Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук и буква П»

Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук и буква П»

Задачи:

- познакомить со звуком и буквой «П»;

- уточнить артикуляцию звука «п»;

- учить определять место звука в слове, составлять и печатать букву;

- формировать навык звукового анализа обратного слога «ап» и прямого «па»;

- развивать слуховое внимание и память, фонематический слух, улучшать координацию движений, нормализовать речевое дыхание;

- воспитывать умение действовать по инструкции и выслушивать друг друга.

Оборудование: презентация, мяч, раздаточный материал по количеству детей.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Приветствие (слайд 1-пустой)

(Дети стоят вокруг логопеда.)

Настроение есть – есть,

Улыбка всегда – да,

Тогда начинать нам пора!

2. Основная часть.

Повторение пройденного материала. Игра с мячом

- Я буду по очереди кидать вам мяч и произносить разные слова, а вы назовёте в нём 1 звук и вернёте мне мяч обратно. Приготовились. Утюг. (У.) Ива. (И.) Антон. (А.) Оля. (О.) Окно. (О.) Арбуз. (А.) Иван. (И.) Улица. (У.)

- Присаживайтесь на свои места.

- Какие звуки выделяли из слов? (Звуки «а», «у», «и», «о».)

- Как называются эти звуки? (Гласные звуки.)

Сообщение нового материала. «Доскажи словечко»

- Поиграем в игру «Доскажи словечко».

В магазин сейчас пойду,

Всё, что нужно мне, куплю.

Только если сумки нет,

Надо мне купить. пакет.

(пробел)

Твои помощники — взгляни,

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они,

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый … пальчик.

(пробел)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился. парашют.

(пробел)

Я веселый старичок,

Сделал мухам гамачок.

У меня есть восемь рук,

А зовут меня … паук.

(пробел)

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?. (Палатка.)

(пробел)

- С какого звука начинаются слова «пакет», «пальчик», «парашют», «паук», «палатка»? (Все слова начинаются со звука «п».)

(слайд 2-пустой)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие со звуком «п» и познакомимся с буквой «П».

Артикуляция звука «п» и его характеристика

- Послушайте сказку о звуке «п».

«Жили-были весёлые звуки. Они умели петь песни. Какие это звуки? (Это гласные звуки «а, о, у, и».) У гласных звуков были звонкие голоса, они пели как птицы. Однажды они запели так весело, что другим звукам тоже захотелось петь. «П-п-п» - запыхтел звук «п». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох, какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит!». «Не печалься! – сказал голосистый звук «а» – Мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен?». «Согласен, согласен!» - обрадовался звук «п». «Вот и хорошо! – воскликнул звук «а» - За это мы будем называть тебя согласным звуком».

(Детям раздаются индивидуальные зеркала.)

- Когда произносим звук «п», воздушная струя встречает преграду. Звук «п» пытается прорваться сквозь преграду – сквозь губы.

Воздух в носик надувайся,

Дети делают вдох носом.

«П» сквозь губы прорывайся!

(Дети делают короткий выдох ртом.)

- Произнесите звук «п». Чем произносим звук «п»? (Звук «п» произносим губами.)

(Прикладывается тыльная сторона ладони к горлу и произносится звук «п».)

- Горло дрожит или спит? (Когда произносим звук «п», горло не дрожит.) Значит, звук «п» - глухой.

П! П! П! – пыхтим мы глухо.

Нету голоса и звука!

(Левая рука согнута в локте, кисть с согнутыми крючком и втянутыми в ладонь пальцами опущена вниз.)

- Попробуйте спеть (потянуть) звук «п», наматывая ниточку на клубок. (Ниточка рвётся.) Звук «п» поётся, тянется? (Звук «п» не поётся и не тянется.) Значит, звук «п» - согласный.

(Ладошкой правой руки дети прикрывают, делая преграду для воздушной струи.)

- Звук «п» произносится твёрдо ил мягко? (Звук «п» произносится твёрдо.) Значит звук «п» - твёрдый.

(Правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак.)

- Ещё раз повторим, какой звук «п», показывая жестами. (Звук «п» - согласный, твёрдый, глухой.)

- Согласные твёрдые звуки мы будем обозначать кружочком синего цвета.

Игра «Услышь звук»

- Я буду произносить много разных звуков. Услышите согласный звук «п», ладошкой правой руки прикроете рот, делая преграду для воздушной струи. Услышите гласный звук, правой рукой возле рта изобразите изгиб ладошки вперёд, предполагающий свободный проход воздуха изо рта. Приготовились. А, п, у, и, п, о, и, п, п, у, п, а.

Фонетическое упражнение «Мыльные пузыри»

- Выполним упражнение «Мыльные пузыри». Встанем, сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе. Покажем и произнесём звук «п».

И. п. : пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены. Произнося звук «п», дети резко разжимают пальцы, имитируя лопающиеся мыльные пузыри. Движение быстрое, резкое, короткое.

Проговаривание слогов «па-по-пу» с движениями

Произнося слоги, дети одновременно резко разжимают кулачки и выбрасывают руки в стороны (па, вперёд (пу, вверх (по). Движения быстрые, резкие.

Игра с мячом «Узнай слово».

- Продолжаем играть. Я буду произносить слова без первого звука «п», а вы должны всё слово произнести полностью. Альто. (Пальто.) Овар. (Повар.) Уговица. (Пуговица.) Алатка. (Палатка.) Латок. (Платок.) Латье. (Платье.)

- Какой звук я всё время пропускала? (Вы пропускали звук «п».) Какой звук «п»? (Звук «п» - согласный, твёрдый, глухой.)

Игра «Дрессировщик»

- Присаживайтесь на свои места. Внимание на экран. (пробел) Послушайте стихотворение.

Ап – и тигры у ног моих сели,

Ап – и с грустью в глаза мне глядели,

Ап – и кружатся на каруселях,

Ап – и в обруч горящий летят.

- Какое главное слово у дрессировщика? (Главное слово у дрессировщика «ап».)

Звуковой анализ обратного слога «ап» и прямого слога «па»

- Какой первый звук в слоге «ап»? (В слоге «ап» первый звук «а».) Какой звук «а»? (Звук «а» гласный.) Какой второй звук в слоге «ап»? (В слоге «ап» второй звук «п».) Какой звук «п»? (Звук «п» согласный, твёрдый, глухой.) Какой слог получился? (Получился слог «ап».) Выложите слог «ап» из кружочков.

(Дети выполняют задание. По необходимости логопед помогает.)

- Поменяйте кружочки местами. Кто скажет, какой слог получился? (Получился слог «па».) Какой первый звук в слоге «па»? (В слоге «па» первый звук «п».) Какой второй звук в слоге «па»? (В слоге «па» второй звук «а».) Ещё раз вместе прочитаем получившийся слог, помогая пальчиком.

Знакомство с буквой «П»

- Давайте познакомимся с буквой П. Внимание на экран. (слайд 3) Вот как она выглядит. Какой звук она обозначает? (Буква «П» обозначает согласный, твёрдый, глухой звук «п».)

- На что похожа буква «П»? (Дети предлагают свои варианты.)

Подходящие ворота,

Проходи, кому охота.

Г. Виеру

Составление буквы «П»

(пробел)

- Посмотрите, как можно составить букву «П» из пальчиков. Большие пальцы обеих рук направлены друг к другу горизонтально и соединяются кончиками. Указательные пальцы направлены вниз, остальные прижаты к ладоням.

- Попробуйте самостоятельно сложить букву «П» из палочек. (Дети выполняют.)

Показ написания буквы «П»

(Логопед показывает правильное написание буквы «П» на доске или в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.)

- (пробел) Посмотрите, как пишется буква «П». Букву «П» начинают писать с верхнего левого угла, опускаясь вниз до левого нижнего угла, затем с верхнего правого угла опускаются вниз до правого нижнего угла, и только потом соединяются левый и правый верхние углы.

Обучение написанию буквы

- Попробуйте написать букву «П» в воздухе.

Дети пишут букву «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.

- Напишите букву «П» обратной стороной ручки на ладошке.

Работа в тетради

(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)

- (слайд 4-пустой) Ребята, а сейчас попробуйте букву «П»: обвести по контуру, соединить по точкам и напечатать самостоятельно.

3. Заключительная часть.

Логопед. Ну что, на этом наше путешествие закончилось. На следующем занятии мы отправимся за новыми знаниями. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком «п».) Какой звук «п»? (Звук «п» согласный, твёрдый, глухой.) Как произносится этот звук? (Звук «п» произносится губами. Его нельзя петь. Он произносится отрывисто.) Какой буквой он обозначается? (Звук «п» обозначается буквой «П».)

Прикреплённые файлы:

prezentacija_i7en1.ppt | 1115 Кб | Скачан: 5
 
Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Дидактическое пособие «Звук и буква» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Звук и буква» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Звук и буква»Автор: Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед I квалификационной категории МКДОУ «Детский сад № 27».

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [И] и буква И» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «И»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «О» и их отличительными признаками; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [у] и буква У» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «У»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Задачи: - закрепить навыки различения и правильного произнесения звуков «а» и «у»; - обучать звукобуквенному анализу сочетаний «ау», «уа»;.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М» «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Познакомить с буквой М. Задачи: - определятьпозицию.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук и буква П»
Опубликовано: 29 мая 2019 в 11:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Фотозарисовки большого авиационного праздника
В минувшую субботу, 19 октября, на аэродроме Чкаловска состоялось празднование юбилея образования 689 гвардейского Сандомирского ордена Александра...
Фотоотчет о проведении осеннего мероприятия для детей младшего возраста
«Между елок, между сосен, Осторожно бродит Осень. Королева Осень – рыжая лиса- Красит в рыжий цвет Зелёные леса! » В. Степанов Сегодня сама...