Лучший педагог года

Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов»

Елена Виноградова
Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов»

Образовательная область: познавательное развитие.

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ЧАСОВ»

ЦЕЛЬ: Знакомство с различными видами часов.

ЗАДАЧИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Познакомить с видами часов; с тем как по ним узнавали время (солнечные часы – по тени); по звездам; песочные часы; «живые» часы – петух; механические часы; электронные часы. Используя прием рассматривания и сравнения.

Подвести детей к пониманию назначения часов.

Публикация «Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения „Путешествие в царство часов“» размещена в разделах

Научить устанавливать причинно-следственные связи между строением (солнечные, песочные, механические, электронные).

Подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Вызвать положительно эмоциональный отклик.

Воспитывать бережное отношение к часам; учить ценить свое время.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие познавательных способностей.

Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; не перебивать товарищей, строить полные предложения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

– Разучивание загадок, пословиц о времени.

– Чтение о времени, часах.

– Наблюдение за временем суток.

– Рассматривание иллюстраций на данную тематику.

МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: письмо от «короля часов», волшебная палочка; картины: утро (рассвет, день (солнце высоко, вечер (закат, тень; солнечные часы; макет «солнечные часы»; фонарик; картины: звездное небо; луна; желтый картон; песок; сундучок; песочные часы; механические часы; картина: механизм; разобранные механические часы; часы + ключ для завода; часы с кукушкой (маятником); наручные часы; настенные часы; карманные часы; будильник; дом; забор; дедка; бабка; петухи; электронные часы; батарейки; наручные электронные часы; секундомер; 6 больших картин: тень, небо, песок, механизм, деревня, батарейки; по 3 одинаковых маленьких карточки; солнечные часы; звезды; песочные часы; механические; петух; электронные часы.

Ход занятия:

– Ой, ребята, смотрите куда-то исчезли наши часы со стены. Никто из вас не видел? (нет).

– Интересно, куда же они пропали? Как вы думаете? (упали за кровать, сломались и их забрали в ремонт).

– А как же мы теперь будем узнавать время? (спросим у кого-нибудь).

– А у кого?

– Как же мы теперь узнаем, что нам пора заниматься, гулять, обедать, спать? (заглянем в соседнюю группу и посмотрим, что там делают дети).

– Да ребята, оказывается, без часов очень плохо.

– Ой, смотрите, а здесь лежит какое-то письмо. Интересно откуда оно взялось? И кому адресовано?

– Ребята, да это же для нас с вами, смотрите, тут написано «Детям средней группы из 8 детского сада города Галича». Давайте посмотрим, что в нем. (Открываю, читаю).

– «ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА, ПИШЕТ ВАМ КОРОЛЬ ЧАСОВ.

ХОТЕЛ БЫ Я УЗНАТЬ У ВАС, ВОЗМОЖНО ЛЬ,

МНЕ БЕЗ ЧАСОВ ПРОЖИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ?

БРОДИЛ Я МНОГО ПО ПЛАНЕТЕ

И ВОТ РЕШИЛ ОБРАТИТЬСЯ К ДЕТЯМ,

А ВДРУГ, ВЫ МНЕ ПОМОЖЕТЕ В ОТВЕТЕ».

«НЕДАВНО МНЕ РАССКАЗАЛИ ОДНУ ИСТОРИЮ – «ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЧАСОВ», А Я В НЕЕ НЕ ПОВЕРИЛ И ДАЖЕ СКАЗАЛ, ЧТО БЕЗ ЧАСОВ Я МОГУ ОБОЙТИСЬ. И ВСЕ ЧАСЫ ОБИДЕЛИСЬ НА МЕНЯ И УШЛИ, А Я БЕДНЫЙ И НЕСЧАСТНЫЙ ТЕПЕРЬ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КОГДА В МОЕМ ЦАРСТВЕ НАСТУПИТ УТРО, А КОГДА ВЕЧЕР. РЕБЯТА, ПОМОГИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА».

– Король часов просит нас о помощи, поможем ему? (да). Может быть, тогда и наши с вами часы вернутся на свое место.

– А все-таки ребята, как вы считаете можно ли без часов обойтись? (нет, по часам моя мама встает на работу, чтобы не опоздать; отводит меня к завтраку в детский сад; если бы не было часов, мы бы не смогли отличить день от вечера).

– Я с вами согласна, но чтобы помочь Королю, нам придется отправиться в путешествие по «Истории развития часов».

– Но, как нам это сделать? (пойти, поехать, полететь).

– А я кажется, знаю. Смотрите, что это? (волшебная палочка).

– Интересно, откуда она тут взялась? Не знаете? (кто – то забыл).

– Наверное, ее прислал Король часов, чтобы с ее помощью мы могли прогуляться в прошлое.

– Ну, что отправляемся в путь? (да).

ТОГДА ЗАКРЫВАЕМ ГЛАЗА И ГОВОРИМ ТАКИЕ СЛОВА: «1, 2, 3 – В ПУТЕШЕСТВИЕ НАС УНЕСИ» (выполняем, открываем глаза и идем к первому столу).

– Смотрите, мы попали в далекое прошлое.

– Какие здесь красивые картины. Посмотрите.

– Что тут изображено? (утро, солнышко просыпается).

– Это называется восход.

– А тут? (вечер, солнышко ложится спать).

– А это называется закат.

– Посмотрите, а что это такое сзади мальчика? (его тень).

– Да ребята, утром, когда солнце встает становится светло, а ближе к вечеру, когда оно ложится спать, темнеет и от предметов и людей образуется тень. Именно так раньше люди определяли утро и вечер, по тени.

– Смотрите, а что изображено здесь? (круг с палочкой) – солнечные часы.

– Да, потом люди стали задумываться, как точнее узнать время и придумали солнечные часы. Вот они. (Показ часов).

– Люди чертили круг и вбивали в середину колышек, который обозначал стрелку часов. Солнышко ходило по небу, а по кругу ходила тень от колышка. Смотрите. (Показ эксперимента).

– Здорово получилось? (да).

– Скажите, такие часы удобны? (нет).

– А всегда ли можно определить время по таким часам? (нет). Почему? (солнышка не будет, и тень не будет падать; еще такие часы случайно можно затоптать или сломать колышек).

– Да ребята, вы правы. А сейчас посмотрите вот на эти картины. Что на них изображено? (звездное небо).

– Да, раньше звезды тоже служили часами, т. к. человек заметил, что ночью в разное время были видны разные звезды.

– А какие бывают звезды? Как вы думаете? (большие, маленькие, расположены далеко, близко; светят тускло, ярко).

– Молодцы, а сейчас давайте превратимся в часики.

ФИЗМИНУТКА

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так?

(стоят руки на поясе, наклоны влево-вправо).

Это маятник в часах, отбивает каждый такт

(стоят руки на поясе, наклоны влево – вправо).

А часы идут, идут (ходьба на месте).

Иногда вдруг отстают (замедляется темп ходьбы).

А бывает, что спешат. Словно убежать хотят! (бег на месте).

Если их не заведут, то они совсем встают (останавливаются).

– Молодцы! А теперь с помощью нашей волшебной палочки, давайте отправимся дальше.

– ЗАКРЫВАЙТЕ ГЛАЗА И 1, 2, 3 – В ПУТЕШЕСТВИЕ НАС УНЕСИ. (Выполняем действие, открываем глаза и продвигаемся вперед, ко второму столу.)

– Ой, ребята, что это здесь такое насыпано? (песок).

– Верно, это для нас подсказка. Кто из вас догадался, какие появились часы? (песочные).

– Сейчас проверим (достаю из сундука песочные часы).

(Показываю).

– Правильно, молодцы! А почему они так называются? (в них песок).

– Как они работают? (в них сыплется песок из одной чашечки в другую и поэтому люди узнают, который час).

– Они удобны? (их можно брать с собой, но надо все время переворачивать).

– А чем они не удобны? (песок сыплется мало, только 5 минут; в карман положить неудобно; на стену не повесишь).

– А что можно успеть сделать, за то время пока сыплется песок? (помыть руки, выпить чашку сока).

– А где ими удобно пользоваться? (в поликлинике, в бассейне).

– Молодцы! Все узнали мы с вами о песочных часах и теперь двигаемся дальше.

ЗАКРЫВАЕМ ГЛАЗА И ГОВОРИМ: 1, 2, 3 – В ПУТЕШЕСТВИЕ НАС УНЕСИ. (Выполняем действие и идем к третьему столу).

– Ну, вот ребята, прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом, которые сохранились и теперь. (На столе стоят механические часы).

– Как вы думаете, почему эти часы называются механическими? ( у них есть механизм: пружинка и зубчатые колечки).

– Да, посмотрите перед вами механические часы.

– У них внутри есть пружинка и 2 зубчатых колесика. Колесики цепляются друг за друга и стрелки двигаются. (Показ на картинке и часах механизма).

– Но, такие часы каждый день нужно заводить ключом. (Показ часов и ключа к ним).

– А это часы с кукушкой (маятником). Смотрите, какие необычные. (Показ).

– А как такие часы называются? (наручные). Где их носят? (на руке).

– А это наручные часы? (нет, они очень большие). Показ (больших часов, с виду, как наручных). Правильно, эти часы вешаются на стену и называются – настенные.

– А такие часы называются карманными. (Показ).

– Ребята, а что должно быть в часах, чтобы мы не опаздывали на работу, в детский сад? (будильник, он звонит).

– Да, по утрам, нас будит будильник, но чтобы он зазвонил, что нужно с ним сделать? (завести). (Показ будильника, завожу).

– Вот, как здорово звонит, громко.

– А сейчас, я хочу напомнить вам одну потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполнит роль часов :

Петя, Петя петушок –

Золотой гребешок,

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает!

(Петушок)

– Правильно, посмотрите сюда (в стороне домик, бабушка, дедушка сидят, а на заборе сидит Петушок).

– Раньше, да и в наше время, в деревнях и селах люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, хлопали крыльями и кричали «ку-ка-ре-ку». Утром петушок кукарекал и всех будил, а вечером кукарекал, чтобы ложились спать.

– Скажите, а в городе можно пользоваться такими живыми часами? (нет). Почему? (в квартире мало места и негде держать Петушка).

– Правильно ребята. А сейчас давайте вернемся к нашим настоящим часам.

– Помимо механических часов, люди придумали еще и электронные. (Показ).

– Как вы думаете, как они работают? (на батарейках).

– Да, такие часы работают от батарейки, а время в них выставляется с помощью кнопок. И на руке их тоже можно носить. (Показ ручных.) Настоящие чудо – часы.

– А это, что такое? (секундомер).

– А он, для чего нужен? (засекать время).

– А где, им можно пользоваться? (на физкультуре).

– Да, с его помощью можно засечь время и узнавать насколько быстро вы бегаете.

– Вот ребята, теперь вы видите, какой путь развития прошли часы, чтобы стать такими, как сейчас. Без них не может обойтись ни один человек, ни в древности, ни сейчас. Так, что теперь вы видите, как «Король часов был не прав».

– А сейчас давайте вспомним названия часов, с которыми мы познакомились. Поможет нам в этом игра: «НАЙДИ СЕБЕ ТУ КАРТИНКУ, КОТОРАЯ ПОДХОДИТ К ТВОИМ ЧАСАМ». ( ЦЕЛЬ: помочь запомнить название часов и то, как по ним узнавали время).

– Шесть человек у меня будут капитаны, вы получаете большие картинки (тень, небо, песок, механизм (пружинка и колечки, деревня, батарейки) и вам нужно встать в разных уголках группы. Все остальные получают маленькие карточки с изображением часов (солнечные, звезды, песочные, механические, петушок, электронные).

– Пока я говорю слова, тем, у кого маленькие карточки нужно быстро найти свою большую картину, которая имеет отношение к вашим часам.

– Все понятно (да). Тогда начинаем.

– СМОТРИ СКОРЕЙ, КОТОРЫЙ ЧАС

– ТИК-ТАК, ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!

– А СЕЙЧАС НЕ ЗЕВАЙ,

– СВОЮ КАРТИНКУ ВЫБИРАЙ.

(Помогаю, хвалю – проговариваем. Сначала были: солнечные часы – время узнавали по тени; по звездам; по песочным часам; по механическим; по живым часам «Петушок» – в селах и деревнях; по электронным.)

– Молодцы! Все справились. (Забираю карточки).

– Вот и закончилось наше путешествие по «Истории развития часов «и пора нам возвращаться в группу. Закрывайте глаза и говорите вместе со мной:

«1, 2, 3 – ОБРАТНО ПАЛОЧКА НАС ОТНЕСИ» (выполняют действия, открывают глаза).

– Ну вот, мы и вернулись. Кто мне скажет, что же надо сделать «Королю», чтобы все часы к нему вернулись и больше на него не обижались? (извиниться).

– Да, ребята, теперь нам надо будет написать Королю письмо и обо всем ему рассказать, а еще вы можете нарисовать для него любые часы, которые вам больше всего понравились. Но этим мы займемся вечером, а сейчас отдыхайте после длительного путешествия.

Публикации по теме:

Конспект доминантного музыкального занятия с использованием технологии проблемного обучения «Чувства и настроение в музыке» «Чувства и настроение в музыке» Цель: Наполнить новым содержанием музыкальное занятие посредством современных технологий. развитие у детей,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использование технологии проблемного обучения Образовательная цель: Совершенствование представлений детей о способах проявления эмоциональной отзывчивости в практической деятельности.

Конспект НОД с использованием проблемного обучения «Волшебница-зима» в подготовительной группе Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных.

Конспект «Путешествие по весеннему лесу», с использованием мультимедийных средств обучения для старшей группы Слайд 1. [/b]Конспект по познавательному развитию «Путешествие по весеннему лесу», с использованием мультимедийных средств обучения. Старшая.

Конспект занятия с использованием технологии проблемного диалога в старшей группе «Предметы гигиены» Программное содержание: Задачи: 1. Познакомить с новыми средствами гигиены: дезодорант, зубная нить, влажные салфетки. 2. Закрепить занятия.

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты»Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Цели: Коррекционно-образовательные: Научить детей характеризовать звуки М, Мь. Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать.

НОД «Волшебное приключение Бабочки и ее друзей» с использованием технологии обучения в сотрудничестве Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт – Петербурга НОД на тему:.

Осенний праздник для детей средней группы «Путешествие в овощное царство» Под музыку дети средней группы входят в зал, свободно располагаясь вокруг Ведущей. ВЕДУЩАЯ: Славная осень к нам в гости пришла. Много.

План-конспект НОД для средней логопедической группы с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения «Вода вокруг нас» План-конспект НОД для средней логопедической группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения Тема: «Вода вокруг.

Опыт работы «Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников» Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Инновационные формы работы по речевому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов»
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 18:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД