Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [Т] и буква «Т»

Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [Т] и буква «Т»

Задачи:

- познакомить со звуком и буквой «Т»;

- уточнить артикуляцию звука «Т»;

- учить характеризовать звук «т» по артикуляционным и акустическим признакам;

- развивать умение определять место звука в слове, называть слова на заданный звук, составлять и печатать букву;

- продолжать формировать правильное дыхание, учить составлять обратные и прямые слоги из символов и букв разрезной азбуки;

- развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память;

- воспитывать интерес к учебному процессу и любовь к родному языку, умение действовать по инструкции и выслушивать друг друга до конца, не перебивая;

- предупредить утомляемость детей во время процесса.

Оборудование: презентация, мяч, раздаточный материал по количеству детей (зеркала, счётные палочки, тетради, ручки, символы звуков, кассы букв).

Ход НОД

(слайд 1-пустой)

1. Организационный момент.

Дыхательная гимнастика

- Ребята, встаньте в круг, чтобы всем было удобно. Сделаем дыхательную гимнастику:

на вдох – поднять правое плечо,

на выдох – опустить правое плечо, (повторить 3 раза)

на вдох – поднять левое плечо,

на выдох – опустить левое плечо, (повторить 3 раза)

на вдох – поднять оба плеча,

на выдох – опустить оба плеча, (повторить 3 раза)

2. Основная часть.

Игра с мячом «Узнай слово»

(Дети продолжают стоять в кругу.)

- Поиграем в игру «Узнай слово». Девочку зовут Таня, а малыш назвал её «Аня». Мальчика зовут Толя, а малыш назвал его «Оля». Какой звук не умеет произносить малыш? (Малыш не умеет произносить звук «т».) Я буду говорить как малыш, а вы произнесёте слово правильно. Приготовились. .аблетка, .уча. .уфли. апки. .анк.

- Присаживайтесь на свои места. С какого звука начинаются слова «таблетка», «туча», «туфли», «тапки», «танк»? (Все слова начинаются со звука «т».)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие со звуком «т» и познакомимся с буквой «Т».

Характеристика звука «т» по артикуляционным и акустическим признакам

- Послушайте, как правильно произносится звук «т».

(Логопед показывает и рассказывает, дети выполняют перед зеркалом.)

- Рот немного приоткрылся, язык приподнялся, коснулся зубов, перегородил дорогу звуку и не даёт ему легко произноситься. Поднесите ладонь руки ко рту и произнесите звук «т». (Дети выполняют.) Вы почувствовали, как наружу прорывается воздушная струя? Звук «т» нельзя пропеть или протянуть. Потянем ниточку. (Дети жестами изображают ниточку.) Ниточка рвётся? Значит, звук «т» - … согласный.

(Ладошкой правой руки дети прикрывают рот, делая преграду для воздушной струи.)

- Положите ладошку на горло и произнесите звук «т». Голосок поёт или спит? (Голосок спит.) Значит, звук «т» - … глухой.

(Левая рука согнута в локте, кисть с согнутыми крючком и втянутыми в ладонь пальцами опущена вниз.)

- Звук «т» произносится твёрдо. Значит, звук «т» - … твёрдый.

(Правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак.)

- Ещё раз покажем и скажем, какой звук «т». (Звук «т» - согласный, твёрдый, глухой.)

(Логопед по необходимости помогает.)

- Согласный твёрдый звук «т» мы тоже будем обозначать кружочком … синего цвета.

Игра «Закончи чистоговорку»

(слайд 2)

- Я начну чистоговорку, а картинка вам поможет её закончить. Приготовились.

Ор-ор-ор – держим мы в руках … топор.

Ом-ом-ом – дрова мы рубим … топором.

Ток-ток-ток – взяли в руки … молоток.

Ток-ток-ток – бьёт по шляпке … молоток,

Часто, не редко, не мимо, а метко.

Ту-ту-ту – дам сметаны я … коту.

То-то-то – надеваем мы … пальто.

Ит-ит-ит – плывёт огромный … кит.

Лёт-лёт-лёт – приземлился … самолёт.

Обус-обус-обус – все уселись мы в … автобус.

Знакомство с буквой «Т»

- Давайте познакомимся с буквой «Т». Внимание на экран. (слайд 3) Вот как она выглядит. Какой звук она обозначает? (Буква «Т» обозначает согласный, твёрдый, глухой звук «т».)

- На что похожа буква «Т»? (Дети предлагают свои варианты.)

Составление буквы «Т»

- (пробел) Посмотрите, как можно составить букву «Т» из пальчиков. Все пальцы правой руки направлены вверх, сомкнуты и поставлены ребром. Ладонь левой руки направлена вправо, располагается горизонтально. Средний палец правой руки упирается в середину левой ладони.

- Попробуйте самостоятельно сложить букву «Т» из палочек. (Дети выполняют.) Сколько палочек потребовалось для составления буквы «Т»? (Для составления буквы «Т» потребовалось 2 палочки.) Значит, печатная буква «Т» состоит из 2-х элементов: вертикальной и горизонтальной.

Показ написания буквы «Т»

(Логопед показывает правильное написание буквы «Т» на доске или в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.)

- (пробел) Посмотрите, как пишется буква «Т». Букву «Т» начинают писать с середины верхней горизонтальной линии, опускаясь вниз до середины нижней горизонтальной линии, затем соединяются одной линией левый и правый верхние углы.

Обучение написанию буквы

- Попробуйте написать букву «Т» в воздухе.

(Дети пишут букву «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.)

- Напишите букву «Т» обратной стороной ручки на ладошке.

Работа в тетради

(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)

- (слайд 4-пустой) Ребята, а сейчас букву «Т»: обведите по контуру, соедините по точкам и напечатайте самостоятельно.

Составление обратных и прямых слогов из символов и букв разрезной азбуки

- Сейчас мы будем с вами составлять слоги. Какой первый звук в слоге «ат»? (В слоге «ат» первый звук «а».) Обозначьте звук «а» соответствующим символом и буквой. (Дети выполняют.) Какой второй звук в слоге «ат»? (В слоге «ат» второй звук «т».) Обозначьте звук «т» соответствующим символом и буквой. (Дети выполняют.) Какой слог получился? (Получился слог «ат».)

(Дети используют при чтении слога пальчик. При необходимости логопед помогает.)

- Напечатайте получившийся слог в тетради. (Дети выполняют.)

(Логопед уточняет, что в буквы в слоге пишутся рядом.)

- Поменяйте кружочки местами. Кто скажет, какой слог получился? (Получился слог «та».) Какой первый звук и буква в слоге «та»? (В слоге «па» первый звук и буква «т».) Какой второй звук и буква в слоге «та»? (В слоге «та» второй звук и буква «а».) Ещё раз вместе прочитаем получившийся слог, помогая пальчиком. Напечатайте получившийся слог в тетради. (Дети выполняют.)

(Логопед уточняет, что 2-ой слог печатается, пропустив в тетради одну клетку вправо.)

- Составьте самостоятельно слог «от». (Дети выполняют задание и печатают слог в тетради.) Поменяйте кружочки и буквы местами. Какой слог получился? (Получился слог «то».) Напечатайте слог «то» в тетради. (Дети выполняют.)

3. Заключительная часть.

Логопед. Ну что, на этом наше путешествие закончилось. На следующем занятии мы отправимся за новыми знаниями. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком «т».) Какой звук «т»? (Звук «т» согласный, твёрдый, глухой.) Какой буквой он обозначается? (Звук «т» обозначается буквой «т».) Придумайте или вспомните слово с твёрдым звуком «т» и определите место звука «т» в слове, показывая жестом: в начале (левая рука вытянута в левую сторону, в середине (обе руки сложены на груди) или в конце (правая рука вытянута в правую сторону). (Например, я придумала слово «автобус», где звук «т» находится в середине.)

Прикреплённые файлы:

prezentacija_63qk3.ppt | 1780,5 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Дидактическое пособие «Звук и буква» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Звук и буква» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Звук и буква»Автор: Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед I квалификационной категории МКДОУ «Детский сад № 27».

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И» Задачи: - закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв; - упражнять в определении места гласного звука в словах;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [И] и буква И» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «И»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук и буква П» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «П»; - уточнить артикуляцию звука «п»; - учить определять место звука в слове, составлять и печатать.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «О» и их отличительными признаками; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [у] и буква У» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «У»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [Т] и буква «Т»
Опубликовано: 7 июня 2019 в 08:21
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...