Получи документы

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [к] и буква К»

Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [к] и буква К»

Задачи:

- познакомить детей со звуком и буквой «К»;

- уточнить артикуляцию и характеристику звука «к»;

- формировать умение определять место звука в слове, называть слова на заданный звук, составлять и печатать букву;

- продолжать учить составлять обратные и прямые слоги из символов и букв разрезной азбуки;

- развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память;

- улучшать координацию движений, нормализовать речевое дыхание;

- воспитывать интерес к учебному процессу и предупредить утомляемость детей во время процесса.

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Звук [к] и буква К“» размещена в разделах

Оборудование: презентация, раздаточный материал по количеству детей (зеркала, счётные палочки, тетради, ручки, символы звуков, кассы букв).

Ход НОД

(слайд 1-пустой)

1. Организационный момент.

Мы будем заниматься,

Мы будем все стараться,

Чтоб четко все сказать

И правильно писать.

2. Основная часть.

Введение в тему

- Внимание на экран. (пробел) Назовите ягоды. (Дети называют.) С какого звука начинаются названия ягод? (Названия ягод начинаются со звука «к».)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие со звуком «к» и познакомимся с буквой «К». (слайд 2-пустой)

Характеристика звука «к» по артикуляционным и акустическим признакам

- Возьмите зеркала и произнесите многократно, не спеша, звук «к».

(Дети выполняют. Логопед объясняет, что рот при этом чуть открыт, язычок выгибает спинку к нёбу и мешает воздуху выходить.)

- Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта, когда произносим звук «к». (Дети выполняют.)

- Скажите, какой звук «к»: гласный или согласный и почему так решили? (Звук «к» согласный, потому что во рту есть преграда для воздушной струи и поэтому звук не поётся.)

(Ладошкой правой руки дети прикрывают рот, делая преграду для воздушной струи.)

- Положите ладошку на горло и произнесите звук «к». Голосок поёт или спит? (Голосок спит.) Значит, звук «к» - … глухой.

(Левая рука согнута в локте, кисть с согнутыми крючком и втянутыми в ладонь пальцами опущена вниз.)

- Звук «к» твёрдый, как камушек или мягкий, как травка? (Звук «к» - твёрдый.)

(Правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак.)

- Согласный твёрдый звук «к» мы тоже будем обозначать кружочком … синего цвета.

- Ещё раз скажем и покажем, какой звук «к». (Звук «к» - согласный, твёрдый, глухой.)

(Логопед по необходимости помогает.)

Упражнение «Покажи и скажи»

- Выполним упражнение «Покажи и скажи». Встанем, сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе. Покажем и произнесём звук «к».

(Уронить голову на грудь, руки согнуть в локтях, кулачки прижать к подбородку. Произнося звук «к», дети рывком отводят локти назад (до ощущения сведения лопаток) и одновременно запрокидывают голову.)

Проговаривание чистоговорок с движениями

- Продолжаем упражняться. Покажем и произнесём чистоговорки. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе.

Ак-ак-ак,

(Дети 3 раза повторяют движение на слог «ак»: на звук «а» разводят руки в стороны; на звук «к» роняют голову на грудь и прижимают кулачки к подбородку.)

Распустился красный мак.

(Изображают руками «цветок»: запястья прижимают друг к другу, пальцы широко раздвигают, имитируя лепестки.)

Ок-ок-ок,

(Дети 3 раза повторяют движение на слог «ок»: на звук «о» поднимают руки через стороны вверх и соединяют в кольцо над головой; на звук «к» роняют голову на грудь и прижимают кулачки к подбородку.)

Вот какой комок.

(Поднимают руки вверх и соединяют в кольцо над головой.)

Ук-ук-ук,

(Дети 3 раза повторяют движение на слог «ук»: на звук «у» вытягивают руки вперёд ладонями от себя; на звук «к» роняют голову на грудь и прижимают кулачки к подбородку.)

Вот как много рук.

(Радостно с улыбкой на лице поднимают руки вверх.)

Знакомство с буквой «К»

(Дети присаживаются на свои места.)

- Давайте познакомимся с буквой «К». Внимание на экран. (пробел)

Два столба стояли рядом, (слайд 3)

Вдруг один переломился

И к другому прислонился.

- Это буква «К». В какую сторону смотрит буква «К»? (Буква «К» смотрит в правую сторону.) Сколько элементов у буквы «К»? (У буквы «К» три элемента.) Какие? (Одна длинная палочка и две короткие.) Какой звук обозначает буква «К»? (Буква «К» обозначает согласный, твёрдый, глухой звук «к».) (слайд 4-пустой)

Составление буквы «К»

- Послушайте и посмотрите, как можно составить букву «К» из пальчиков.

Указательный и средний

Образуют галочку.

Правый указательный

Вверх направим палочкой.

(Указательный и средний палец левой руки разведены между собой и направлены вправо. Безымянный и мизинец прижаты большим пальцем к ладони. Указательный палец правой руки соединяет основание разведённых пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты, их кончик прижаты к ладони. Большой палец лежит на среднем.)

- Попробуйте самостоятельно сложить букву «К» из палочек. (Дети выполняют.)

Показ написания буквы «К» (пробел)

(Логопед показывает правильное написание буквы «К» на доске или в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.)

- (пробел) Посмотрите, как пишется буква «К». Букву «К» начинают писать с верхнего левого угла, опускаясь вниз до нижнего левого угла, затем с верхнего правого угла опускаются к середине вертикальной палочки и от середины вертикальной палочки опускаются в нижний правый угол.

Обучение написанию буквы

- Попробуйте написать букву «К» в воздухе.

Это буква не простая,

Состоит из двух частей.

Нарисуем палочку,

В середине галочку.

(Дети пишут букву «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.)

- Напишите букву «К» обратной стороной ручки на ладошке.

Работа в тетради

(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)

- (слайд 5-пустой) Ребята, а сейчас букву «К»: обведите по контуру., соедините по точкам. и напечатайте самостоятельно.. Не забывайте соблюдать расстояние между буквами. (Дети выполняют.)

Составление обратных и прямых слогов из символов и букв разрезной азбуки

- Сейчас я начну чистоговорку, а вы помогите закончить её подходящим по смыслу словом. Приготовились. Ак-ак-ак – в саду растёт … мак. Назовите повторяющийся слог в данной чистоговорке. (Слог «ак».)

- Какой первый звук в слоге «ак»? (В слоге «ак» первый звук «а».) Обозначьте звук «а» соответствующим символом и буквой. (Дети выполняют.) Какой второй звук в слоге «ак»? (В слоге «ак» второй звук «к».) Обозначьте звук «к» соответствующим символом и буквой. (Дети выполняют.) Какой слог получился? (Получился слог «ак».)

(Дети используют при чтении слога пальчик. При необходимости логопед помогает.)

- Напечатайте получившийся слог в тетради. (Дети выполняют.)

(Логопед напоминает, что в буквы в слоге пишутся рядом.)

- Поменяйте кружочки местами. Кто скажет, какой слог получился? (Получился слог «ка».) Какой первый звук и буква в слоге «ка»? (В слоге «ка» первый звук и буква «к».) Какой второй звук и буква в слоге «ка»? (В слоге «ка» второй звук и буква «а».) Ещё раз вместе прочитаем получившийся слог, помогая пальчиком. Напечатайте получившийся слог в тетради. (Дети выполняют.)

(Логопед напоминает, что 2-ой слог печатается, пропустив в тетради одну клетку вправо.)

- Послушайте 2-ю чистоговорку и также помогите закончить её подходящим по смыслу словом. Приготовились. Ок-ок-ок – дети пили … сок. Назовите повторяющийся слог в этой чистоговорке. (Слог «ок».)

- Составьте самостоятельно слог «ок». (Дети выполняют задание и печатают слог в тетради.) Поменяйте кружочки и буквы местами. Какой слог получился? (Получился слог «ко».) Напечатайте слог «ко» в тетради. (Дети выполняют.)

3. Заключительная часть.

Логопед. Ну что, на этом наше путешествие закончилось. На следующем занятии мы отправимся за новыми знаниями. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком «к».) Какой звук «к»? (Звук «к» согласный, твёрдый, глухой.) Какой буквой он обозначается? (Звук «к» обозначается буквой «к».) Придумайте или вспомните слово с твёрдым звуком «к» и определите место звука «к» в слове, показывая жестом: в начале (левая рука вытянута в левую сторону, в середине (обе руки сложены на груди) или в конце (правая рука вытянута в правую сторону). (Например, я придумала слово «индюк», где звук «к» находится в конце.)

Прикреплённые файлы:

prezentacija_md0l3.ppt | 1667,5 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Звук и буква» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Звук и буква» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Звук и буква»Автор: Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед I квалификационной категории МКДОУ «Детский сад № 27».

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И» Задачи: - закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв; - упражнять в определении места гласного звука в словах;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [И] и буква И» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «И»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук и буква П» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «П»; - уточнить артикуляцию звука «п»; - учить определять место звука в слове, составлять и печатать.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [Т] и буква «Т» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «Т»; - уточнить артикуляцию звука «Т»; - учить характеризовать звук «т» по артикуляционным и акустическим.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «О» и их отличительными признаками; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [у] и буква У» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «У»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Задачи: - закрепить навыки различения и правильного произнесения звуков «а» и «у»; - обучать звукобуквенному анализу сочетаний «ау», «уа»;.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М» «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Познакомить с буквой М. Задачи: - определятьпозицию.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [а] и буква «А» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «А» и их отличительными признаками; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [к] и буква К»
Опубликовано: 25 июня 2019 в 21:23
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД