задачи: «Познавательное.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Улица города, на которой стоит наш детский сад».

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на поляну сказок» Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на поляну сказок» Цель: Обогащать и развивать.

Занятие «Голубая планета Земля. Знакомство с планетой» в рамках проекта «Детям о космосе» для детей старшего возрастаЗанятие «Голубая планета Земля. Знакомство с планетой» в рамках проекта «Детям о космосе» для детей старшего возраста Голубая планета Земля. Знакомство с планетой. воспитатель: Овод Ирина Владимировна педагог-психолог: Ишутина Елена Леонидовна Цель: знакомство.

Автор публикации:
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Цикл занятий «Путешествие по глобусу»
Опубликовано: 22 сентября 2017 в 15:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД